Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВзаимодействие педагога и учащихся с ЗПР при выполнении творческих работ на уроках русского языка в коррекционной школе.

Взаимодействие педагога и учащихся с ЗПР при выполнении творческих работ на уроках русского языка в коррекционной школе.

Скачать материал

Взаимодействие педагога и учащихся с ЗПР при выполнении творческих работ

на уроках русского языка в коррекционной школе.

 

  Общение участников учебного процесса – это взаимодействие, регулируемое принципами и формами педагогической риторики и коммуникативными возможностями самого учителя.

  Кто, как не словесник, может помочь найти наилучшие формы обращения к классу, обеспечивающие не только грамотное, но и творческое общение.

   В.А.Сухомлинский писал: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – первая заповедь воспитания. В школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что он ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»

  Учителя должны мотивировать детей на успех:

·         развивать способности детей, исходя из уже проявленных ранее способностей;

·         но при этом осторожно направлять процесс развития способностей;

·         организовывать и направлять развитие способностей как вид деятельности;

·         ориентировать на значимость деятельности личности.

  Педагогическое речевое мастерство учителя реализуется при создании действенного высказывания, особенно актуального на уроках русского языка по следующим причинам:

1.      учащиеся с ЗПР, даже знающие правила орфографии и пунктуации, зачастую не всегда умеют опираться на них в процессе письма;

2.      они не всегда обнаруживают в тексте места, где можно допустить ошибки (например, правописание «Н» и «НН» в прилагательных и причастиях, слитное и раздельное написание «НЕ» в разных частях речи);

3.      обучение русскому языку во многом остаётся абстрактно-логичным – от правила к языковым фактам, от схемы к предполагаемым речевым ситуациям их применения);

4.      в классах обучаются дети-инофоны.

  Для учащихся с ЗПР обучение должно начинаться с конкретного и заканчиваться отвлечённым. Мы часто ставим знак равенства между понятиями «интерес» и «занимательность», но это не так. «Занимательный», по словарю С.И Ожегова,  - это способный занять внимание, воображение. Ученики, испытывающие трудности в обучении, откликаются именно на занимательность.

  Методика проведения уроков с элементами занимательности – одна из форм, способствующих развитию логического мышления, творческих возможностей учащихся, интереса.

 В человеке заложено стремление к познанию. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка занимателен.

  К.Д.Ушинский говорил: «Самый незанимательный урок можно сделать для ребёнка занимательным внешними средствами, не относящимися к содержанию урока. Чем старше становится ученик, тем более внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю.»

  Практика показывает, что заинтересованность повышается там, где учитель в начале урока перед объяснением нового материала доводит до сведения детей, с какой целью будет изучаться материал, какими ЗУНами должны овладеть ученики, какие требования будут предъявлены по окончании работы, а в конце урока ставит в известность, каковы результаты и над чем ещё придётся работать.

   Разнообразие активных форм работы (игры-путешествия, состязания) и занимательных приёмов (ребусы, кроссворды) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной деятельности. Наибольшее применение занимательность находит при закреплении и повторении материала, при усовершенствовании умений и навыков.

  Например, в 5 классе при изучении темы «Фонетика» проводится соревнование «Кто быстрее?» (для сильных учеников - кто быстрее и больше вспомнит и запишет слов, в которых букв больше или меньше, чем слогов, для слабых учеников – то же задание, но уже из предложенных им слов).

  В разделе «Лексика» проводится игра, в которой дети должны быстро и без ошибок записать слова- синонимы или антонимичные пары.

  На уроках мы развиваем те психические процессы, которые недостаточно сохранны у детей: память, мышление, внимание.

   Творческое взаимодействие учителя и учащихся строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Создание проблемной ситуации или, как говорят психологи, ситуации интеллектуального затруднения, способствует развитию интереса, влияет на развитие активности, самостоятельности, повышение грамотности.

   Развитие продуктивного творческого мышления связано с формированием творческой личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.

  К творческой деятельности учащихся относятся:

1.      выбор форм при выполнении задания (устная, письменная);

2.      выполнение творческих заданий (доклад, реферат, презентация);

3.      проявление творческой инициативы;

4.      межпредметный характер деятельности (лингвистическая конференция в рамках декады по предметам для учащихся 9-х классов по теме «Заимствования из английского языка современным русским языком»).

  Развивающее обучение на уроках русского языка можно рассматривать блоками:

1.      понимание сущности данной категории языка и первичное усвоение;

2.      углубление первоначальных знаний;

3.      включение вновь усвоенных теоретических сведений и приобретённых навыков и умений в систему изучения материала;

4.      совершенствование умений и навыков;

5.      функционирование изученной категории в литературной речи;

6.      различные виды речевого творчества.

        При этом учитель должен:

1.      вести обучение целенаправленно;

2.      производить тщательный отбор материала к уроку;

3.      проводить уроки обобщения и систематизации;

4.      ставить проблемные вопросы при изучении материала;

5.      помнить о системе контроля знаний и умений как органичной части учебного процесса;

6.      помнить о единстве обучения, воспитания и развития.

      Методика развивающего обучения русскому языку имеет огромный арсенал средств, помогающих учителю реализовать возможности русского языка как учебного предмета.

      Учитывая особенности детей с ЗПР, учитель даёт на уроках разноуровневые задания. Слабые ученики выполняют задание по образцу, средняя группа может составить схему или таблицу, сильные ученики выполняют творческую работу.

     Для достижения успехов необходима мотивация. В своей работе учителя используют различные формы работы, построенные именно на законах мотивации и учебного поиска. Творческое взаимодействие на уроках осуществляется с помощью мотивации обучения, позволяющей ученику заинтересованно и грамотно решить заданную учителем проблему. Таким образом,

1.      активизируется внимание учащихся привлекательностью обращения к ним;

2.      возникает и поддерживается интерес к теме урока как непременное условие творческого обучения.

     Учитель регулирует этот процесс, осуществляет психолого-педагогическое воздействие. Всё это служит развитию чувства языка, повышению качества знаний без механического (непродуктивного) заучивания правил.

    Значительное повышение интереса к заданиям достигается благодаря интересу, проблемно-творческому характеру задания. Ученики ищут аналогии грамматических моделей, существующих в их подсознании выводимых на уровень сознания педагогом.

    Например, текст правила ученики могут составить сами, а учитель выступает в роли координатора. Возможность составления правила – это стимул и смысл учебного процесса, а постановка проблемной задачи, её анализ и поиск решения – этапы творческой работы. Проблемные задачи – лучший способ возбудить внимание, вызвать интерес.

     Часто на уроках мы предлагаем детям выполнить традиционное задание: вставить пропущенные орфограммы и объяснить, почему именно эти орфограммы нужно писать.  А ведь можно сделать наоборот: дать текст и попросить учеников заменить точками буквы, т.е. найти «ошибкоопасные» места. В этом случае ученик выступает не в роли проверяемого, а сам может проверить себя и других. Происходит попутное повторение, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.

     Таким образом, полученные учителем сведения послужат поводом для индивидуальной работы с учащимися на консультативных и коррекционных занятиях. Интерес у учащихся вызывают такие задания, как корректирование или редактирование текстов. Эти упражнения развивают внимание, зрительную память; исправления объясняются учениками, пробуждается живой интерес к слову. Оказывается, учиться на ошибках можно и нужно; их необходимо выявлять, чтобы избежать их повторения в будущем. Никогда не научится грамотно писать тот, кто только идеально выучит правило; а ученик, проявивший интерес к закономерностям языка, готов ответить на призыв учителя интересом, так как учебная мотивация у него сформирована.

 

 

  Дидактические игры на уроках русского языка являются ярким проявлением творческого взаимодействия педагога и учащихся. Подготовка к таким урокам требует от учителя творческой сосредоточенности, готовности работать с классом, внимания к возможным «внештатным» ситуациям.

  При проведении такого урока учитель должен помнить 3 дидактических условия:

1.      этот урок не может быть в полной мере уроком объяснения или контроля;

2.      организация такого урока требует существования коммуникативной общности педагога и класса;

3.      на уроке обязательно должны быть ТСО, наглядность или использоваться ИКТ.

        Такие уроки – это синтез игровых форм и проблемных ситуаций,объединённых одним содержанием.

         Творческие диктанты активизируют самостоятельность учащихся в оформлении письменной речи. Творческие диктанты могут расширять или, наоборот, сокращать текст; дети вносят в него изменения при записи. Цель при этом провести пунктуационные аналогии в синонимичных конструкциях. Например,

1.      заменить сложноподчинённое предложение с придаточным определительным простым предложением с обособленными определениями;

2.      заменить сложноподчинённые предложения с придаточными места или времени простыми с обстоятельствами места или времени.

3.      заменить сложное предложение простым

4.      к однородным словам придумать и записать обобщающее слово;

5.      продолжить предложение, сделав его сложносочинённым;

6.      изменить предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым поставить тире.

       В скорректированной учебной программе для детей с ЗПР в школе разработаны разноуровневые задания для учащихся, в том числе и творческие. Вот некоторые из них:

5 класс.

1.      составить устный и письменный диалог по телефону;

2.      на уроке-зачёте по теме «Глагол» кроме обязательной для всех групп учащихся части, есть дополнительная для сильных учеников – написать сочинение-миниатюру «Осенний (весенний) дождь (день)»;

3.      на уроке-зачёте по теме «Имя прилагательное» для сильных учеников – заполнить таблицу «роль прилагательных в предложении»;

4.      на уроке-зачёте по теме «Имя существительное» - придумать и записать 4 предложения, в которых бы существительные выступали в качестве подлежащего, сказуемого, обстоятельства, дополнения;

5.      в теме «Синтаксис и пунктуация» составить предложения по схемам, указать предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

6.      в теме «Фонетика» написать предложения в транскрипции

7.      в теме «Лексика» - работа со словарём: найти и выписать слова, обозначающие положительные и отрицательные черты человека; выяснить значения слов алый, пунцовый, багровый, кремовый, пурпурный, оранжевый, лиловый, салатный, изумрудный, малиновый и распределить их по оттенкам

 

6 класс.

1.      Тема «Безличные глаголы». Ученики слабой группы находят в тексте личные и безличные глаголы, средней группы – придумывают рассказ с использованием личных и безличных глаголов, сильные ученики составляют рассказ с использованием только безличных глаголов.

7 класс.

1. составление рассказов по данному началу и концу;

2. корректирование деформированного текста;

3. анализ предложений с ошибками в употреблении причастий и деепричастий;

4. замена в предложениях деепричастного оборота причастным и наоборот.

8 класс.

1. замена личных предложений в безличные и наоборот.

  К окончанию 9 класса ученики школы подтверждают на аттестационных работах свои оценки по предмету. Показатель устойчивого освоения образовательного стандарта в основной школе положительный.

 

    

 

   

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Взаимодействие педагога и учащихся с ЗПР при выполнении творческих работ на уроках русского языка в коррекционной школе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

  Общение участников учебного процесса – это взаимодействие, регулируемое принципами и формами педагогической риторики и коммуникативными возможностями самого учителя.

  Кто, как не словесник, может помочь найти наилучшие формы обращения к классу, обеспечивающие не только грамотное, но и творческое общение.

   В.А.Сухомлинский писал: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – первая заповедь воспитания. В школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что он ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.»

  Учителя должны мотивировать детей на успех:

·         развивать способности детей, исходя из уже проявленных ранее способностей;

·         но при этом осторожно направлять процесс развития способностей;

·         организовывать и направлять развитие способностей как вид деятельности;

 

·         ориентировать на значимость деятельности личности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 120 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Дидактические материалы по русскому языку на тему: «Просветительская работа по формированию здорового образа жизни учащихся» (5 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 17. -Тся и -ться в глаголах
  • 06.10.2020
  • 202
  • 1
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 322
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Володёнок Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Володёнок Ольга Евгеньевна
    Володёнок Ольга Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 30277
    • Всего материалов: 21

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека