Взаимодействие
педагога и учащихся с ЗПР при выполнении творческих работ
на
уроках русского языка в коррекционной школе.
Общение участников учебного процесса – это взаимодействие,
регулируемое принципами и формами педагогической риторики и коммуникативными
возможностями самого учителя.
Кто, как не словесник, может помочь найти наилучшие формы обращения к
классу, обеспечивающие не только грамотное, но и творческое общение.
В.А.Сухомлинский писал: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить
в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – первая заповедь
воспитания. В школах не должно быть несчастных детей, душу которых гложет
мысль, что он ни на что не способны. Успех в учении – единственный источник
внутренних сил ребёнка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание
учиться.»
Учителя должны
мотивировать детей на успех:
·
развивать способности детей, исходя из уже
проявленных ранее способностей;
·
но при этом осторожно направлять процесс развития
способностей;
·
организовывать и направлять развитие способностей
как вид деятельности;
·
ориентировать на значимость деятельности личности.
Педагогическое
речевое мастерство учителя реализуется при создании действенного высказывания,
особенно актуального на уроках русского языка по следующим причинам:
1.
учащиеся с ЗПР, даже знающие правила орфографии и
пунктуации, зачастую не всегда умеют опираться на них в процессе письма;
2.
они не всегда обнаруживают в тексте места, где
можно допустить ошибки (например, правописание «Н» и «НН» в прилагательных и
причастиях, слитное и раздельное написание «НЕ» в разных частях речи);
3.
обучение русскому языку во многом остаётся
абстрактно-логичным – от правила к языковым фактам, от схемы к предполагаемым
речевым ситуациям их применения);
4.
в классах обучаются дети-инофоны.
Для учащихся с
ЗПР обучение должно начинаться с конкретного и заканчиваться отвлечённым. Мы
часто ставим знак равенства между понятиями «интерес» и «занимательность», но
это не так. «Занимательный», по словарю С.И Ожегова, - это способный занять
внимание, воображение. Ученики, испытывающие трудности в обучении, откликаются
именно на занимательность.
Методика
проведения уроков с элементами занимательности – одна из форм, способствующих
развитию логического мышления, творческих возможностей учащихся, интереса.
В человеке
заложено стремление к познанию. Самый серьёзный труд должен быть для ребёнка
занимателен.
К.Д.Ушинский
говорил: «Самый незанимательный урок можно сделать для ребёнка занимательным
внешними средствами, не относящимися к содержанию урока. Чем старше становится
ученик, тем более внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю.»
Практика
показывает, что заинтересованность повышается там, где учитель в начале урока
перед объяснением нового материала доводит до сведения детей, с какой целью
будет изучаться материал, какими ЗУНами должны овладеть ученики, какие
требования будут предъявлены по окончании работы, а в конце урока ставит в
известность, каковы результаты и над чем ещё придётся работать.
Разнообразие
активных форм работы (игры-путешествия, состязания) и занимательных приёмов
(ребусы, кроссворды) создаёт положительный эмоциональный фон для учебной
деятельности. Наибольшее применение занимательность находит при закреплении и
повторении материала, при усовершенствовании умений и навыков.
Например, в 5
классе при изучении темы «Фонетика» проводится соревнование «Кто быстрее?» (для
сильных учеников - кто быстрее и больше вспомнит и запишет слов, в которых букв
больше или меньше, чем слогов, для слабых учеников – то же задание, но уже из
предложенных им слов).
В разделе
«Лексика» проводится игра, в которой дети должны быстро и без ошибок записать
слова- синонимы или антонимичные пары.
На уроках мы
развиваем те психические процессы, которые недостаточно сохранны у детей:
память, мышление, внимание.
Творческое
взаимодействие учителя и учащихся строится на основе проблемно-поисковых форм
работы на уроке. Создание проблемной ситуации или, как говорят психологи,
ситуации интеллектуального затруднения, способствует развитию интереса, влияет
на развитие активности, самостоятельности, повышение грамотности.
Развитие
продуктивного творческого мышления связано с формированием творческой личности,
способной к самостоятельной творческой деятельности.
К творческой
деятельности учащихся относятся:
1.
выбор форм при выполнении задания (устная,
письменная);
2.
выполнение творческих заданий (доклад, реферат,
презентация);
3.
проявление творческой инициативы;
4.
межпредметный характер деятельности
(лингвистическая конференция в рамках декады по предметам для учащихся 9-х
классов по теме «Заимствования из английского языка современным русским
языком»).
Развивающее
обучение на уроках русского языка можно рассматривать блоками:
1.
понимание сущности данной категории языка и
первичное усвоение;
2.
углубление первоначальных знаний;
3.
включение вновь усвоенных теоретических сведений и
приобретённых навыков и умений в систему изучения материала;
4.
совершенствование умений и навыков;
5.
функционирование изученной категории в литературной
речи;
6.
различные виды речевого творчества.
При этом учитель должен:
1.
вести обучение целенаправленно;
2.
производить тщательный отбор материала к уроку;
3.
проводить уроки обобщения и систематизации;
4.
ставить проблемные вопросы при изучении материала;
5.
помнить о системе контроля знаний и умений как
органичной части учебного процесса;
6.
помнить о единстве обучения, воспитания и развития.
Методика
развивающего обучения русскому языку имеет огромный арсенал средств, помогающих
учителю реализовать возможности русского языка как учебного предмета.
Учитывая
особенности детей с ЗПР, учитель даёт на уроках разноуровневые задания. Слабые
ученики выполняют задание по образцу, средняя группа может составить схему или
таблицу, сильные ученики выполняют творческую работу.
Для
достижения успехов необходима мотивация. В своей работе учителя используют
различные формы работы, построенные именно на законах мотивации и учебного
поиска. Творческое взаимодействие на уроках осуществляется с помощью мотивации
обучения, позволяющей ученику заинтересованно и грамотно решить заданную
учителем проблему. Таким образом,
1.
активизируется внимание учащихся привлекательностью
обращения к ним;
2.
возникает и поддерживается интерес к теме урока как
непременное условие творческого обучения.
Учитель
регулирует этот процесс, осуществляет психолого-педагогическое воздействие. Всё
это служит развитию чувства языка, повышению качества знаний без механического
(непродуктивного) заучивания правил.
Значительное
повышение интереса к заданиям достигается благодаря интересу,
проблемно-творческому характеру задания. Ученики ищут аналогии грамматических
моделей, существующих в их подсознании выводимых на уровень сознания педагогом.
Например,
текст правила ученики могут составить сами, а учитель выступает в роли
координатора. Возможность составления правила – это стимул и смысл учебного
процесса, а постановка проблемной задачи, её анализ и поиск решения – этапы
творческой работы. Проблемные задачи – лучший способ возбудить внимание,
вызвать интерес.
Часто на
уроках мы предлагаем детям выполнить традиционное задание: вставить пропущенные
орфограммы и объяснить, почему именно эти орфограммы нужно писать. А ведь
можно сделать наоборот: дать текст и попросить учеников заменить точками буквы,
т.е. найти «ошибкоопасные» места. В этом случае ученик выступает не в роли
проверяемого, а сам может проверить себя и других. Происходит попутное
повторение, более продуктивное, чем при традиционной формулировке задания.
Таким
образом, полученные учителем сведения послужат поводом для индивидуальной
работы с учащимися на консультативных и коррекционных занятиях. Интерес у
учащихся вызывают такие задания, как корректирование или редактирование
текстов. Эти упражнения развивают внимание, зрительную память; исправления
объясняются учениками, пробуждается живой интерес к слову. Оказывается, учиться
на ошибках можно и нужно; их необходимо выявлять, чтобы избежать их повторения
в будущем. Никогда не научится грамотно писать тот, кто только идеально выучит
правило; а ученик, проявивший интерес к закономерностям языка, готов ответить
на призыв учителя интересом, так как учебная мотивация у него сформирована.
Дидактические
игры на уроках русского языка являются ярким проявлением творческого
взаимодействия педагога и учащихся. Подготовка к таким урокам требует от
учителя творческой сосредоточенности, готовности работать с классом, внимания к
возможным «внештатным» ситуациям.
При проведении
такого урока учитель должен помнить 3 дидактических условия:
1.
этот урок не может быть в полной мере уроком
объяснения или контроля;
2.
организация такого урока требует существования
коммуникативной общности педагога и класса;
3.
на уроке обязательно должны быть ТСО, наглядность
или использоваться ИКТ.
Такие уроки – это синтез игровых
форм и проблемных ситуаций,объединённых одним содержанием.
Творческие диктанты активизируют
самостоятельность учащихся в оформлении письменной речи. Творческие диктанты
могут расширять или, наоборот, сокращать текст; дети вносят в него изменения
при записи. Цель при этом провести пунктуационные аналогии в синонимичных
конструкциях. Например,
1.
заменить сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным простым предложением с обособленными определениями;
2.
заменить сложноподчинённые предложения с
придаточными места или времени простыми с обстоятельствами места или времени.
3.
заменить сложное предложение простым
4.
к однородным словам придумать и записать обобщающее
слово;
5.
продолжить предложение, сделав его
сложносочинённым;
6.
изменить предложение так, чтобы между подлежащим и
сказуемым поставить тире.
В скорректированной учебной программе
для детей с ЗПР в школе разработаны разноуровневые задания для учащихся, в том
числе и творческие. Вот некоторые из них:
5
класс.
1.
составить устный и письменный диалог по телефону;
2.
на уроке-зачёте по теме «Глагол» кроме обязательной
для всех групп учащихся части, есть дополнительная для сильных учеников –
написать сочинение-миниатюру «Осенний (весенний) дождь (день)»;
3.
на уроке-зачёте по теме «Имя прилагательное» для
сильных учеников – заполнить таблицу «роль прилагательных в предложении»;
4.
на уроке-зачёте по теме «Имя существительное» -
придумать и записать 4 предложения, в которых бы существительные выступали в
качестве подлежащего, сказуемого, обстоятельства, дополнения;
5.
в теме «Синтаксис и пунктуация» составить
предложения по схемам, указать предложения, в которых допущены пунктуационные
ошибки.
6.
в теме «Фонетика» написать предложения в
транскрипции
7.
в теме «Лексика» - работа со словарём: найти и
выписать слова, обозначающие положительные и отрицательные черты человека;
выяснить значения слов алый, пунцовый, багровый, кремовый, пурпурный,
оранжевый, лиловый, салатный, изумрудный, малиновый и распределить их по
оттенкам
6 класс.
1.
Тема «Безличные глаголы». Ученики слабой группы
находят в тексте личные и безличные глаголы, средней группы – придумывают
рассказ с использованием личных и безличных глаголов, сильные ученики
составляют рассказ с использованием только безличных глаголов.
7 класс.
1. составление
рассказов по данному началу и концу;
2.
корректирование деформированного текста;
3. анализ
предложений с ошибками в употреблении причастий и деепричастий;
4. замена в
предложениях деепричастного оборота причастным и наоборот.
8 класс.
1. замена личных
предложений в безличные и наоборот.
К окончанию 9
класса ученики школы подтверждают на аттестационных работах свои оценки по
предмету. Показатель устойчивого освоения образовательного стандарта в основной
школе положительный.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.