Главная / Русский язык и литература / «Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.Ф.М.Достоевский. Урок 2

«Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.Ф.М.Достоевский. Урок 2

Литература.10 класс

Урок №2

Тема урока: «Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.

Ход урока

1.Опрос по домашнему заданию (биография)

1) Что изменило судьбу Ф.М.Достоевского?

2)Почему 20 минут стали главными в жизни писателя?

3) Почему Евангелие стало главной книгой Достоевского на каторге?

4) Почему Достоевского посчитали чуть ли не самым зловредным преступником из кружка Петрашевского?

2. Запись основных этапов творчества писателя.

Творческий путь Достоевского можно условно разделить на 4 этапа:

I. 1840-е годы. Достоевский - блистательный ученик «на­туральной школы».

«Бедные люди» (1846)

II. 1850-е годы. Каторга и солдатчина.

III.1860-е годы. Достоевский - создатель идеологического и полифонического романа.

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

IV.1870-е годы. Достоевский - писатель-пророк.

«Бесы» (1872)

«Братья Карамазовы» (1879)

3. Запись темы урока, определение ее границ.

- Итак, о каком же кризисе идет речь?

Лекция учителя

В русской литературе второй половины XIX века роман стал ведущей формой изображения дей­ствительности. Наряду с Толстым, Достоевский-ро­манист занял в ней одно из самых главных мест.

Достоевский «перепахал» сложившиеся в литературе рационалистические, основанные на за­дан­ных рецептах улучшения мира представления о человеке. Можно сказать, что творчество Достоевского насыщено в значитель­ной мере полемикой с Чернышевским, с его романом «Что делать?», с различны­ми схемами человеческой «натуры».

Сила Достоевского была не в полемике с Чернышевским как таковой, а во всестороннем изо­бра­жении современной мятущейся человеческой личности, в критике неустройств современного обще­ства.

Великие романы Достоевского имеют философский характер. Это означает, что они и написаны в форме рассуждений героев на фило­софские темы, а сами герои одержимы определёнными идеями. Герои настолько срастаются со своими идеями, что идея становится их «второй натурой».

Это свойство Достоевский не выдумал: оно носит глубоко реалистический характер. Ещё в юно­сти его поразил «неистовостью» своей натуры Белинский, этот страстный «домогатель истины», для ко­торого убеждение - было всё. Достоевский много раз возвращался к этому чисто «робеспьеров­скому», рево­люционному качеству личности Белинского. Оно ему очень нравилось. Да и сам Досто­евский был из числа «неистовых».

Для всех великих романов Достоевского характерна одна сквозная идея: отстаивание цельно­сти человека.

На переднем плане у него - человек-идея, главное - развёртывание этой /идеи, столкновение её с другими идеями. Отсюда смещение в самом понимании /типического. Оно у Достоевского ак­центировано не на будничных приметах явлений, а на некоем всеобщем значении развиваемой ге­роем идеи.

Достоевский властно водит своих героев по лабиринтам их идейных столкно­вений. Но есть в этом относительном отлёте от вещественного мира и огромная сила Достоевского-реалиста. Сила именно в этой возвышенной идеологичности, в этом страстном отстаивании своей веры, в исследо­вании мо­тивов, которыми руководствуются герои, защищая свои идеи или меняя их.

Накал страстей в сфере идей чрезвычайно характеризовал русскую жизнь 60-70-х годов XIX века. Самая текучесть, изменчивость идеологических исканий, психологических состояний были ха­рактерными особенностями людей, когда в России «всё переворотилось» (слова Л.Толстого). Этим вниманием к идеологической сущности человека Достоевский превосходит многих писа­телей. В его романах по-своему сильно бьётся пульс современности. Трагизм исканий подчёркивается тем, что спор между героями никогда не кончается победой одного или поражением другого героя.

Достоевского волновал вопрос о противоречиях передового движения, о коренящихся в нём са­мом пережитках старой морали, о возможных новых формах проявления честолюбия и карье­ризма. Это не были вопросы, поставлен­ные скептиком, ищущим только пятна на солнце. Это были во­просы, поставлен­ные человеком гуманистически настроенным, искренним искателем истины, по­ни­мавшим, как она сложна. Достоевский предчувствовал, сколь труден будет процесс «восстановле­ния» человека, как не проста натура «маленьких людей», сочувствовать которым русская литера­тура учила с появления в ней пушкинско­го Самсона Вырина и особенно тургеневских образов - Хоря и Калиныча. Это всё были немалые вопросы в связи с углублявшейся капитализацией России, нарас­тавшей в ней революцией, переменами в психологии людей.

Первые две редакции романа показывают, что "Преступление и наказание" планировался просто как "психологический отчет одного преступления". Молодой человек мещанского происхождения не имел твердых понятий и идеалов, считал, что, совершив "небольшое" преступление, он без труда окупит его будущими благодеяниями. Но тяга к добру и справедливости восторжествовала в его характере, и он сам, добровольно, пошел раскаиваться. Это и составляло "идейный скелет" романа. Но замысел постепенно изменяется, и преступник переходит от идей "убийства ради любви к людям, власти ради добрых дел" к "идее Наполеона" - идее "власти ради власти", причем, не отказываясь полностью от первой. Раскол, произошедший в душе Родиона Раскольникова, заметен на всем протяжении повествования.

Все лица и события в "Преступлении и наказании" располагаются вокруг Раскольникова, все вращается вокруг него. Первое впечатление оставляет его речь, прерывистая и нескладная, она сразу же привлекает к себе внимание. Писатель часто включает в монологи Раскольникова описания его состояния (обычно крайне возбужденного), подчеркивая тем самым дисгармонию в его душе. Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово - "вдруг" встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств. Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик-Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он" - семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" (сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор) и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию.

Возвращаясь к замыслу "Преступления и наказания", нужно отметить, что одной из основных линий романа стала полемика с Чернышевским, с его теорией «разумного эгоизма». Достоевский открыто отрицал ее. Для этого он включил в эпилог третий сон Раскольникова. В нем трихины эгоизма поражают весь мир, "как чума", отчего люди становятся "бесноватыми, сумасшедшими", но считают себя "умными и непоколебимыми в истине". Начинаются страшные бедствия из-за непонимания между людьми. "Все и все погибает". Спастись могут "только несколько человек" - "чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей". Эти избранные, очевидно, люди глубокой веры, такие как Соня, которая является воплощением духовности в произведении. В этом сне Достоевский указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех норм, понятий, всех критериев добра и зла.

Задание на дом: стр.215-218 (вопросы урока); прочитать материалы учебника к теме урока «Петербург Достоевского»

Петербург Достоевского:

пейзажи - часть первая, гл. 1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня);

часть вторая, гл. I (подчеркнутое по­вторение предыдущей картины);

часть вторая, гл. 2 («великолеп­ная панорама» Петербурга);

часть вторая, гл. 6 (вечерний Петер­бург);

часть пятая, гл. 5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

часть шестая, гл. 6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

сцены уличной жизни - часть первая, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломо­выми лошадьми);

часть вторая, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);

часть вто­рая, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увесели­тельного» заведения);

часть вторая, гл. 6 (сцена на ...ском мос­ту); часть пятая, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

описания-интерьеры - часть первая, гл. 3 (каморка Расколь­никова);

часть первая, гл. 2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);

часть первая, гл. 2 и часть вторая, гл. 7 («проходной угол» Мармеладова);

часть четвертая, гл. 4 (комна­та - «сарай» Сони);

часть шестая, гл. 3 (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов).



«Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.Ф.М.Достоевский. Урок 2
  • Русский язык и литература
Описание:

Литература.10 класс

Урок №2

Тема урока:  «Я-дитя века». Эпоха кризиса в «зеркале»  идеологического  романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». История создания романа. Презентация.

Ход урока

1.Опрос по домашнему заданию (биография)

1) Что изменило судьбу Ф.М.Достоевского?

2)Почему  20 минут стали главными в жизни писателя?

3) Почему Евангелие стало главной книгой Достоевского на каторге?

4) Почему Достоевского посчитали чуть ли не самым зловредным преступником из кружка Петрашевского?

2. Запись основных этапов творчества писателя.

Творческий путь Достоевского можно условно разделить на 4 этапа:

I. 1840-е годы. Достоевский - блистательный ученик «на­туральной школы».

«Бедные люди» (1846)

II. 1850-е годы. Каторга и солдатчина.

III.1860-е годы. Достоевский - создатель идеологического и полифонического романа.

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

IV.1870-е годы. Достоевский - писатель-пророк.

«Бесы» (1872)

«Братья Карамазовы» (1879)

3. Запись темы урока, определение ее границ.

Автор Иванова Клавдия Ильинична
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 888
Номер материала 25012
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓