Главная / Русский язык и литература / Выявление у учащихся творческих способностей

Выявление у учащихся творческих способностей

#WORK###################################################W#O#R#K#########M#i#n#g#L#i#U###S#i#m#S#u#n#####D#o#t#u#m#####�#f##�`#####�###�v;9####�E#9####��;9�#######
Выявление у учащихся творческих способностей
  • Русский язык и литература
Описание:

Преподавая язык, мы, учителя-языковеды, задаемся самыми разными целями: формируем грамотность; учим логически мыслить; стремимся развивать чувства учеников. Перечислять можно долго.

             Однако вопросы, касающиеся преподавания русского языка не просто остаются, а накапливаются и множатся. И тут причины могут быть разными: скучный, неинтересный материал на уроке; однотипные задания и многое другое.

            Выход можно найти в стимулировании учебного процесса. Каким образом? Возможно выявление способностей учащихся, в том числе и творческих, для их дальнейшего развития с целью разнообразить учебный процесс. Для этой цели возможно использование всевозможных заданий, так или иначе стимулирующих творческие  способности.

              Даются концы стихотворных строк, составляется поэтический текст, который затем сравнивается с оригиналом. Работа одновременно достигает двух целей: учитель добивается того, чего хотел (выявление творческих способностей); а у ученика появляется желание прочитать оригинал.

….народы

….навсегда,

…вода.

…природы

…мы,

…у тьмы  

                 У одного читаем:  

Такие разные народы,

Но все же  вместе мы навсегда,

Углов остроту сгладит вода.

Неисчерпаемы силы природы, и дети природы- мы!

Отвоевали свободу у тьмы!

 

А в оригинале это звучит  так:                                                               

Годы, люди и народы

Убегают навсегда,

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звезды — невод, рыбы — мы,

Боги — призраки у тьмы.               В.Хлебников

 

 А после такой работы с поэмой «Василий Теркин»  А.Твардовского  появился следующий вариант:

Шли мы каждые сутки,

Стрелять приходилось порой.

Не отдохнув ни минутки

Травили мы прибаутки

С этой войной немудрой.

          Результатом подобных заданий  стало написание стихотворения собственного сочинения  ученика 7 класса Лабунцова Ивана

          Победа и память

Сырое небо грозою грозно плачет,

Повсюду слышны и взрывы, и стрельба.

И генерал на лошади по лужам быстро скачет

За ним слышны солдатов голоса.

Прошла война, и рады были люди,

Война прошла, был сорок пятый год.

Мы вечно эту доблесть помнить будем

Мы- это доблестный народ.

       

           Задание достигло своей цели, и даже с лихвой! У детей появляется интерес к урокам, а учитель видит этих самых способных, творчески  думающих, которые еще не раз помогут стимулировать учебный процесс.

 

             А сколько возможностей таится в сочинении! Пусть это будет миниатюра, они, кстати, гораздо легче даются ребятам, но результаты могут превзойти многие ожидания.

           При изучении пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»  прошу  учеников написать оды неодушевленным предметам. Вот выдержки из наиболее интересных работ.

           «Дорогой дом, каждый раз когда я смотрю на тебя, столько воспоминаний перед глазами. Я помню каждый счастливый момент, проведенный с тобой. Ты был свидетелем моих слез, огорчений, побед и безграничной радости…. » (Бабаджанова Гули)

          «Любезная ручка! Я благодарна тебе безгранично! Ты была свидетелем многих моих секретов. Именно ты помогла мне в учебе. И если бы не твоя синяя  запутанная линия- кто знает, смогла бы я писать эти строки! » (Акылша Айдана)

          «Сколько раз мои пальцы пробегали по вашим потертым корешкам, сколько бессонных ночей, сколько миров посетило мое разгоряченное воображение благодаря вам, книги! Открываю вас на любой странице, знакомой до каждой мелочи, сразу же, без остатка, растворяюсь в пучине событий, происходящих в каждом слове. Вы научили меня мечтать, научили находить прекрасное в самой банальной мелочи, научили восторгаться поистине великими умами, наполнившие ваши страницы смыслом. Я глубоко благодарен вам за то, что уже было между нами, и за то, что еще будет. Я знаю, что никогда ни за что не перестану вас читать. Возможно, мои вкусы изменятся, но не изменится одно- вы всегда будете рядом на полках любимой библиотеки!» (Штарк Александр)

       «Дорогой дневник! Сегодня я вновь обращаюсь к тебе за помощью. Ты- единственное, чему я могу доверить свои секреты, не сомневаясь, что о них кто-нибудь, кроме нас, может узнать. Ты- мой лучший друг! Помнишь первые строки, которые я тебе писала? С того момента я выкладывала тебе все, что происходило в моей маленькой жизни. Писала о новых друзьях, о запоминающихся подарках, о потере близких…. Ты знаешь меня лучше, чем моя мама!... Ты, как психолог и мой самый дорогой друг, сопровождая  меня в суровом, жестоком жизненном пути, навсегда останешься моим поводырем в жизни! » (Якупова Адиля)

 

               Итак, возможности выявить творческие способности учеников безграничны. А выбор заданий зависит от многих вещей: от степени подготовленности класса, от наполняемости класса, от изучаемого материала. А умелое сочетание форм заданий с качеством изучаемого материала не несет урона на уроке. А дает лишь пользу!

Автор Штарк Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 811
Номер материала 25009
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓