Главная / Школьному психологу / Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников

Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников

Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников

hello_html_11090369.pnghello_html_11090369.pngОрганизаторские способности лидера

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий [2] являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить.

В психологии принято различать следующие типы лидеров

Эмоциональный лидер – умеет выстраивает доброжелательные отношения с разными людьми в коллективе.

Лидер-критик – умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны.

Лидер-интеллектуал – умеет продуцировать разные позитивные идеи.

Лидер-организатор - умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками.

Лидер-исполнитель – умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Все это требует наличия определенных качеств, включая смелость, представительность, умение не отклонятся от поставленной цели, понятливость, энергичность, аналитические способности, уверенность в собственных силах, организаторские способности, сильная воля.

Представленные ниже методики позволяют оценить способность человека быть лидером.



Тест-опросник “Способен ли ты быть лидером?”

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ “Да” или “Нет”. Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.

  1. Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

  2. Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое положение, чем Вы?

  3. Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание высказывать своего мнения, когда это необходимо?

  4. Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?

  5. Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?

  6. Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

  7. Согласны ли Вы с утверждением: “Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей”?

  8. Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить на Вашу активность?

  9. Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

  10. Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

  11. Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

  12. Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

  13. Считаете ли Вы себя мечтателем?

  14. Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

  15. Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?

  16. Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,

б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

  1. Какое из двух мнений Вам ближе:

а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем,

б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

  1. С кем Вы предпочитаете работать?

а) с покорными людьми,

б) с независимыми и самостоятельными людьми.

  1. Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

  2. Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?

  3. Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

  4. Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,

б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

  1. Есть такая пословица: “Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе”. Справедлива ли она?

  2. Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

  3. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

  4. Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

а) самый компетентный человек,

б) тот, у кого самый сильный характер.

  1. Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

  2. Уважаете ли Вы дисциплину?

  3. Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:

а) тот, который все решает сам,

б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

  1. Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы работаете?

а) коллегиальный

б) авторитарный

  1. Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

  2. Какой из следующих “портретов” больше напоминает Вас?

а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,

б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?

а) промолчите,

б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное дело?

36. Что бы Вы предпочли?

а) работать под руководством хорошего человека,

б) работать самостоятельно без руководителя.

37. Как Вы относитесь к утверждению: “Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов”?

а) согласен

б) не согласен

38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

а) опускаете руки,

б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?

42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?

а) введу нужные изменения немедленно,

б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

45. Согласны ли Вы в утверждением: “Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно”?

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

47. Кем Вы предпочли бы стать?

а) художником, поэтом, композитором, ученым,

б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку Вам приятнее слушать?

а) могучую и торжественную,

б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?

Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.

Интерпретация:

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.































Тест “Психологический тип в общении”

Инструкция: Если вы хотите определить свой психологический тип по отношению к окружающим, то оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

Интерпретация:

1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.











Тест “Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур”.

Инструкция: “Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающее”.

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе №1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно, на листе №2 – второй, на листе №3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую “формулу рисунка”, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам.

1 тип – “руководитель”. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820, ситуативно – у 703, 712, 721, 730, при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или “преподавательский подтип” 604, 613, 622, 631, 640.

2 тип – “ответственный исполнитель” – обладает многими чертами типа “руководитель”, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип ориентирован на “умение делать дело”, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжение.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

3 тип – “тревожно-мнительный”. Лидерских качеств не имеет.

4 тип – “ученый”. Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают “концептуальным умом”, отличаются способностью разрабатывать “на все” свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

5 тип – “интуитивный”. Лидерских качеств не имеет.

6 тип – “изобретатель, конструктор, художник”. Лидерских качеств не имеет.



Тест “Нарисуем свой характер”

Инструкция: перед вами 12 квадратов с незаконченными рисунками, нужно дорисовать все то, что вам захочется и покажется необходимым.

hello_html_m22be9532.png

Интерпретация(только важных для лидерства качеств ):

1. Отношение к себе и представление о себе: улыбающаяся или смешная рожица, фигурка – свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и широкой натуре; солнце – часто берет на себя роль лидера.

2. Общительность: изображение чего-то выходящего за пределы внутреннего квадрата – беспокойный, экстравертированный характер; одинокий домик или символ жилища – признак тоски по домашнему теплу; рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его – интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром. .

3. Целеустремленность: стрела, летящая в цель, то есть мишень – развитое честолюбие и способность упорно работать для достижения своей цели; рисунок дополнен другими линиями или стрелами – честолюбие, но не уверенность в своей цели; что-то иное, не похожее на символы стрелы и мишени – возможно, неуправляемый, мятежный человек.

4. Дружба: много значков, изображений, рисунков означает много друзей.

5. Неактуально.

6. Особенности общения: подчинение рисунку означает обладание редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей; непринятие рисунка (угловатый геометрический узор) – в отношениях с обществом, возможно, преобладают стремление к власти, обладанию, диктату.

7. Уверенность: рисунок над расположенной посредине волнистой линией – чувство безопасности; если наоборот – мало веры в свои силы; изображение утопающего или тонущего предмета – тревожит будущее; цепочка или линейный орнамент – способность упорно трудиться, сознательно, редкими ошибками.

8. Интересы: то, что вы изображено в пустом квадрате, обозначает круг интересов.

9. Дисциплинированность: подчинение рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор – дисциплинированность и умение организованно работать в коллективе; квадратик черного цвета заштрихован, картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение – нет склонности признавать авторитеты, упрямство и настойчивость.

10. Независимость: круги просто замкнуты – постоянно необходима защита и поддержка, предпочитает не решать ничего самостоятельно; незамкнутые круги – независимость, наличие в жизни определенных целей; человеческое ухо – скрытный характер.

11. Соперничество: рисунок выглядит как элемент какой-либо настольной игры – наличие в характере духа соревнования, некоторой напористости.

12. Фантазия: точки использованы как составная часть картинки (муравей, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. п. ) – соответствующее воображение; затушеванные точки или соединены в круг – логическое мышление и практический склад ума.



























Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей старшеклассников

Инструкция:Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы “да” или “нет”. Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание”.

  1. Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших товарищей?

  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?

  8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные развлечения?

  11. Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?

  12. Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?

  13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).

Ключ “Коммуникативные склонности”

Ключ “Организаторские склонности”

1-да

3-нет

5-да

7-нет

9-да

2-да

4-нет

6-да

8-нет

10-да

11-нет

13-да

15-нет

17-да

19-нет

12-нет

14-да

16-нет

18-да

20-нет

21-да

23-нет

25-да

27-нет

29-да

22-да

24-нет

26-да

28-нет

30-да

31-нет

33-да

35-нет

37-да

39-нет

32-нет

34-да

36-нет

38-да

40-нет

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К – величина оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

Кк

Баллы

Уровень

Ко

Баллы

Уровень

0,10 – 0, 45

1

Низкий

0,20 – 0, 55

1

Низкий

0,46 – 0, 55

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

3

Средний

0,66 – 0,70

3

Средний

0,66 – 0, 75

4

Высокий

0,71 – 0,80

4

Высокий

0,76 – 1,00

5

Очень высокий

0,81 – 1,00

5

Очень высокий

































Методика самооценки лидерских качеств и построение лидер­ского профиля

Инструкция

Если ты полностью согласен с приведенным утверждением, то в кле­точку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согла­сен, чем не согласен - цифру «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не со­гласен, чем согласен - « I»; полностью не согласен - «О».

Образец карточки ответов расположен в конце методики.

Вопросы к тесту «Я - лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

  2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.

  3. Я знаю, как преодолевать трудности.

  4. Люблю искать и пробовать новое.

  5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.

  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

  7. Мне не трудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

  9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.

  10. Я могу четко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

  11. Я хорошо планирую свое время и работу.

  12. Я легко увлекаюсь новым делом.

  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

  15. Ни один человек не является для меня загадкой.

  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружаю­щим.

  18. Для меня важно достижение цели.

  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. У меня всегда все получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в группе моих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решения, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.

35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие.

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работ моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать сумму оч­ков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15,22.27,29.34,36,41).

Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А - умение управлять собой.

Б - осознание цели (знаю, что хочу).

В - умение решать проблемы.

Г - наличие творческого подхода.

Д - влияние на окружающих.

Е - знание правил организаторской работы.

Ж - организаторские способности.

3 - умение работать с группой.



Карточка для ответов теста «Я – лидеру»

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48



Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Для того, чтобы графически изобразить свой личный лидерский профиль, необходимо по оси X отложить результаты ответов по соответствующим горизонтальным линиям А...З. Для наглядности можно провести серединную линию через 10 (см. рис. 1). Тогда становится ясным, какие качества у каждого из ребят развиты недостаточно (все те, что находятся на графике слева до 10 баллов), а какие уже сформировались (10 и выше). Если усреднить данные по всему отряду или группе, то можно получить сообщенный лидерский профиль всех ребят. Теперь можно обосновывать содержание индивидуальной и групповой работы. Следовательно, подобранный вожатым цикл занятий в соответствии с этими ограничениями, будет работать на формирование лидерской позиции.

Но прежде, чем сделать заключение, следует обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, то отвечающий был неискренен в самооценке. Результаты можно изобразить графически в виде «шкалы искренности» или «шкалы лжи» (рис. I).

Для этого следует отложить результаты ответов на вопросы: по горизонтали А - результаты ответа на вопрос 41; Б - 34; В - 27; Г - 36; Д - 29; Е - .2; Ж - 15; 3 - 8. Серединной вертикалью является прямая, проведенная L:.re3 1 бал. Теперь, если полученному лидерскому качеству соответствует пик слева, то ответы были искренними и у отвечающего действительно развито это качество. Если пик справа, то можно сомневаться в наличии этого качества.

По результатам теста можно дать рекомендации по формированию качеств, разработанные авторским коллективом под руководством М.Г. Рожкова (Программа «Лидер» под редакцией М.И. Рожкова).

Предположим, у тебя низкий показатель А (управление собой), тогда следует принять на вооружение несколько советов.

Лидерский "профиль"

1. Стремись изучить себя. Посмотри на себя внимательно в зеркало. Подумай, что привлекает людей в тебе, а что отталкивает. Ответь себе на вопрос: «Что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?»

2. Не бойся выражать свои чувства. Тебе могут поверить только тогда, когда ты переживаешь. Не бойся переживать и признавать свои чувства.

3. Добивайся установления тесных личных отношений с окружающими. Ищи поддержку в окружающих, но не стремись переложить свое волнение и напряжение на них.

4. Спокойно принимай свои неудачи и учись на них. Это необходимо, так как неудачи - это тоже опыт, правда, о котором иногда приходится жалеть.

5. Оценивай, чего ты стоишь. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придаст тебе уверенность.

Если низким является показатель Б (знаю, что я хочу), постарайся ответить на вопросы:

1. Действительно ли твои цели важны для тебя?

2. Реальны ли твои цели?

3. Вкладываешь ли ты в достижение целей достаточно сил?

4. Соответствуют ли твои цели новым обстоятельствам?

5. Достаточно ли ты привлекаешь к достижению целей окружающих?

Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы),

постарайся найти ответы на следующие вопросы:

1. Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?

2. Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?

3. Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?

4. Насколько при принятии решения я учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?

5. Поддерживают ли мои решения мои товарищи?

Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход),

ответь на следующие вопросы:

  1. Ценю ли я творческий подход в, других людях?

  2. Готов ли я к неопределенности?

  3. Верю ли я в свои творческие способности?

  4. Могу ли я порвать с традициями?

  5. Испытываю ли я потребность в переменах?

Если у тебя затруднено влияние на окружающих (показатель Д), то мы предлагаем некоторые ключевые шаги для установления хороших личных взаимоотношений:

  1. Взгляни на другого человека и обрати на него внимание.

  2. Увяжи для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.

3. «Наведи» мосты между вами при помощи рукопожатия, доброго взгля­да или жеста.

4. Вырази заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.

5. Раскрой свои мысли и чувства.

6. Будь готов подбодрить другого человека.

Если ты обнаружил, что у тебя не хватает знаний особенностей орга­низаторской деятельности (показатель Е), то обратись к правилам орга­низаторской работы. Вот что советует А.Н. Лутошкин в своей книге «Как вести за собой»:

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномо­чия:

выдели в задаче главное и второстепенное;

выясни время выполнения задачи;

уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчи­няется тебе;

определи место выполнения задач и материальные средства, которые тебе необходимы для ее выполнения;

повтори задание.

2.Подготовься к выполнению задания:

изучи опыт других, посоветуйся;

сделай предварительную расстановку людей;

исходя из реальных возможностей составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской задачи;

учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, прими коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

распредели работу между товарищами с учетом их способностей, имеющихся у них знаний и умений;

за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один чело­век, даже если эту часть работы выполняют двое,

каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников - младших организаторов;

поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них ин­формацию о всех изменениях в задании;

интересуйся опытом других выполняющих подробные задания, используй этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания-

6. Обучай и инструктируй своих помощников

подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный период работы;

указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в пре­одолении трудностей, но не подменяй их;

подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;

осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;

давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных данных;

старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8. Будь внимателен в период завершения работы:

требуй отчета о работе от своих помощников;

при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй по­мощь;

организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

осуществляй руководство выполнением задания через своих помощни­ков;

решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые мо­гут решить твои помощники;

оказывай помощь в работе на самом трудном участке. .

10. Итоговый анализ - залог успешной работы в дальнейшем:

анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участника­ми, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

давай оценку работы на основе конкретных результатов;

старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Если у тебя недостаточно развиты организаторские способности (по­казатель Ж), то старайся их развивать, пробуя себя в организации различ­ных дел. Учти при этом несколько советов:

  1. Поставь себя на место другого человека. Как он или она смотрит на мир9 Что значит быть в его положении?

  2. Поразмысли над тем, что интересует другого человека, во что бы он или она вкладывали свои силы, о чем они говорят?

  3. Установи, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоя­тельства, приведшие к переменам в нем?

  4. Можешь ли ты определить стиль общения с конкретным человеком?

  5. Работай над созданием открытых доверительных отношений, распола­гай к себе людей.

Известный психолог А.Н Лутошкин советует также лидерам: изучить интересы, увлечения, способности товарищей;

при распределении организаторских заданий опираться не только на способности помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться;

чаше обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» в организации различных дел: от этого и делу польза, и ре­бятам приятно - их способности замечены и не лежат мертвым грузом;

иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходи к каждому человеку индивидуально. С уче­том этого строй свои требования к нему.

Если Вы обнаружили, что у Вас низкий показатель 3 (работа с груп­пой), то также прислушайся к советам:

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в орга­низации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.



Тест «Капитан и рядовой»

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с одним из ответов, обведите его:

1. Дружба для Вас:

А - сотрудничество, Б - поддержка, В - альтруизм.

2.Настоящий художник (артист) должен прежде всего обладать:

А -талантом, Б - решимостью, В - подготовкой.

3.На вечеринке Вы чаще всего чувствуете себя:

А - «петушком», Б - «курицей», В - «цыпленком»

4.Если бы Вы были геометрической фигурой, то были бы:

А - цилиндром, Б - сферой, В.- кубом.

5. Когда Вам нравится девушка (юноша), Вы:

А - делаете первый шаг, Б - ждете, пока она (он) сделает первый шаг, В - делаете мелкие шажки.

6.Вы сталкиваетесь с неожиданностью (не только сидя за рулем) и:

А - тормозите, Б - прибавляете скорость, В - теряетесь.

7.Если Вам приходится говорить на публике, Вы чувствуете, что:

А - Вас слушают, Б - критикуют, В - Вы смущаетесь.

8.В экспедицию лучше брать товарищей:

А - крепких. Б - умных, В - опытных.

9.Скажем правду, Золушка была:

А - несчастная девочка, Б - хитрюга-карьеристка, В - брюзга.

10. Как бы Вы определили свою жизнь?

А - партия в шахматы, Б - матч бокса, В - игра в покер.

Теперь посчитайте очки согласно таблице:

Вопрос

А

Б

В

1

3

2

1

2

3

2

1

3

3

2

1

4

1

3

2

5

3

2

1

6

3

2

1

7

3

2

1

8

3

2

1

9

1

3

2

10

2

1

3



Если Вы в сумме набрали не больше 16 очков, то в обществе Вы простой рядовой. Вы слишком уважаете других и отождествляете себя со слабостями ближних, а потому не способны командовать и успешно конкурировать, ведь для этого необходимо уметь поглощать и переваривать чужие трудности. Может быть, за Вашим отказом от власти скрывается страх или обманутые надежды? Тогда, прежде чем делать какие-либо выводы, проанализируйте, сколько раз Ваши попытки руководить терпели неудачу. Если же откровенность требует признать, что Вы и без лидерства чувствуете себя прекрасно, останьтесь несколько в стороне от событий. В сущности, это не так уж и плохо - так спокойнее.

Если Вы набрали от 17 до 23 очков, то Вы - младший офицер. Это довольно неловкое положение: между молотом и наковальней. Вы и на работе с трудом принимаете решение, так ведь? Вы - немножко руководитель, а немножко - войско... Вам трудно добиваться признания. Ваши аргументы слишком рациональны и основаны лишь на собственном опыте.

Если Вы набрали больше 24 очков. Вы - генерал. С детских лет Вы всегда в числе первых предлагали свои услуги, когда речь шла об общественных делах, не так ли? С возрастом Ваше влияние на других людей крепло и особенно проявлялось в трудные минуты. Если Вы честолюбивы и не боитесь работы, этот дар может поднять Вас очень высоко. Если же нет Довольствуйтесь тем, что вас считают прекрасным другом (или подругой), советчиком и Вы всегда оказываетесь в центре внимания на вечеринках.



Выявление лидерских качеств у детей подросткового возраста и старшеклассников
  • Школьному психологу
Описание:

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости у него организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими качествами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков, Е. Крушельницкий [2] являются: волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели; настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу; инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим; психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями; хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям; самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи; требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу; критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны; надежен, держит слово, на него можно положиться; вынослив, может работать даже в условиях перегрузок; восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами; стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальной ситуации; оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам; решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя; способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать, и подбодрить. 

Автор Шитикова Ольга Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 851
Номер материала 41398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓