Главная / Логопедия / Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы (учителя, члены ШППК, ПМПК, узкие специалисты)

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы (учителя, члены ШППК, ПМПК, узкие специалисты)

 Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья».

Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, предметных) Стандарта образования.

Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения является школьный психолого-педагогический консилиум (ШППК), деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, обучением социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с ТНР.

Основной целью ШППК является: своевременное выявление детей с трудностями в обучении, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им коррекционно-развивающей, психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения


В состав ШППК входят:

председатель комиссии:   Зам. директора по УР;

члены комиссии:

Зам директора по ВР;

соц. педагог;

педагог психолог;

учитель - логопед;

фельдшер школы;

  руководитель школьного методического объединения учителей начальных классов;

  классные руководители 1-4 классов;


Каждый специалист консилиума даёт оценку состояния детей с трудностями в обучении. Сформированности определённых образовательных навыков и умений и соответствие их условно нормативным показателям, а также особенности несформированности этих умений и навыков диагностируются педагогом. Педагог-психолог устанавливает уровень и особенности актуального психического развития ребёнка, в том числе и интеллектуального, выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми, выявляет возможности овладения ребёнком школьной программы обучения. Социальная ситуация развития, среда, в которой находится ребёнок вне образовательного учреждения, особенности социального статуса семьи оценивается социальным педагогом школы.

Основная задача логопеда определить степень речевых расстройств и характер их в каждом из таких синдромов.

Основные задачи ШППК:

1. Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей.

2. Выявление актуальных и резервных возможностей ребёнка.

3. Разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.

4. Отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ.

5. Определение готовности к школьному обучению первоклассников с целью вычленения «группы риска».


6. Решение вопроса о создании в рамках школы условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребёнка (перевод на другую программу обучения, выбор соответствующей формы обучения).

7. Прослеживание динамики развития (наблюдения, диагностические «срезы» для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив).

8. Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

9. Консультативная работа с родителями, педагогами.

10. Подготовка и ведение документации, отражающей реальное актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями.

11. Организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и специалистами, участвующими в работе ШППК и специалистами ПМПК.

12. Организация психологического, логопедического сопровождения помощи.

13. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей.

Школьный консилиум работает по утвержденному плану.

ШППк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения ШППк определяется реально возникшей проблемной ситуацией. Плановые ШППк проводятся не реже одного раза в квартал.

 На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы каждого обследования. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все специалисты относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа – заключения консилиума. В котором предусматриваются ответы на вопросы:

Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования?

Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования?

Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения?

В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель?

Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией?

Ответы на все вопросы, поставленные выше, предполагает установление сроков выполнения той или иной работы, конкретного ответственного и форм контроля.

На заседании консилиума ведется протокол, отражающий краткие высказывания участников при обсуждении итогового решения по каждому случаю.

Прием детей на консилиум осуществляется как по инициативе педагогов класса, так и по просьбам родителей. Но проблема в том, что последнее слово остается за родителем. Не каждый родитель выполняет рекомендации, данные специалистами, не все доходят до «Центра диагностики и консультирования». Общественное мнение так же оказывает сильное влияние на родителей. Родители не хотят отдавать своих детей в коррекционные школы. Бывает и такое, что иногда учитель «не хочет ставить двойки», так как (снижаются баллы за плохое качество, низкую успеваемость, а отсюда, как правило, снижение зарплаты), а без двоек ни один врач – психоневролог (определенный) вид не поставит. Но эти дети все равно «всплывают» - это итоговые, контрольные, срезовые работы, проводимые завучем, где виден отрицательный результат. И так же начинается работа с этими детьми.

По результатам обследования родителям и учащимся даются рекомендации по организации коррекционной работы,  индивидуальных образовательных маршрутов.





Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы (учителя, члены ШППК, ПМПК, узкие специалисты)
  • Логопедия
Описание:

 Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья». 

 

Реализация личностно-ориентированного подхода через психолого-педагогическое сопровождение ребенка является актуальной задачей, решение которой способствует достижению учащимся планируемых результатов (личностных, предметных) Стандарта образования.

 

Автор Исмагилова Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Логопедия
Подраздел
Просмотров 652
Номер материала 27153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓