Брюханова
Надежда
Васильевна,
учитель
начальных классов, высшей квалификационной категории
МБОУ
гимназия № 1,
г.
Мончегорск,
Мурманская
обл.
Развитие
познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного
курса по математике
«Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию» [1]. Одной из наиболее эффективных форм
внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям,
формированию познавательных универсальных учебных действий являются
олимпиады. На базе гимназии №1 работает инновационная площадка «Школа
предолимпиадной подготовки». Цель работы площадки: совершенствование
педагогически регулируемой системы предолимпиадной подготовки учащихся,
содействие общему образованию одаренных учащихся, поддержка научного
творчества, профессионализации школьников. Всё обучение проходит в
дистанционном режиме. Я являюсь руководителем курса по математике для учащихся
4 класса. Цели курса:
o
развитие интереса к математике;
o
формирование учебной самостоятельности;
o
применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств:
Участниками
«Школы предолимпиадной подготовки» являются учащиеся школ города. Условия
участия: выход в Интернет, наличие электронного адреса. Занятия организованы
следующим образом: ученикам рассылаются работы в начале месяца. На решение
заданий и отправку ответов даётся 2 недели. Работы проверяются, результаты
проверки с рекомендациями отправляются снова учащимся.
На
основе анализа олимпиад по математике разного уровня и в соответствии с учебной
программой разработала тематику занятий для учащихся 4-х классов.
Олимпиадный
уровень.
1
занятие. Нумерация.
2
занятие. Арифметические действия.
3
занятие. Величины.
4
занятие. Геометрический материал.
5-6
занятия. Решение задач.
Каждое
задание оценивается в баллах, соответственно, от простого к сложному: 3 балла,
4 балла, 5 баллов.
В
каждой работе сначала даю справочный материал или привожу примерные решения
отдельных задач. Далее представлены задачи для самостоятельного решения, за
которые учащиеся получают баллы. В каждой работе подобрала дополнительный
материал: презентации, электронные ссылки в Интернете. Это способствует
развитию любознательности, интереса к математике. В качестве примера приведу
разработанные занятия по некоторым темам.
Занятие
№1. Нумерация.
Для
выполнения заданий по этой теме тебе нужно вспомнить:
-
цифры и числа. Помни, что есть только десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8,
9. Из этих цифр можно составить любые числа. В числе могут цифры повторяться.
-
разряды и классы.
-
запись многозначных чисел;
Ниже
представлены задания, которые оцениваются в 3 балла и в 5 баллов по этой теме.
1. Запиши шестизначное
число, которое не изменится при записи его цифр в обратном порядке. (3
балла). 123321, 452254 и другие.
5. В рассказе спрятались
числа. Сколько их?
Крошке
Милли Райт едва-едва исполнилось шесть
лет. Её семья купила старый дом недалеко от столицы,
одиноко стоящий на берегу реки.
Милли
он очень понравился. Лучшего места для игр нельзя было и придумать, -
все комнаты и подвал были завалены старинными вещами.
-
Наверное, здесь живут привидения! – воскликнула девочка. Кот Пижон испугался и
спрятался под ванну. А Милли залезла, как на трибуну,
на большой круглый стол, стоявший посреди стола,
и сказала:
-
Мама, смотри. Я королева этой сказочной страны!
-
Опять ты за своё. Лучше ваше величество, слезь на пол, вытри
столешницу, и мы будем обедать.
-
До чего же взрослые иногда бывают ужасно скучными! Всего 18 чисел.
Дополнительный
материал к работе №1: презентация «магические квадраты». Презентация связана с
темой занятия и расширяет знания детей о числах.
В
работе № 2 «Арифметические действия» сначала были представлены анализ и способы
решения примерных задач. Затем учащимся были предложены задачи для
самостоятельного решения. Дополнительный материал к работе № 2: ссылка на
электронный адрес в Интернете. Там опубликованы интересные факты из истории
чисел и арифметических действий.
Работа
№ 3 «Величины» состоит из блоков, где подобраны задачи на нахождение площади и
периметра фигуры; на «переливание» и «пересыпание» веществ; на нахождение массы
и др. В качестве дополнительного материала представлена презентация «Из истории
величин». В работе № 4 учащимся нужно было решить задачи на геометрический
материал. Работа № 5 представляла собой набор из пяти логических задач. Итогом
всей работы по дистанционному курсу математики была составлена работа № 6,
которая называлась «Математическая мозаика». В этой работе подобраны по одному
заданию из каждой темы: «Нумерация», «Арифметические действия», «Величины»,
«Логические задачи».
Каждая
работа содержит разное количество заданий. Учащиеся выполняют задания по
принципу «минимакса». Для развития творческих способностей предлагаю придумать
подобные задания.
1. Используя 8 раз цифру «5». Поставь между ними знаки математических
действий так, чтобы в результате получилось число 100.
(Тимофеев Арсений).
2. Используя
5 раз цифру "3", знаки арифметических действий и скобки, напиши
выражение, значение которого равно 1.
(Тухова
Вероника)
3. ПО+ОП=ППФ расшифруй
пример, где одинаковые буквы там одинаковые цифры.
(Глебов Илья).
4. У папы было 7 дочек -
Света, Лена, Катя, Карина, Даша, Вика и Настя. Он решил подарить им лошадок.
Самой младшей дочери Насте, он подарил несколько лошадок, Вика получила
вдвое больше, чем Настя, Даша - втрое больше лошадок, чем Настя, и так далее, а
Света получила в 7 раз больше, чем самая младшая дочь. Однако маме не
понравился такой несправедливый раздел лошадок, и она сказала своим дочкам:
"Каждая
из вас должна дать по 2 лошадки каждой из ваших младших сестёр, и только
младшая дочка должна оставить у себя все свои полученные лошадки".
В
результате каждая из девочек получила одинаковое количество лошадок.
Чему
равна сумма цифр общего числа лошадок?
(Ильина Настя).
5. Даны числа 1 2 3 4 5 6 7
8 9. Поставьте между ними математические знаки так, чтобы получились числа 86,
48 и 31.
(Гейли Саша)
Кроме
дистанционного курса, проводятся консультации в очной форме. Результатом всей
работы в Школе предолимпиадной подготовки является Очная олимпиада. По
окончании Школы предолимпиадной подготовки участники получают сертификаты.
По
итогам работы была проведено анкетирование.
1. Считаете
ли Вы полезным для себя участие в работе городской инновационной площадки
«Школа предолимпиадной подготовки» (очное и заочное дистанционное обучение)?
2. С
какими трудностями Вы столкнулись в процессе выполнения работ?
3. Хотели
бы Вы участвовать в работе площадки «Школа предолимпиадной подготовки» в
следующем году? По какому предмету?
4. Ваши
пожелания и отзывы по работе площадки «Школа предолимпиадной подготовки»:
Анализ
анкет показал, что все участники считают полезным работу в Школе
предолимпиадной подготовки и хотели бы продолжить обучение дальше. Трудности
возникали при оформлении работ. Отзывы от детей и их родителей положительные.
Организация
такой работы способствует формированию познавательных универсальных учебных
действий. Учащиеся в процессе выполнения заданий учатся находить нужную
информацию и применять её в нестандартных условиях; выбирать наиболее
эффективное решение задачи; контролировать и оценивать результаты своих
действий.
Адрес,
по которому можно посмотреть весь курс занятий по математике:
http://gimnazia-monch.ucoz.ru/
Список
литературы
1.
Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г.
Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. –
М.: Просвещение, 2008.
2. Подготовка
к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы / Б.П. Гейдман, И.Э.
Мишарина. – 4-е изд. – М.: Айрис-прес, 2008.
3.
Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по
математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.:ВАКО,
2006.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.