Выступление на РМО учителей начальных классов.
Учитель: Скареднова Ирина Владимировна,
МАОУ «Голышмановская СОШ №2»
28.10.2013
ТЕМА: Современный урок в условиях реализации ФГОС второго
поколения
1слайд
План выступления.
1. Предисловие «А урок
остается!»
- Сопоставление традиционного и современного урока
в условиях реализации ФГОС второго поколения. (Игра «Перестрелка»).
- Как подготовить современный урок?
4.
Характеристика
изменений в деятельности педагога, работающего на
современном уроке по реализации ФГОС.
5. Технологическая карта урока – что
это?
6. Рефлексия. Деловая игра
«Ассоциация»
Цель выступления:
·
Осознание основных критериев современного урока
·
Повышение интереса педагогов к современным технологиям
·
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
2 слайд
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
1.УРОК (Предисловие)
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели
и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но
какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.
На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации
не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются
участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о
компьютеризации и дистанционном образовании, как бы ни старались уравнивать
учителя с учениками, он – Учитель, как был, так и остается главным действующим
лицом на любом уроке, потому что он – всегда старше, за ним – знания, опыт,
понимание и применение этих знаний.
Слайд 3 Современная
жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для
молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен
школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, он
должен научиться решать стоящие перед ним проблемы, а для этого необходимо
научиться определённым способам действий. Этим традиционная школа не
занималась.
Современная жизнь предъявляет
сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность,
целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение
ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни
закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои
приоритеты: знаниевая составляющая традиционного урока уступает место развивающей
на современном уроке.
Меняются цели и содержание образования,
появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии –
урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того,
чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения,
урок становится новым, современным!
Слайд 4
2. Сопоставление
традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС второго
поколения) (работа
в группах )
В настоящее время
большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это
объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и
боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Попробуем вместе
разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
Плюсы и минусы традиционного урока
(У нас две
команды «Нападающие – защитники», проведём игру «Перестрелка». Вспомним плюсы и
минусы традиционного урока.
(образцы выступлений)
Плюсы
команда «Защитники»
|
|
Минусы
команда «Нападающие»
|
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что
накапливалось веками, остается ценным всегда.
|
|
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних
уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
|
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных
учеников.
|
|
Надоедает одно и то же, бесконечное
«повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом
все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными»
работать некогда).
|
На традиционном уроке легко работать: его организация проста,
привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
|
|
Все большее количество
учеников
начинает учиться в
классах
«выравнивания».
|
На уроке учитель позволяет уделять
равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками
работать проще, меньше головной боли.
|
|
Главные ориентиры
традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность
(успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня
учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае,
со «средним» и низким уровнем развития.
|
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не
надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих,
а раз правильно – плохо быть не может.
|
|
Недовольство
администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников,
пособий нормативным документам.
|
Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний.
Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и
порядку в голове.
|
|
Постоянное чувство неудовлетворенности
из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со
стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем
|
Каждый
учитель был уверен в необходимости и пользе своей
работы.
|
|
При традиционном
обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее
найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не
состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей
родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или
троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к
жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя
ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше
неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда
четко и правильно выполняли указания учителя.
|
А
сейчас давайте рассмотрим структуру современного урока.
Слайд
5.
Вывод: Современный урок отражает владение
классической структурой урока на фоне активного применения собственных
творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания
учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться;
учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой
деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых
знаний.
Слайд
6.
Исходя из требований времени, меняются и требования к современному уроку.
Слайд
7.
Современный урок строится на методических
принципах:
1.
Субъективизация
2.
Метапредметность
3.
Деятельностный подход
4.
Коммуникативность
5.
Рефлексивность
6.
Импровизационность
4.Как подготовить современный урок?
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого
определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления
средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения
способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Моделируя урок, необходимо
придерживаться следующих правил:
·
Конкретно определить тему,
цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
·
Отобрать учебный материал
(определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему
управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее
задание).
·
Выбрать наиболее
эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды
деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
·
Определить формы контроля
за учебной деятельностью школьников.
·
Продумать оптимальный темп
урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
·
Продумать форму подведения
итогов урока.
·
Продумать содержание,
объем и форму домашнего задания.
Используя современные
технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать
выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки
самостоятельности и саморазвития.
Слайд 8. Меняется требование
к современному уроку, меняется требование к заданиям, меняется и деятельность
ученика на современном уроке.
Слайд 9, 10, 11.
Слайд
12. Понятие современный
урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам
руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича
Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго
поколения»
В
новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю:
Слайд
13.
во-первых, это профессионал, который
·
демонстрирует
универсальные и предметные способы действий
·
инициирует действия
учащихся
·
консультирует и
корректирует их действия
·
находит способы включения
в работу каждого ученика
·
создаёт условия для
приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это учитель,
применяющий развивающие технологии.
В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Слайд 14./зачитать/
4.
Характеристика
изменений в деятельности педагога, работающего на
современном уроке по реализации ФГОС.
Предмет изменений
|
Традиционная деятельность учителя
|
Деятельность учителя, работающего на
современном уроке по реализации ФГОС
|
Подготовка к уроку
|
Учитель пользуется жестко структурированным
конспектом урока
|
Учитель пользуется сценарным планом урока
или технологической картой урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм,
способов и приемов обучения
|
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации
|
При подготовке к уроку учитель использует
учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.
Обменивается конспектами с коллегами
|
Основные этапы урока
|
Объяснение и закрепление учебного материала.
Большое количество времени занимает речь учителя
|
Самостоятельная деятельность обучающихся
(более половины времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке
|
Успеть выполнить все, что запланировано
|
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Формулирование заданий для обучающихся
(определение деятельности детей)
|
Формулировки: решите, спишите, сравните,
найдите, выпишите, выполните и т. д.
|
Формулировки: проанализируйте, докажите
(объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель,
продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения,
исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
|
Форма урока
|
Преимущественно фронтальная
|
Преимущественно групповая и индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков
|
–
|
Учитель ведет урок в параллельном классе,
урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и
логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей
обучающихся
|
Образовательная среда
|
Создается учителем. Выставки работ
обучающихся
|
Создается обучающимися (дети изготавливают
учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
|
Предметные результаты
|
Не только предметные результаты, но и
личностные, метапредметные
|
Нет портфолио обучающегося
|
Создание портфолио
|
Основная оценка – оценка учителя
|
Ориентир на самооценку обучающегося,
формирование адекватной самооценки
|
Важны положительные оценки учеников по
итогам контрольных работ
|
Учет динамики результатов обучения детей
относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
.
Слайд 15.
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей
завтра».
Джон Дьюи
В настоящее время
учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего
педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя начальных классов всегда была
исключительной, но в условиях введения федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования ответственность
существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является
качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной
школе.
Слайд 16
4. Технологическая карта урока – что это?
Значительно легче
строить урок, имея ТЕХНОЛОГИЧЕСКУЮ КАРТУ.
Конструирование технологической карты направлено на достижение
результатов, заявленных в стандартах второго поколения. Стандарты отвечают
на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить», как помочь
ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых
результатов.
По сравнению с традиционными
«методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала,, что
дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и
решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и
метапредметных результатов.
Бланки технологической карты есть у
каждой группы.
Структуру технологической карты
можно увидеть на примере урока.
Слайд
17.
Технологическая
карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- проектировать свою деятельность и деятельность детей на уроке;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися
на каждом этапе освоения темы.
Технологическая
карта позволит администрации школы:
- контролировать выполнение программы и достижение планируемых
результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Технологическая карта урока – это
способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать
урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы
урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации
учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность
обучающихся.
Рефлексия. Игра «Ассоциация»
Главное,
что должен обеспечить современный урок - это создание комфортной обстановки для
учащихся и ощущение комфорта учителем.
«Комфорт»
- в переводе с английского - поддержка, укрепление
«комфорт»
– это обстановка,. обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
(
Работа в группах. Каждая группа подбирает ассоциации на словосочетание
«современный урок». Все слова должны начинаться с буквы, имеющейся в слове
«комфорт»)
Что
же для нас современный урок?
Слайд
18.
Результат
работы групп.
К
|
Компетентность
|
Критичность
|
Креативность
|
Культура
|
О
|
Органичность, основательность
|
Отдача , оптимально
|
Открытие
Ответственность
|
Образованный, осознанный
|
М
|
моделирование
|
мотивация
|
методика
|
мастер
|
Ф
|
Фантазия
|
формирование
|
функциональный
|
фундамент
|
О
|
Отдых, осмысленный
|
Открытие, организованный
|
обучение
|
Опора, озарение
|
Р
|
Радость
|
развитие
|
Рост
|
Результат, рефлексия
|
Т
|
Тепло
|
Творчество
|
Талант
|
темп
|
Критерии эффективности современного урока
ЦЕЛЬ: ВЫДЕЛИТЬ ВЕДУЩИЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Обучение через
открытие
Самоопределение
обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Наличие
дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым
вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Развитие
личности
Способность
ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Демократичность,
открытость
Осознание
учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при
этом встречались затруднения , как они были устранены, и что чувствовал
ученик при этом.
Моделирование
жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и
поиск путей их решения.
Позволяет
ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
Ученик
испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример,
правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно
понятие.
Педагог ведет
учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой
или исследовательской деятельностью учащегося.
А
ЧТО ЕЩЕ …
Заключение
Так
что же для нас современный урок ?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие ,
развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация.,
интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. потребность
и т.д.
ВЫВОД: Что главное в уроке?
Каждый
учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех
обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с
появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов,
обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.
Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных
требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков
постепенно отходит.
Новизна современного российского образования требует личностного
начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями
умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,
навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Литература
1.
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От
действия к мысли : пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты
второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-2.
Карабанова О.А.
Формирование универсальных учебных действий учащихся
начальной школы / О. А. Карабанова
// Управление начальной школой. - 2009. - № 12. - С. 9-11.
Определение, классификация универсальных учебных действий. Примеры заданий на
развитие универсальных учебных действий младших школьников.
3.Карабанова О.А.
Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны /
О. А. Карабанова
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С.
11-12.
4.Климанова Л.Ф. Универсальные
учебные действия обучающихся : примеры формирования / Л. Ф. Климанова//
Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 20-25.
Кузнецова
М.И. ФГОС и совершенствование системы
контроля и оценивания достижений младших школьников / М. И. Кузнецова//
Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 3. - С. 19-23. - Библиогр.: с. 23.
5.Кузнецова О.В. Развитие
универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской
деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. -
2011. - № 6. - С. 31-40.
6.Осипова Н.В. Показатели
сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И.
А. Головинская, С. В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
- С. 26-33.
Песняева
Н.А. Учебный диалог как средство
формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А.
Песняева// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
7.Песняева Н.А. Формирование
универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление
начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных
учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода
обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное
образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.:
с. 23.
8.Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. :
Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN
978-5-09-023809-0.
Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г.
Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159 с. : ил. - (Стандарты второго
поколения). -
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.