Главная / Начальные классы / Выступление" Применение деятельностного способа обучения на уроках окружающего мира"

Выступление" Применение деятельностного способа обучения на уроках окружающего мира"

Прохорова И.Н.

учитель начальных классов

МБОУ Сычёвской СОШ №1

Выступление на РМО

«Применение деятельностного способа обучения на

уроках окружающего мира как метода активизации

познавательной деятельности младших школьников»

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке, его образования.

Цель системно – деятельностного подхода:

Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом - быть хозяином своей деятельности:

  • ставить цели;

  • решать задачи;

  • отвечать за результаты

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом

Образование сейчас нацелено на формирование у учащихся ключевых компетенций.

Понятие «компетентность» позволяет решить типичную проблему для Российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Чем же отличны «компетенция», «компетентность»?

Компетенция – это набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

К ключевым образовательным компетентностям относит следующие:

1.  Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная - умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

5. Коммуникативная - включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения.

Учитывая современную социально – экономическую ситуацию в развитии содержания образования, необходимо сказать, что становление системы начального образования невозможно без развития названных ключевых компетенций.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

   Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить уроки окружающего мира, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода строится в соответствии с целями. Уроки развивающего типа можно распределить на четыре группы:

  • Уроки открытия новых знаний

  • Уроки рефлексии

  • Уроки-тренинги

  • Уроки контроля

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Основная особенность деятельностного метода на уроках окружающего мира заключается в том, что новые понятия и не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, даёт точную формулировку установленных действий и знакомит с общепринятыми понятиями. Это позволяет привить интерес к предмету, повысить качество образования. Ещё одной особенностью является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Важно учесть, что на уроках окружающего мира учебно–познавательная компетенция предполагает:

  • способность самостоятельно планировать свою деятельность;

  • способность к самореализации;

  • активность в выборе деятельности;

  • способность к самообразованию;

  • участие в проектно – исследовательской деятельности;

  • способность приобретать знания из различных источников.

В формировании у учащихся учебно–познавательной компетенции выделяются следующие взаимосвязанные этапы:

  • формирование умения ставить учебную цель;

  • формирование умения планировать учебные действия:

  • развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии.


      На первом  этапе важным элементом является целеполагание. Ученику начальных классов очень трудно сформулировать цель своей деятельности, это зачастую трудная задача для многих взрослых. На данном этапе большую помощь оказывает работа с учебником. Содержание учебника построено с учётом проблемно – диалогической технологии введения новых знаний. В игровой форме дети учатся ставить цели и определять тему урока. Этому помогают игровые моменты, использование ИКТ. С помощью подводящего диалога формулируем тему и ставим цели, которые необходимо достигнуть. На этапе актуализации знаний опора делается на имеющийся у детей жизненный опыт, приобретённые ранее знания. На данном этапе предлагаются задания, вызывающие у детей затруднение. Возникает проблема, для решения которой вначале необходимо определить цели, т. е. определить ребёнку для себя «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться». Данная деятельность осуществляется перед выполнением каждого задания, затем после его выполнения предлагаю детям проанализировать смогли ли они достичь поставленной цели.

Очень важным является самоконтроль и самооценка учащихся; создание проблемной ситуации, выполняющей мотивационную функцию к познанию нового.

С первых уроков предлагается ученикам задания, которые способствуют креативности мышления, развивающие не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяющие ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию, давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции. Подбираются задания, которые содержат разные сведения. Это позволяет знакомить детей с многообразием действительности, создаёт представление у них о ценности различных культур, о тесных исторических взаимодействиях между ними. На уроках окружающего мира уделяется большое внимание формированию грамотной речи, дети учатся доказывать, выстраивать логические цепочки рассуждений. Это позволяет формировать коммуникативные навыки.

В формировании учебно – познавательной компетенции очень важным является формировании самооценки и умение ребёнком отрефлексировать свои собственные знания и незнания. Это происходит потому, что в основе рефлексивности лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия. Поэтому для формирования у учащихся самооценки учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание учащимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарища. Также дети оценивают свои работы, затем сравнивают с алгоритмом и проводят повторное оценивание на основе выработанных требований.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

На уроках окружающего мира эффективным является  использование  метода проектов  .

В ходе этой деятельности происходит формирование таких навыков, как:

  • умение погружение и осознание проблемы;

  • поиск, анализ и синтез необходимой информации;

  • работа с компьютером;

  • выбор посильных видов работы;

  • умение работать в группе;

  • использование своего жизненного опыта при обсуждении проблемных ситуаций;

  • проведение самостоятельного исследования;

  • умение проявлять творческую активность

  • умение отстаивать свою точку зрения.

Формирование учебно–познавательной компетенции осуществляется и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Я познаю мир».

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в процессе овладения учебно–познавательной компетенцией учащиеся решают сложные вопросы, требующие актуализации знаний, анализа, умения работать с различными источниками информации. Дети пользуются не только учебной, но и дополнительной литературой, учатся помогать друг другу, вежливо общаться, становятся более самостоятельными. Это позволяет сделать вывод – у учащихся формируются ключевые компетенции.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.















































Предлагаю виды упражнений, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные компетенции на уроках окружающего мира в начальной школе

Упражнения, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

Тема урока «Разнообразие растений»

Общеучебного характера

  1. Перечислите известные вам названия растений.

  2. Как вы думаете, чем они отличаются ?

  3. Обсудите в парах в чём взаимосвязь растений и человека?

  4. Придумайте сказочную историю, которая будет начинаться так:

«Одним ранним летним утром я пошёл прогуляться в лес…..

Логического характера



  1. Есть ли у вас любимое растение? Объясните, почему именно он вам нравится больше других?

  1. Сравните кустарники и деревья.

Что у них общего? Чем различаются?

  1. Сравните различные виды растений. Что у них общего? Чем различаются?

  2. Обсудите в парах в чём их взаимосвязь ?

  3. Выскажи предположение: Почему нельзя рвать цветы ?

  4. Что произойдет, если… исчезнут все цветы?

На сферу применения

  1. Вылепи из пластилина любимое растение.

Упражнения в использовании знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.



  1. Придумай и нарисуй свои знаки по охране редких видов растений.

  2. Реши кроссворд.

  3. Расскажи по схеме о растении.

Задания, основная цель которых:
1.
Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

2. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план. план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов .


3. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

4. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

5. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания .

6 Использовать словарь учебника (словари УМК, определители (гербарии) растений, дополнительный материал из Интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.

7 . Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознание ценности природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение) .

8. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту).
9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья: осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помошь при несложных несчастных случаях .

10. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.
11. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт- Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края.

12. Используя дополнительные источники информации (словарик учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков . Страницы, содержащие адреса дополнительного материала в Интернете:
13.
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни .


'



Выступление" Применение деятельностного способа обучения на уроках окружающего мира"
  • Начальные классы
Описание:

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж  знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования

   Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Пожалуй, впервые школьный стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке, его образования.

    Цель системно – деятельностного подхода:

Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом -  быть хозяином своей деятельности:

       ставить цели;

       решать задачи;

      отвечать за результаты

Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является   способность  ученика проектировать   предстоящую деятельность,  быть  её субъектом

Образование  сейчас  нацелено  на  формирование  у  учащихся  ключевых  компетенций.

         Понятие  «компетентность»  позволяет  решить  типичную  проблему  для  Российских  школ,  когда  ученики  хорошо  владеют  набором  знаний,  но  испытывают  трудности  в  их  использовании  для  решения  конкретных  задач.

         Под  компетенцией  понимается  готовность  субъекта  эффективно  сорганизовывать  внутренние  и  внешние  ресурсы  для  достижения  поставленной  цели.  Чем  же  отличны  «компетенция»,  «компетентность»?

         Компетенция – это  набор  ЗУНов,  а  компетентность – это  качество  владения  ими,  это  то,  каким  образом  компетенция  проявляется  в  деятельности.   Компетенции  могут  быть  ключевыми,  т.е.  опорными наборами  знаний,  умений,  навыков,  качеств.

         К ключевым образовательным  компетентностям относит следующие:

1.  Ценностно-смысловая. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурная   этокруг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3. Учебно-познавательная - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения  организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационная - умения самостоятельно  искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

5. Коммуникативная  - включает знание необходимых языков, способов  взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Компетенция личностного самосовершенствованиянаправлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик.

Одним из условий формирования ключевых компетенций у учащихся является деятельностный характер обучения.

       Учитывая  современную  социально – экономическую  ситуацию  в  развитии  содержания  образования,  необходимо  сказать,  что  становление  системы  начального  образования  невозможно  без  развития  названных  ключевых  компетенций.

     Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

      Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1.                Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2.                Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3.                Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4.                Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5.                Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.                Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.                Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

   Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить уроки окружающего мира, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода строится в  соответствии с целями. Уроки развивающего типа можно распределить на четыре группы:

üУроки открытия новых знаний

üУроки рефлексии

üУроки-тренинги

üУроки контроля

    Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

       Основная особенность деятельностного метода  на уроках окружающего мира заключается в том, что новые  понятия и  не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит  итог, даёт точную формулировку установленных  действий и знакомит с общепринятыми понятиями. Это позволяет  привить интерес к  предмету, повысить качество образования. Ещё одной особенностью является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности.

Важно учесть, что на уроках окружающего мира  учебно–познавательная компетенция предполагает:

·                        способность самостоятельно планировать свою деятельность;

·                        способность к самореализации;

·                        активность в выборе деятельности;

·                        способность к самообразованию;

·                        участие в проектно – исследовательской деятельности;

·                        способность приобретать знания из различных источников.

       В  формировании у учащихся учебно–познавательной компетенции  выделяются следующие взаимосвязанные  этапы:

·        формирование умения ставить учебную цель;

·        формирование умения планировать учебные действия:

·        развитие навыков самоконтроля и самооценки, рефлексии.


      На первом  этапе важным элементом является целеполагание. Ученику  начальных классов очень трудно сформулировать цель своей деятельности, это зачастую трудная задача для многих взрослых. На данном этапе большую помощь оказывает работа с учебником.   Содержание учебника построено  с учётом проблемно – диалогической технологии введения новых знаний. В игровой форме  дети учатся ставить цели и определять тему урока. Этому помогают игровые моменты, использование ИКТ. С помощью подводящего диалога формулируем тему и ставим цели, которые необходимо достигнуть. На этапе актуализации знаний опора делается на имеющийся у детей жизненный опыт, приобретённые ранее знания. На данном этапе предлагаются задания, вызывающие у детей затруднение. Возникает проблема, для решения которой вначале  необходимо определить цели, т. е. определить ребёнку для себя «это я уже знаю и умею», «а это я ещё совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться». Данная деятельность осуществляется перед выполнением каждого задания, затем после его выполнения предлагаю детям проанализировать смогли ли они достичь поставленной цели.

Очень важным является самоконтроль и самооценка учащихся; создание проблемной ситуации, выполняющей мотивационную функцию к познанию нового.

     С первых уроков предлагается ученикам задания, которые способствуют креативности мышления, развивающие  не только ум, но и духовные мотивы деятельности, позволяющие ученику познавать себя, определять свою внутреннюю позицию, давать самооценку, формировать навыки самоконтроля и саморегуляции.  Подбираются задания, которые содержат  разные сведения. Это позволяет знакомить детей с многообразием действительности, создаёт представление у них о ценности различных культур, о тесных исторических взаимодействиях между ними. На уроках окружающего мира  уделяется большое внимание формированию грамотной  речи, дети учатся  доказывать, выстраивать логические  цепочки рассуждений. Это позволяет формировать коммуникативные навыки.   

   В формировании учебно – познавательной компетенции очень важным является формировании самооценки и умение ребёнком отрефлексировать свои собственные знания и незнания. Это происходит потому, что в основе рефлексивности   лежат способности видеть себя со стороны; не считать свою точку зрения единственно возможной; анализировать собственные действия. Поэтому для формирования у учащихся самооценки учу соотносить свои умения с умениями других, прислушиваться и учитывать точку зрения товарищей. Очень важным является взаимооценивание учащимися работ друг друга, а затем сравнение собственной оценки работы с оценкой и критикой товарища. Также дети оценивают свои работы, затем сравнивают с алгоритмом и проводят повторное оценивание на основе выработанных требований.

    Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за учителем. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед.  Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

   На уроках окружающего мира эффективным является  использование  метода проектов  .

В ходе этой деятельности происходит формирование таких навыков, как:

-       умение погружение и осознание проблемы;

-       поиск, анализ и синтез необходимой информации;

-       работа с компьютером;

-       выбор посильных видов работы;

-       умение работать в группе;

-       использование  своего жизненного опыта при обсуждении проблемных ситуаций;

-       проведение самостоятельного исследования;

-       умение проявлять творческую активность

-       умение отстаивать свою точку зрения.

Формирование учебно–познавательной компетенции осуществляется и во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Я познаю мир».

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что в процессе овладения учебно–познавательной компетенцией учащиеся решают сложные вопросы, требующие актуализации знаний, анализа, умения работать с различными источниками информации. Дети пользуются не только учебной, но и дополнительной литературой, учатся помогать друг другу, вежливо общаться, становятся более самостоятельными. Это позволяет  сделать вывод – у учащихся формируются ключевые компетенции.

                                                                                                          Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений  о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Обучающиеся осваивают принципиально новые роли - не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность   младших школьников процессом познания.

Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

 

Автор Прохорова Ирина Николаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1521
Номер материала 20983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓