Главная / Химия / Взаимообучение и взаимоконтроль как факторы развития основных компетентностей обучающихся

Взаимообучение и взаимоконтроль как факторы развития основных компетентностей обучающихся

Взаимообучение и взаимоконтроль как факторы развития основных компетентностей обучающихся



Одной из главных воспитательных задач является воспитание культуры межличностных отношений, без чего немыслимо развитие творческого потенциала всех учащихся класса и каждого в отдельности. Исходя из этого, воспитанию и развитию культуры межличностных отношений я уделяю огромное значение: на уроках химии используются групповые формы деятельности учащихся.

Осознанное включение ребенка в деятельность с нормореализацией – это и есть положительное самоопределение. Сформировать данное качество у ребенка очень сложно, но можно через организацию специальных учебных ситуаций, которые могут вызывать интерес учащегося к данной проблеме или информации. Эти ситуации основаны на методе рефлексивной самоорганизации: предлагаемая функция интересна ученику, но для ее выполнения требуется расширение и углубление знаний, а также формирование дополнительных способностей. Здесь может возникнуть желание (мотивация) ученика расширить свои способности, круг своих компетентностей, что и означает развитие личности.

Большую роль в формировании коммуникативного взаимодействия играют деловые игры. Первоначально деловые игры можно проводить на уровне коммуникаций между группами. Например, первая группа – «генераторы идей», вторая – «доброжелатели», третья – «критики», а четвертая – «арбитры». Всем учащимся предлагается решить какую-либо проблему. Первая группа выдвигает идею решения, вторая, аргументируя, высказывается в поддержку данного решения. Третья группа находит аргументы против данного решения проблемы. Четвертая группа должна рассудить «конфликтующие стороны». Затем группы меняются ролями. Также можно распределить роли и внутри отдельной группы.

А можно поступить следующим образом. К примеру, в группе появляется субъект, который транслирует информацию, другой субъект группы воспринимает информацию, «критик» фиксирует затруднения принимающего информацию, выявляет причины затруднений, конструирует способы коррекции информации и транслирует ее автору. Четвертый член группы («арбитр») фиксирует затруднения в восприятии «автором» коррекции информации, предлагаемых «критиком» и обеспечивает «автора» и «критика» критериями, на основе которых строится адекватная коррекция информации. Пятый член группы следит за культурой взаимоотношений в группе, за регламентом, за соблюдением последовательности передачи информации.

Такая организация работы на уроке позволяет развить познавательные интересы учащихся, способствует развитию предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, развивает умения учащихся представлять информацию в различных формах, решать проблемные вопросы, способствует развитию критического мышления и формированию способностей проводить оценку результатов деятельности как на уровне группы, так и на личностном уровне, и, что самое главное, способствует развитию у обучающихся культуры межличностных отношений и сплочению классного коллектива.

Взаимообучение и взаимоконтроль как факторы развития основных компетентностей обучающихся
  • Химия
Описание:

Взаимообучение и взаимоконтроль как факторы развития основных компетентностей обучающихся

 

     Одной из главных воспитательных задач является воспитание культуры межличностных отношений, без чего немыслимо развитие творческого потенциала всех учащихся класса и каждого в отдельности. Исходя из этого, воспитанию и развитию культуры межличностных отношений я уделяю огромное значение: на уроках химии используются групповые формы деятельности учащихся.

     Осознанное включение ребенка в деятельность с нормореализацией – это и есть положительное самоопределение. Сформировать данное качество у ребенка очень сложно, но можно через организацию специальных учебных ситуаций, которые могут вызывать интерес учащегося к данной проблеме или информации. Эти ситуации основаны на методе рефлексивной самоорганизации: предлагаемая функция интересна ученику, но для ее выполнения требуется расширение и углубление знаний, а также формирование дополнительных способностей. Здесь может возникнуть желание (мотивация) ученика расширить свои способности, круг своих компетентностей, что и означает развитие личности.

     Большую роль в формировании коммуникативного взаимодействия играют деловые игры. Первоначально деловые игры можно проводить на уровне коммуникаций между группами. Например, первая группа – «генераторы идей», вторая – «доброжелатели», третья – «критики», а четвертая – «арбитры». Всем учащимся предлагается решить какую-либо проблему. Первая группа выдвигает идею решения, вторая, аргументируя, высказывается в поддержку данного решения. Третья группа находит аргументы против данного решения проблемы. Четвертая группа должна рассудить «конфликтующие стороны». Затем группы меняются ролями. Также можно распределить роли и внутри отдельной группы.

     А можно поступить следующим образом. К примеру, в группе появляется субъект, который транслирует информацию, другой субъект группы воспринимает информацию, «критик» фиксирует затруднения принимающего информацию, выявляет причины затруднений, конструирует способы коррекции информации и транслирует ее автору. Четвертый член группы («арбитр») фиксирует затруднения в восприятии «автором» коррекции информации, предлагаемых «критиком» и обеспечивает «автора» и «критика» критериями, на основе которых строится адекватная коррекция информации. Пятый член группы следит за культурой взаимоотношений в группе, за регламентом, за соблюдением последовательности передачи информации.

 

     Такая организация работы на уроке позволяет развить познавательные интересы учащихся, способствует развитию предметной, коммуникативной и социальной компетентностей, развивает умения учащихся представлять информацию в различных формах, решать проблемные вопросы, способствует развитию критического мышления и формированию способностей проводить оценку результатов деятельности как на уровне группы, так и на личностном уровне, и, что самое главное, способствует развитию у обучающихся культуры межличностных отношений и сплочению классного коллектива. 

Автор Султангулова Лениана Павловна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 493
Номер материала 51205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓