Главная / Начальные классы / Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)

Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)

Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В.

г. Кострома, МБОУ СОШ №30


Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и познавательные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент, отвечающий следующим требованиям:

  • межпредметность,

  • возможность отследить динамику развития УУД;

  • возможность оценить уровень владения полученными знаниями.

Наиболее точным инструментом в процессе оценки развития универсальных учебных действий учащихся является мониторинг.

Функции мониторинга:

  1. Диагностическая

    • Определение уровня развития того или иного умения.

    • Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом.

  1. Оценочная

    • Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»).

  1. Контрольная

    • Описание и определение критериев успешности работы учителя.

Цель мониторинга сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов НОО.

В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе – на уровне «Способа» и в 4 классе – на уровне «УУД» (для значительной части показателей). Итоговый мониторинг проводится в начале апреля каждого учебного года со 2 по 4 класс.

С 2012 -2013 уч. года мониторинг формирования УУД в нашей школе проводится на основе диагностического инструментария (комплекса) «Учимся учиться и действовать» (Т.В. Меркулова, А.Г. Телицкая, Т.В. Беглова. – изд-во Учебная литература, 2013).

Целью мониторинга является отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся в процессе освоения основной образовательной программы для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Задачи диагностики:

  • Определить уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика.

  • Определить индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатом, определить проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разработать на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

  • Определить успешность работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся.

У учащихся 1-х классов отслеживались регулятивные и познавательные УУД. У учащихся 2-4 классов в процессе мониторинга оцениваются все группы УУД.

Личностные УУД (не оцениваются в цифрах)   мотивация ученой деятельности. Оцениваемые УУД: действия направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения (самоопределение и смыслообразование).

Познавательные УУД - Логическое мышление. Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД   объем внимания и его концентрация. Оцениваемые УУД: умение контролировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД   оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий и в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Последовательный анализ УУД на протяжении 3-х лет позволит отследить положительную динамику в развитии УУД, увидеть прогресс в формировании каждого умения в классе и у каждого ученика в отдельности.

По итогам мониторинга отслеживаем динамику и прогресс в формировании УУД по каждому классу по следующей таблице

Мониторинг УУД

класс

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Уч. год

Планирование

Оценка

Контроль

Коррекция

Границы

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи

Аналогия

Отнесение к понятию

Диаграммы и таблицы

Умозаключения

Речевое высказывание

Точка зрения

Вопросы

Объединение информации























Прогресс в развитии УУД

Прогресс в развитии УУД по отдельным умениям в целом по классам

% детей, имеющих прогресс в развити УУД

Планирование

Оценка

Анализ

Синтез

Сравнение

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные связи











Обобщённый прогресс в развитии УУД

Блоки умения/

% детей имеющих прогресс в развитии УУД


Регулятивные

УУД


Познавательные

УУД


Коммуникативные УУД






Выводы по результатам мониторинга

Мониторинг, предлагаемый М.Р. Битяновой, Т.В.Меркуловой, А.Г. Теплицкой, реализует комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса. В школе данная форма реализуется уже третий год (с 2011-2012 уч.г.).

Целью комплексной работы с учащимися в 2013-2014 уч. году было – отслеживание процесса развития и формирование метапредметных УУД учащихся 1- 3 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

В качестве показателей мониторинга рассматривались 34 умения. Перечень показателей составлен на основе общего списка метапредметных УУД, содержащихся в ФГОС НОО. От 1 к 3 классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивалось. В полном объеме все 34 показателя изучались только в текущем году на параллели 3-х классов.

Обработка и анализ результатов мониторинга были направлены на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом:

об ученике – мы получили информацию по каждому умению и рейтинг умений, прогресс в развитии умений.

о классе – выявили группы учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом, прогресс развития умений той или иной группы в целом по классам.


Анализ индивидуальных результатов в каждом классе позволил учителям решить несколько важнейших задач.

  • выявить, какого рода задания вызывают у ребенка большие трудности;

  • анализ рейтинга всех умений по таблице рейтингов помог учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником;

  • работа с индивидуальными данными дала возможность посмотреть на темп выполнения ребенком диагностических заданий;

  • определить необходимость привлечения к работе с ребенком психолога-психолога и учителя-логопеда.

  • получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребенка.


Ежегодный анализ результатов (сравнение показателей) по классу в целом

позволил учителю:

  • грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учетом уровня развития отдельных умений (в таблицах отражены результаты по классам);

  • для организации групповой работы на уроке осуществить дифференциацию заданий по содержанию и уровню сложности (мониторинг позволяет выявить группы учащихся, имеющих недостаточный уровень развития по каждому умению и подобрать эффективные задания для корректировки ситуации);

  • выявить группы учащихся, в соответствии с результатами выполнения заданий, это очень важная информация, которая позволяет учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, формы и методы работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т.д.


Мониторинг формирования и развития метапредметных УУД – это важный момент в подведении учителями и специалистами начальной школы итогов работы за год и постановке задач работы на предстоящий учебный год.


Ясинская Л.Л., Адоевцева И.В. (МБОУ СОШ №30, г. Кострома)Опыт разработки и реализации мониторинга сформированности универсальных учебных действий учащихся (ФГОС начального общего образования)
  • Начальные классы
Описание:

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и познавательные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент, отвечающий своременным требованиям. Наиболее точным инструментом в процессе оценки развития универсальных учебных действий учащихся является мониторинг. статья будет полезна учителям начальных классов, педагога-психологам, споровождающим реализацию ФГОС, администрации школы (начальная школа)

Автор Ясинская Лариса Леонидовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 312
Номер материала 23787
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓