Главная / Классному руководителю / Взаимодействие школы и церкви в реализации программ духовно-нравственного содержания

Взаимодействие школы и церкви в реализации программ духовно-нравственного содержания

Владимирская область

МБОУ СОШ №1 г. Покров

Самойлова О.А.,

учитель истории, обществознания и МХК.

Взаимодействие школы и церкви

в реализации программ

духовно-нравственного содержания.

«Школа никогда не была бездуховной! (как бы её не обвиняли в грехах) Она оставалась тем островком, где не учили детей порокам, а уберегали от них».

(Селинджер «Над пропастью, во ржи»).

«Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи».

Проблема в нашей современной действительности возникла как-то вдруг: то, что было так важно 100 лет назад, вдруг стало неважно. И то, что было 50 лет тому назад, вдруг тоже неважно. А что осталось важно веками и до сих пор? Церковь, Семья, Дети, Школа.

И что сделать, чтобы эти жизненно необходимые ценности сохранить? В государстве есть и Церковь, двери Храмов открыты, и Семья признана как социальный институт, и Школа, которую постоянно модернизируют. И есть дети, которые идут…..куда идут?

Общей главной задачей всех времён было созидание из детей высоко - нравственных личностей, которые готовы создавать крепкие семьи и сильное государство.

Ориентиром в деле воспитания раньше в России всегда являлась Церковь, в 20 веке картина изменилась. Смена нравственных ориентиров и устоев в обществе, развал семьи стали приметами времени. Да,и школы оказались в растерянности в 90 годы, появилась хромота в образовании, когда нужно было плыть в рыночную экономику, а маршрута никто не знал! Началась «золотая лихорадка».

Опомнились!

«Считали: все дело в строе,

И переменили строй,

И стали беднее втрое

И злее, само собой.

Считали: все дело в цели,

И хоть изменили цель,

Она, как была доселе,

За тридевять земель.

Считали: все дело в средствах,

Когда же дошло до средств,

Прибавилось повсеместно

Мошенничества и зверств.

Меняли шило на мыло

И собственность на права,

А необходимо было

Себя поменять сперва.

(авт. Владимир Корнилов)

А Церковь и в мире меняющемся, сохранила и сохраняет свою основу, все исказились, а она нет. Вывод ясен - необходимо вернуть силу союза Церкви с Семьёй и Школой, Государством.

Исторически на Руси учитель и священнослужитель в деле образования и воспитания всегда шли рядом, вместе делали великое дело.

1. Церковь – это многовековой институт духовного воспитания и образования.

2. Семья – это малая Церковь.

3. Школа - образовательная система. Образование от греч. образ. Образование-это созидание личности. Образ и подобие, к которому надо стремиться. Образовываться, т.е. уподобляться Первообразу.

Как же объединить эти институты любви к ребёнку в наши дни?

В любом деле должна быть программа и в деле воссоздания союза Церкви, школы и семьи тоже: Федеральная Программа, Региональная Программа, и Муниципальная. Начинать с воспитания человека всеми имеющимися в стране средствами. И основополагающим нормативным документом является КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

Она служит основой для разработки образовательным учреждением собственной программы воспитания и развития школьников, с учетом особенностей региона, запросов учащихся, родителей, регионального сообщества.

На сегодняшний день Программ по образованию детей много:

Причем, кроме одобренных министерством образования, существуют еще и экспериментальные, и,  внутри школьные программы.

Каждая педагогическая программа рассчитана на определенный  способ восприятия, на индивидуальность и характер конкретного ребенка.

Полагаю, Программа духовно-нравственного развития и должна объединить вокруг себя другие программы, стать центром.

 Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

 В Концепции сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Наша школа, МБОУ СОШ №1города Покров Владимирской области, тоже создала Программу « ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

Но сама система духовно – нравственного воспитания и образования в нашей школе была определена ещё в 90 –е годы. Именно тогда были взяты за основу традиционные национальные ценности, которые сегодня заложены как базовые ценности в Концепции. В 1996 году обобщен опыт работы в данном направлении и представлен в сборнике «Покровские посиделки».

В первую очередь нравственное воспитание школьника происходит в процессе обучения. Урок – место коллективных действий и переживаний. Факультативные занятия направлены не только на обучение, но и на развитие, воспитание наших учеников. Преподавание курса «Основы православной культуры» вошло в систему учебно-воспитательной работы школы нашей. Родители выбрали этот модуль на базе предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Курс для ребят 4-х классов ведёт социальный педагог школы, Косихина О.А.

Курс для учащихся 5-7 классов ведёт декан социально-экономического факультета МГОГИ Корнышева И.Р. на основе региональной программы «Православная культура земли Владимирской». Очень важно отметить, что факультативные занятия православной культуры остаются для всех добровольными. Начальные занятия посвящены знакомству с основными мировыми религиями. Дети активно, с интересом относятся и к урокам, и к внеклассным делам по предмету «Основы православной культуры». Многие вместе со своими родителями стали прихожанами нашего храма. В рамках учебного курса ОРКСЭ и региональной программы по ОПК учащиеся с согласия родителей посещают храмы нашего района и святые места через паломнические поездки.


Самое благотворное влияние на ребят оказывают встречи со священнослужителями города, которые бывают и включены в сценарий урока, и выступают с добрыми напутствиями на торжественных линейках, присутствуют на классных часах. Шаг за шагом преподавание курса «Основ православной культуры» обогатило всё содержание учебно-воспитательного процесса в школе.

До сих пор существующие танцевальные коллективы, вокальные коллективы, детские объединения, ансамбль ложкарей «Полянка», детское объединение «Прометей», в которое объединены учащиеся, выпускающие школьную газету 8 лет, стали победителями в номинации «Лучший издательский проект» научное общество «Эврика» объединяющее ребят, склонных к исследовательской деятельности (они создали различные проекты, опубликованные в сборниках): «О чём может рассказать церковный дворик», «Прикосновение к истории: мой родственник св. Василий Аменицкий», «Малые дела в копилку большого государства», «Свои среди чужих, чужие среди своих: или решение проблемы социального сиротства», проведение многочисленных выставок-это всё связало в единую систему работу школы.

С 1991 года изучается мировая художественная культура, богатейший курс для духовно-нравственного развития личности.

Особую роль в духовно – нравственном воспитании играет развитие интереса к изучению своей малой Родины, к историческому наследию. Проделанная работа представлена в детских проектах на Покровских краеведческих чтениях, на районных краеведческих чтениях. Круг помощников в воспитании наших детей обширен: договоры о совместной работе заключены с учреждениями культуры, дополнительного образования, библиотеками, институтами, музеем. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В соответствии с Программой «Комплексных мер по реализации духовно-нравственного воспитания учащихся Петушинского района на 2011-2013 г.г.», Договором о сотрудничестве управления образования с Петушинским благочинием в вопросах патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся (17.02.2012 г.) и приказа управления образования № 346 от 10 августа 2011 года «О ведении предмета ОРКСЭ» и строится системная работа. Обширна и содержательна программа мероприятий Церкви и и школы:



- Конкурс чтецов «Арфа царя Давида»;

- Свято-Афанасиевские православные чтения

- Конкурс творческих работ «Красота Божьего мира».

- Конкурс «Святые заступники Руси»


- Дни славянской письменности,

-«Вифлеемская звезда»,

- «Рождественские праздники»,

- Концерты духовной музыки,

- Экскурсии по изучению местных храмов,

- Знакомство с монастырями,

- Встречи,

- Участие в церковных краеведческих чтениях.

Совместное проведение районного семинара в 2012 году по теме: «Методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» стали для нашей школы необходимым звеном, где интересы Школы и Церкви совпадают по главному критерию – воспитанию духовно – нравственной личности. Церковь по-настоящему и с любовью помогает нашей школе в воспитании учеников. И промежуточным результатом системного подхода в реализации программ духовно-нравственного содержания в нашей школе стал семинар «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на основе отечественных культурных и духовных традиций в образовательном пространстве Петушинского района: проблемы и перспективы», который был открыт

выступлением хора Свято-Покровского храма (Регент И.Р. Корнышева) и приветственной речью директора школы Тимофеевой Н.А.

«Духовно-нравственное воспитание учащихся в Петушинском районе: проблемы и перспективы»

(начальник МУ «Управление образования администрации Петушинского района» Коробко Е.В.)

«Сотрудничество РПЦ (Петушинского благочиния) и управления образования в вопросах духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве Петушинского района» (Благочинный Петушинского церковного округа,

протоиерей Сергий Берёзкин)

«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности ученика»

(Директор МБОУ СОШ № 1 г. Покров Тимофеева Н.А.)

Урочная деятельность

2 класс – урок внеклассного чтения

«Твори добро другим на благо»

(по произведениям покровского писателя

Б.А. Костина)

(Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории Печенкина Н.В.)

4 класс – урок ОРКСЭ (модуль ОПК) «Зачем творить добро?» (Учитель первой категории

Косихина О.А.)

5 класс – урок литературы «Открой дорогу красоте»

(По стихотворению И.А. Бунина

«Густой зелёный ельник у дороги…»)

(Учитель высшей квалификационной категории,

отличник общего и профессионального образования Додунова Н.Н.)

9 класс – урок литературы

«Чичиков: угроза или спасение России?»

(По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)

(Учитель высшей квалификационной категории

Снеткова И.А.)

Внеурочная деятельность

3 класс - занятие по психологии

«У черты между добром и злом»

(Педагог-психолог высшей квалификационной категории Зайчикова М.В.)

5-6 классы – занятие факультатива «Библейские сюжеты

в православном музыкальном искусстве»

(кандидат философских наук, доцент кафедры историко-правовых и гуманитарных наук, декан социально-экономического факультета,

Московского государственного областного гуманитарного института, Корнышева И.Р.)

8 класс - классный час

«Жизнь – это море из благих деяний»

(Учитель высшей квалификационной категории,

отличник народного просвещения Самойлова О.А.)

Дополнительное образование

Литературно-музыкальная композиция

«Ведь она с Покрова начинается,

золотая земля Владимирская…»

(педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории Муханова С.Н.,

педагог дополнительного образования Матюшкина Л.Г.,

заместитель директора по воспитательной работе

первой квалификационной категории Бойцова Н.М.,

педагог-организатор первой категории Матус Т.Г.)

Выставка фотографий и творческих работ учащихся МБОУ СОШ № 1 г. Покров

(Учитель технологии высшей категории Петрова Г.А.,
учитель технологии первой категории Лапченко С.А.)


Круглый стол. Подведение итогов семинара.

Блинова С.А., старший научный сотрудник лаборатории духовно-нравственного воспитания ВИПКРО

Экскурсия в Свято-Введенский монастырь

и Дом-музей святителя Афанасия завершили работу семинара


Процесс воспитания остается сложным как в школе, так и в семье. «В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от наших великих предков, бесспорна и очевидна. Ответственный гражданин, размышляя о проблемах державного строительства современной России, не может обойти вниманием естественные особенности русского бытия, многократно являвшие себя на тысячелетнем пространстве российской истории. Наиболее яркой его особенностью нельзя не признать тот факт, что русская государственность всегда мыслила себя, всегда строилась и действовала как государственность христианская, черпая в православном вероучении идеалы и смысл своего существования. Народ хранил религиозно–нравственные начала, позволяющие строить жизнь личную, семейную, общественную и государственную так, чтобы воспрепятствовать действию зла и дать наибольший простор силам добра» / Митрополит Иоанн Снычев «Русь соборная. Очерки Христианской государственности». С-Пб., 1995 /. В России на процесс воспитания смотрели как на святое и ответственное служение народу и государству.

Чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного развития и воспитания, необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Веками именно на семейный уклад оказывает воздействие религия. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Наша школа всегда уделяла много внимания воспитанию учащихся и в процессе урочной, внеурочной деятельности, дополнительном образовании учащихся, а в последнее время , что очень радует , тесно сотрудничает с Петушинским благочинием. За школой согласно приказу Управления образования закреплён наставник – протоиерей Леонид Беспалов.

От системной работы школы по реализации программ нравственного воспитания и образования через урочную и внеурочную деятельность к духовной деятельности ребёнка при помощи церкви - вот путь становления и созидания личности. И видится мне добрый, заботливый, полный любви взгляд священника, направленный на маленького ученика, который с огромным вниманием и уважением смотрит на учительницу, слушая увлекательный рассказ о ценности человеческой жизни, при этом понимая о чём она говорит.

















































































































Взаимодействие школы и церкви в реализации программ духовно-нравственного содержания
  • Классному руководителю
Описание:

Что осталось важно веками и до сих пор? Церковь, Семья, Дети, Школа.

 

 И что сделать, чтобы эти жизненно необходимые ценности сохранить? В  государстве есть и Церковь, двери Храмов открыты, и Семья признана как социальный институт, и Школа, которую постоянно модернизируют. И есть дети, которые идут…..куда идут? Необходимо вернуть силу союза Церкви с Семьёй и Школой, Государством.Как же объединить эти институты любви к ребёнку в наши дни?

 Наша школа, МБОУ СОШ №1города Покров Владимирской области,  создала Программу

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ».

 

 

Автор Самойлова Ольга Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 923
Номер материала 46507
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓