Главная / Русский язык и литература / «Я вас любил так искренне, так нежно…» А.С. Пушкин

«Я вас любил так искренне, так нежно…» А.С. Пушкин









«Я вас любил так искренне, так нежно…»


А.С. Пушкин




hello_html_m671d0805.jpg








Тема урока «Я вас любил так искренне, так нежно…»


Цели урока:


  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина,

  • познакомить ребят с адресатами любви поэта,

  • показать, как богаты, красивы и благородны искренние чувства поэта,

  • создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии,

  • совершенствовать умение выразительно читать,

  • помочь школьникам осмыслить, что любовь это вечная ценность в жизни человека,

  • развивать ассоциативное мышление, творческое воображение,

  • совершенствовать умение соотносить чувства, музыку и слово и находить в этом высшее наслаждение,

  • воспитывать чувство возвышенной, чистой и искренней любви, умение понимать и ценить чувства других.


Оборудование:


  • стенд с портретом Пушкина в центре, вокруг - рамочки с портретами женщин, которым поэт посвятил стихотворения,

  • столик, за которым работает Пушкин: горит свеча, чернильница, перо, букет полевых цветов,

  • столик для ведущих, свеча, женский портрет (А. Керн, Е. Бакуниной, Е. Воронцовой, А. Олениной, Н. Гончаровой) портрет на столе меняется. Здесь же стопка книг А.С. Пушкина,

  • среди ведущих девочки в нарядах 19 века,

  • мольберт с портретом Н.Н. Гончаровой,

  • пианино,

  • компьютер, мультимедийные средства,

  • музыка:

    • «Лунная соната» Бетховена;

    • «Вальс – фантазия» Глинки;

    • «Сентиментальный вальс» П. Чайковского

    • «Вальс» А.С. Грибоедова;

    • «Вальс» из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;

    • Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»;

    • Песня на слова А. Дементьева «Натали»;

  • видеосюжет «Тригорское»


Предварительная работа


В подготовке к уроку принимали участие все учащиеся:

  • учащиеся ведущие;

  • учащиеся, подготовившие музыкальное оформление;

  • учащиеся, оформляющие стенд и портреты женщин, которым Пушкин посвятил стихи;

  • учащиеся, исполняющие танец.


Тип урока: урок-концерт


Ход урока:

Музыка: «Вальс» Грибоедова


Учитель: Наш урок – это праздник. Праздник Поэзии. Праздник Любви.

Потому что любовь – это источник поэзии. Нельзя говорить о любви, не говоря о Пушкине, так как для самого поэта любовь не просто чувство, а сама жизнь. Пушкин был у нас первым поэтом любви. Конечно, о любви писали и до него, и после. Но никто ни до, ни после не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому чувству.

У нас не было поэта, так глубоко, так чувственно, так искренне любившего. Любившего всегда!

Звуки раннего утра:

Музыка, щебет птиц…

За первым столиком 2 ведущих. На столе зажжённая свеча в подсвечнике, портрет Пушкина, стопка книг с его стихотворениями.

За вторым столом, чуть дальше, Пушкин, на столе свеча, чернильница, перо, букет полевых цветов.


(Пушкин пишет.)


Ведущий 1:


Это было летом 1825 года. Пушкин шёл по дороге в Тригорское, помахивая своей массивной черной тростью, иногда с силой вонзая её в твердую ленту тропинки. На душе покойно, чисто и задорно. После суеты Петербурга, после роскоши Юга и подавляющего величия Кавказа он вновь узнал и обрел Россию. Лишённый свободы, он обрел волю. Изгнанный, он оказался на земле отцов. Так что, напрасно старались, Ваше Царское Величество. Дышалось необыкновенно легко, и все, на что ни падал взгляд, все радовало его.


Пушкин:


«На границе владений дедовских «Три сосны»: одна поодаль, две другие друг с другом близко, почти слились ветвями». Пушкин кивнул им словно старым знакомым – сосны ответили невнятным шорохом.


Ведущий 2:


На фоне видеосюжета «Тригорское»


Музыка: «Вальс-фантазия» Глинки


Вот и Тригорское. На правах старого желанного друга Пушкин без предупрежденья вошел в дом и остановился в дверях зала. Осиповы обедали. Барышни радостно закивали ему. Сидевшая за столом дама, очевидно, гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на Пушкина. Милое, нежно-округлое лицо, девственно-спокойное в очертаниях, мягкие, голубые глаза, волосы, волнами уложенные на висках и зачесанные назад.

Боже мой! Нет! Не может быть! Слишком уж велико счастье! Но почему так засияли глаза? Почему предательски колотится сердце? А мысли пляшут и уносят память в 1829 г., когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора публичной библиотеки, Пушкин (а ему не было тогда и 20 лет) увидел 19-летнюю племянницу Оленина А.П. Керн.

- Позволительно ли быть до того прелестной?! – воскликнул он, ослепленный красотой юной жены 52-х летного генерала Ермолая Керна.


Ведущий 1:


Весь вечер он старался привлечь ее внимание, заслужить хотя бы улыбку, хотя бы взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней. А когда она уезжала и ее брат, знакомый Пушкина, садился с нею в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и мучительно ему завидовал.


Ведущий 2:


Я помню чудное мгновенье…

Почему именно она «гений чистой красоты». Самая красивая? Свет знал красавиц виднее. Может быть, первая любовь? Но первая ли?


II Смена ведущих. За столом девушка в наряде XIX в. и юноша. На столе портрет Е. Бакуниной

hello_html_4b26fb2.jpghello_html_m109dce4c.jpg

Пушкин:

29 января 1815г. Лицей.

Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив, поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением стоя под окном, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался, отрадой тихого, восторгом упивался… Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной. Но я же видел ее 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука! Но я был счастлив 5 минут.


Ведущий 3:


Катерина Бакунина, сестра лицеиста Бакунина, весной и летом жила в Царском селе. К этому времени относится большинство обращенных к Бакуниной пушкинских стихов, полных «сердечных мучений». Она пользовалась большим успехом у лицеистов, привлекая многих красотой, незаурядным умом и разнообразными талантами. Уже позднее, вспоминая романтические увлечения юности, поэт писал:


Пушкин:


В те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь,

И я, тоскуя безнадежно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал ее следов,

Об ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье тайных мук узнал.


Ведущий 3:


Екатерина Павловна Бакунина, фрейлина, художница. Много позднее, возможно, и узнала о своем воздыхателе, когда стала госпожой Полторацкой и когда Пушкин (тогда уже женатый) побывал на ее свадьбе.


Ведущий 4:


«Шесть лет промчалось, как мечтанье

В объятьях сладкой тишины».


Пушкин в Петербурге. Новые впечатления, новые замыслы, новые встречи. Об одной мы уже знаем. Анна Петровна Керн.


В томленье грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.



III Меняются ведущие. Портрет Е. Бакуниной прикрепляют к стенду рядом с портретом А.С. Пушкина. На столе портрет Е.К. Воронцовой.

hello_html_4b26fb2.jpghello_html_13e7aa5e.jpg

Пушкин:


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.



Ведущий 5:


Поэт увидел ее впервые осенью 1823г. Уже 2 месяца он жил в Одессе и числился служащим канцелярии генерал-губернатора Новороссийского графа М.С. Воронцова, ее мужа. Она, Елизавета Ксаверьевна Воронцова, приехала в сентябре и вскоре состоялась их первая встреча. Елизавете Ксаверьевне шел 31 год, она была исполнена той прелести, которая озарена тревожным и светлым предвкушением близкого материнства.


Ведущий 6:


Всего несколько раз видел ее Пушкин до той поры, как она перестала показываться в обществе. Но впечатлительный поэт, ум и сердце которого еще занимала пламенная красавица Амалия Ризнич, всегда обращался к воспоминаниям о миловидной Елизавете Ксаверьевне. И вот на полях черновой рукописи «Е.О.» посвящаются наброски ее профиля, первые попытки постигнуть суть лица Воронцовой. Пушкин думает о Воронцовой, но он еще не влюблен. Ее образ буквально преследует поэта, он рисует - рисует, пытается удержать в памяти, передать на бумаге черты лица, обаяние женственности. Милое наваждение отвлекает от работы и вслед за линиями локонов, плечь в черновики врывается строка:


«Приметы верные черты».


Ведущий 7:


В феврале 1824г. Тревожная нежность Пушкина перерастает в необходимость видеться с графиней чаще. Но встречи с глазу на глаз почти невозможны. Жена генерал – губернатора уже очень на виду. А тут еще приехал влюбленный в Воронцову ее троюродный племянник Александр Раевский, тягостная дружба с которым была сродни отношениям Яго и Отелло. Но и редкие свидания наполнялись уже тем сильным чувством, которое в последствие прольется через край их сердец и увековечится строками бессмертных его стихов.


Ведущий 5:


Это будет потом. А пока Воронцов, объект известной пушкинской эпиграммы «Полу-милорд, полу-купец…», подогреваемый язвительностью Раевского и снедаемый ревностью, отправляет Пушкина с унизительным для поэта России поручением – принять участие в борьбе с саранчой. А затем и вовсе добивается отправки опального поэта на жительство в Михайловское под надзором полиции.


Ведущий 6:


В те дни печального одиночества, когда безысходность и отчаяние владели думами поэта, он создает стихотворение, которое и по сей день волнует не только проницательностью слова, но и тайной посвящения своего.


Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.


Ведущий 7:


Действительно, перед разлукой с Пушкиным Елизавета Ксаверьевна подарила Пушкину перстень – талисман. Оттиск этого перстня получался выпуклым, и разлученные влюбленные запечатывали им свои письма. Письма Елизаветы с сургучным узором, наполненные нежностью, любовью вселяли надежду в сердце изгнанника.


Ведущий 5:


Но что это? В конце декабря 1824 – или начале января 1825г. появляется стихотворение «Сожженное письмо».


Пушкин:


Прощай, письмо любви, прощай! Она велела...

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.


Ведущий 6:


За что же письмо любви было обречено на костер? Не здесь ли Елизавета сообщила своему возлюбленному о его будущем отцовстве? И эту тайну (до огня) помог уберечь от посторонних глаз, от языков запечатавший письмо перстень.

Позже Пушкин посвятит сердоликовому талисману еще одно стихотворение «Талисман», обозначив дату написания: 6 ноября ночью 1827г.


Милый друг! от преступленья,

От сердечных новых ран,

От измены, от забвенья

Сохранит мой талисман!"


Это уже не отчаянная молитва, как в стихотворении «Храни меня, мой талисман…» и не примета грусти тайной, как в «Сожженном письме», а гимн любовной силе талисмана.


Ведущий 5:


Мысли о Воронцовой не оставляют поэта. И готово новое стихотворение «Ненастный день потух».


Пушкин:


Там, под заветными скалами,

Теперь она сидит печальна и одна...

Одна... никто пред ней не плачет, не тоскует…


Ведущий 7:


Словно корабли, груженные драгоценностями, плывут к нам Михайловские рукописи. Сколько написано. А образ Воронцовой рядом! Здесь Пушкин молодой стал Пушкиным великим. Но тогда он не думал о славе. Хотя нет, «Желание славы» было, но какой славы?


Пушкин:


Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя,—

Ты знаешь, милая, желал ли славы я;

Ты знаешь: удален от ветреного света,

Скучая суетным прозванием поэта,

Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал

Жужжанью дальному упреков и похвал.

Могли ль меня молвы тревожить приговоры,

Когда, склонив ко мне томительные взоры

И руку на главу мне тихо наложив,

Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?

Другую, как меня, скажи, любить не будешь?

Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?

А я стесненное молчание хранил,

Я наслаждением весь полон был, я мнил,

Что нет грядущего, что грозный день разлуки

Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,

Измены, клевета, всё на главу мою

Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,

Как путник, молнией постигнутый в пустыне,

И всё передо мной затмилося! И ныне

Я новым для меня желанием томим:

Желаю славы я, чтоб именем моим

Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною

Окружена была, чтоб громкою молвою

Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,

Чтоб, гласу верному внимая в тишине,

Ты помнила мои последние моленья

В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.


IV Ведущие меняются. На столе портрет А.П. Керн.


hello_html_4b26fb2.jpghello_html_m1ee604aa.jpg







Пушкин:


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.


Ведущий 8:


И вот непредвиденная встреча с А.П. Керн.


Пушкин:


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.


Ведущий 8:


Шесть лет разлуки. Забыла ли Анна Петровна Пушкина? Нет, за эти годы она стала восторженной поклонницей его стихов. За эти годы разрыв ее с генералом Керном стал неотвратим. Приехав в Тригорское, она ежечасно ждала Пушкина. Потом она вспоминала эту встречу с Пушкиным, дни, проведенные в Тригорском и лунную ночь в Михайловском.


Ведущий 9:


Музыка: «Лунная соната» Бетховена.


«Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый запущенный сад, «приют задумчивых дриад» с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетясь, вились по дорожкам, заставляя меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать… На другой день я должна была уехать в Ригу. Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-ой главы «Онегина» в неразрезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами «Я помню чудное мгновенье».


Пушкин:


И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.


Музыка: «Романс» Глинки. Поет учитель музыки.


Учитель музыки:


Все слышали «Романс» Глинки, но не все знают, наверное, что на создание его вдохновила не Анна Петровна, а ее дочь Екатерина, в которую композитор был влюблен.








Ведущий 9:


Осталось досказать немногое. Для этого вернемся от «второй музы» к «первой музе» поэта А.П. Керн. Из ее воспоминаний видно, как долго еще Пушкин волновал ее сердце, как ревниво и зорко следила она за ним и как была счастлива, если он оказывал ей прежние знаки внимания.


V Ведущие меняются. Портрет Е. Воронцовой прикрепляется к стенду рядом с портретом

А.С. Пушкина. На столе портрет А. Олениной.



hello_html_4b26fb2.jpghello_html_5f104517.jpg

Ведущий 10:


Знаки внимания, но не более. Потому что именно в это время происходит встреча Пушкина с Анной Алексеевной Олениной, той самой, в семье которой он познакомился с Анной Петровной. Но тогда она была еще ребенком. Анна выросла в высококультурной семье, среди многих замечательных людей. Ей посвящали стихи Гнедич и Козлов, она была знакома с Грибоедовым, Батюшковым, Кипренским, братьями Брюлловыми, Веземским, Алябьевым. Она хорошо рисовала, была очень музыкальна. Пробовала сочинять стихи и прозу. И Пушкин, встретившись с нею в 1827г., увлекся не на шутку.


Пушкин:


Пустое вы сердечным ты

Она обмолвясь заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.

Пред ней задумчиво стою;

Свести очей с нее нет силы;

И говорю ей: как вы милы!

И мыслю: как тебя люблю!


Ведущий 11:


Между Пушкиным и «малюткой» Олениной было много игры и шутливого флирта, но одно время Пушкин думал о ней как о своей будущей жене. В его рукописях появляется профиль Олениной и записи по-французски: «Аннета Оленина» - «Аннета Пушкина». Но у «умной Аннеточки», как называл ее Крылов, было, должно быть, чересчур много практицизма и расчетливости и чересчур много настоящего чувства к поэту. Родители Анны отвергли его сватовство, а она против их воли не пошла, так как, по ее словам, «Он не имел никакого положения в обществе и не был богат».



Ведущий 11:


Поэт прощается с возлюбленной.


Пушкин:


Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.


VI Ведущие меняются. Портрет А. Олениной прикрепляется к стенду рядом с портретом

А.С. Пушкина. На столе портрет Н. Гончаровой.



hello_html_4b26fb2.jpghello_html_m557b00ee.jpg



Пушкин:


16 февраля, за два дня до свадьбы, в доме Павла Нащокина я встретился с молодой певицей из московского цыганского хора.


Цыганка:


Позолоти ручку, Александр Сергеевич, погадаю тебе на судьбу твою. Ждет тебя невеста красивая, свадьба счастливая, а жизнь унылая. Будешь страдать и писать, а потом дорога ждет тебя ранняя… Эх! Жизнь моя цыганская. Спляши со мной, развейся.


Танец.


VII Перед мольбертом сидит Наталья Гончарова. Художник рисует ее портрет.


hello_html_14a02c27.jpg



Пушкин:


Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков…


Ведущий 13:


- Кто же она, эта женщина, которой выпало счастье и испытание быть любимой Пушкина? …Спокойное лицо с тонкими чертами, кроткий взгляд, нежность в каждом движении…

Впервые он увидел ее в декабре 1828г. На балу у известного московского танцмейстера Иогеля.


Музыка: «Сентиментальный вальс» П. Чайковского.


Танец.


Ведущий 14:


- Я была в белом воздушном платье, с золотым обручем на голове. Александр Сергеевич не отрывал от меня глаз… Слава его тогда уже гремела на всю Россию. Он везде и всегда являлся желанным гостем, толпы ценителей и восторженных поклонниц окружали его, ловя всякое слово…

При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили меня…

Мне было всего шестнадцать лет…


Пушкин:


- Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только начали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась…


Ведущий 15:


- С того дня, как Пушкин шагнул на встречу Натали, для него не было ничего прекрасней и дороже ее. Он понял, что это прелестное создание составит его счастье.


Пушкин:


- Участь моя решена! Я женюсь… Та, которую я любил целые два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – боже мой – она моя…


Музыка: Песня на слова А. Дементьева «Натали»


VIII На сцене Пушкин и Натали. Пушкин берет в руки Евангелие.


Пушкин:


- Я должен был на тебе жениться… Всю жизнь был бы без тебя несчастлив… С твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица… Я тебя ничем не заслужил перед богом.






Натали:


- Мне как-то не по себе…


Пушкин:


- Ты в большой моде… Все это требует денег… Счастье твое и детей – священная, единственная моя цель.


Натали:


- Ты меня ревнуешь.


Пушкин: (берет в руку свечу)


- Я вовсе не ревнив… Мое положение ложно и сомнительно. Я пожалован в камер - юнкеры… что неприлично моим летам… Двору хотелось, чтобы ты танцевала в Аничковом дворце…


(Свеча в руке Пушкина гаснет, падает на пол Евангелие.)


Натали:


- Какой ты неловкий. Подай мне ту книгу…


Пушкин: (поднимая Евангелие с пола).


-Все это дурные предзнаменования…


(Натали медленно удаляется с книгой в руках.)


Пушкин:


- Куда же ты?


Пушкин: (берет со стола портрет Натали, долго всматривается)


- Я готов умереть за тебя… Но не оставить тебя блестящей вдовой, вольной на другой день выбрать себе нового мужа… Эта мысль для меня ад! (Ставит портрет на прежнее место.) Прощай, жизнь моя! Люблю тебя! Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай!..


(Медленно уходит в глубину сцены. Бьют часы. Три удара.)


Музыка: Вальс из драмы Лермонтова «Маскарад».




Домашнее задание:


Взять интервью у одной из любимых женщин А.С. Пушкина (по выбору).




















hello_html_f4f7965.jpg

















«Я вас любил так искренне, так нежно…» А.С. Пушкин
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока:

ü     расширить представление учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина,

ü     познакомить ребят с адресатами любви поэта,

ü     показать, как богаты, красивы и благородны искренние чувства поэта,

ü     создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии,

ü     совершенствовать умение выразительно читать,

ü     помочь школьникам осмыслить, что любовь это вечная ценность в жизни человека,

ü     развивать ассоциативное мышление, творческое воображение,

ü     совершенствовать умение соотносить чувства, музыку и слово и находить в этом высшее наслаждение,

 

ü     воспитывать чувство возвышенной, чистой и искренней любви, умение понимать и ценить чувства других.

Автор Миллер Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 698
Номер материала 37724
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓