Главная / Классному руководителю / «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧИЛИЩА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧИЛИЩА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ГБОУ НПО «ПУ № 13 имени Дважды Героя Социалистического труда В.И.Штепо»













«Взаимодействие семьи и училища как залог успеха учебно-воспитательного процесса»







Преподаватель I квалификационной категории Самойленко Л.В.










г.Калач-на-Дону

2013г.

Слайд 1.

«Взаимодействие семьи и училища как залог успеха учебно-воспитательного процесса»

Долгое время один из мифов педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в училище. Но время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Слайд 2.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса .

Слайд 3.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Здесь он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Каким вырастет ребенок, во многом определяет его положение в семье.

А это положение бывает самым различным:

нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда в семье заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;

ненормальным, когда он баловень, а нередко и деспот семьи; либо изгой и растет, как сорная трава; либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Результаты анкеты. Слайд 4.

Экономическая нестабильность, социальная дезориентированность населения, озабоченность большинства семей проблемами материального, а порой и физического выживания негативно сказываются на воспитании детей. Между тем, какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда оказывается, что главную роль в эффективности этого процесса на том или ином возрастном этапе играет семья.

Слайд 5.

И учителя, и родители связаны единой целью: обучить и воспитать детей. Достичь каких-либо успехов в этом возможно при установившемся взаимопонимании между семьей и образовательным учреждением. Но зачастую родители подростков самоустраняются, считая своих детей достаточно самостоятельными, не требующими их вмешательства. Однако как раз в этом возрасте проблем не становится меньше, совсем наоборот: проблемы во всем  — в обучении, поведении, выборе жизненного пути, часто  — здоровье...

Поэтому классному руководителю необходимо серьезно продумать направления, формы и возможные приемы работы с родителями своих воспитанников. Хорошо, если родители активны, контактны, заботливы, обеспокоены будущим своих детей, приучены стилем работы образовательного учреждения к пониманию важности их участия в делах группы, училища. Трудно бывает, когда нужно «перевоспитывать» родителей, добиваясь такого участия, но нельзя считать бесполезными свои усилия по привлечению родителей, по установлению контакта с семьями учеников.

Слайд 6.

Проблемы семьи волнуют и самих детей. Например, на вопрос: «Чего бы вам больше всего хотелось добиться в жизни?» 60 % подростков отвечают: «Иметь хорошую семью».

Слайд 7.

Главная задача, которую должны решить педагогический коллектив и родительская общественность – это нахождение взаимопонимания.

Слайд 8.


Работа с родителями может включать:

  • изучение семей обучающихся педколлективом;

  • использование индивидуальных форм работы с родителями (приглашение родителей в школу, проведение регулярного приемного «родительского дня»);

  • анкетирование родителей;

  • организацию помощи в воспитании детей неполным семьям;

  • составление памяток для родителей;

  • организацию и осуществление коллективных форм работы и досуга детей и их родителей;

  • привлечение родителей к общественной работе в помощь школе по воспитанию детей;

  • работу органов родительской общественности в школе, в классе;

  • осуществление различных форм педагогического просвещения.


Работа с семьей – зона особого внимания в смысле этики отношений с родителями. Каждое слово педагога должно быть выверено с точки зрения воспитательных последствий.

Слайд 9.

Есть непреложные законы этики отношений «учитель – родители». Часто мы своей нетерпимостью и категоричностью провоцируем родителей на конфликт. Иногда он становится затяжным, когда ни родители, ни учитель не хотят увидеть в этом своей вины.

Случается, что родители в результате беседы сознают свою неправоту или готовы пойти на компромисс. Мастерство педагога заключается в том, чтобы помочь родителям достойно выйти из неприятной ситуации. Поверьте, большинство оценит эту помощь педагога.

В ходе общения с родителями важно добиваться создания атмосферы взаимного доверия, психологического комфорта. Нужно уметь слушать, уметь расположить к себе отцов и матерей.

Безусловно, всегда легче работать с семьей, где родители охотно идут на контакт с учителем. А как быть с неблагополучными семьями? Тут выступают другие приемы и решения. Они более трудны и кропотливы. Борьба с общим неблагополучием в семье не всегда приводит к успеху. Многие учителя с этого и начинают, но когда убеждаются, что не получается, используют то, что им подвластно, – меняют обстоятельства жизни ребенка в образовательном учреждении. Окружают ученика вниманием и заботой, дают возможность почувствовать радость общения с детьми в коллективе, помогают пережить радость успеха. Словом, повышают социальную роль ученика в общении с другими обучающимися, учебной деятельности.

Слайд 10.

Но не надо торопиться отгораживаться от родителей из неблагополучных семей. Говорят, что капля камень точит. Необходимо попытаться заставить и таких родителей задуматься над тем, что от них зависит будущее их детей.

Слайд 11.

Наиболее распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания и индивидуальные встречи с отдельными родителями. Причем индивидуальные формы работы предполагают не только приглашение родителей в школу, но и посещение семьи учащегося дома, особенно если возникает необходимость более полного изучения семьи или же когда родители самоустраняются от воспитания своего ребенка.

Слайд 12.

Важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

  • не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от родителей; проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов;

  • исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, пытайтесь найти пути их решения; беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи;

  • не предъявляйте претензий родителям; всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника;

  • советы и рекомендации давайте ненавязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи;

  • не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержаны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и училища. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Несколько слов об организации индивидуальных бесед с родителями.

Слайд 13.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями обучающихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

Слайд 14.

  • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

  • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

  • Готовясь к встрече с семьёй обучающегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

  • Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

Слайд 15.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

Слайд 16.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.





«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И УЧИЛИЩА КАК ЗАЛОГ УСПЕХА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
  • Классному руководителю
Описание:

Долгое время один из мифов педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребенка в училище. Но время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная.

Все яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса.

 

 

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно и всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру. Отношения внутри семьи определяют ее психологический климат. В нем и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

Автор Самойленко Лилия Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 436
Номер материала 45967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓