Главная / Начальные классы / Выступление "Развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного курса по математике"

Выступление "Развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного курса по математике"

Брюханова

Надежда Васильевна,

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории

МБОУ гимназия № 1,

г. Мончегорск,

Мурманская обл.

Развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного курса по математике


«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [1]. Одной из наиболее эффективных форм внеклассной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, формированию познавательных универсальных учебных действий являются олимпиады. На базе гимназии №1 работает инновационная площадка «Школа предолимпиадной подготовки». Цель работы площадки: совершенствование педагогически регулируемой системы предолимпиадной подготовки учащихся, содействие общему образованию одаренных учащихся, поддержка научного творчества, профессионализации школьников. Всё обучение проходит в дистанционном режиме. Я являюсь руководителем курса по математике для учащихся 4 класса. Цели курса:

  • развитие интереса к математике;

  • формирование учебной самостоятельности;

  • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:


Участниками «Школы предолимпиадной подготовки» являются учащиеся школ города. Условия участия: выход в Интернет, наличие электронного адреса. Занятия организованы следующим образом: ученикам рассылаются работы в начале месяца. На решение заданий и отправку ответов даётся 2 недели. Работы проверяются, результаты проверки с рекомендациями отправляются снова учащимся.

На основе анализа олимпиад по математике разного уровня и в соответствии с учебной программой разработала тематику занятий для учащихся 4-х классов.

Олимпиадный уровень.

1 занятие. Нумерация.

2 занятие. Арифметические действия.

3 занятие. Величины.

4 занятие. Геометрический материал.

5-6 занятия. Решение задач.

Каждое задание оценивается в баллах, соответственно, от простого к сложному: 3 балла, 4 балла, 5 баллов.

В каждой работе сначала даю справочный материал или привожу примерные решения отдельных задач. Далее представлены задачи для самостоятельного решения, за которые учащиеся получают баллы. В каждой работе подобрала дополнительный материал: презентации, электронные ссылки в Интернете. Это способствует развитию любознательности, интереса к математике. В качестве примера приведу разработанные занятия по некоторым темам.

Занятие №1. Нумерация.

Для выполнения заданий по этой теме тебе нужно вспомнить:

- цифры и числа. Помни, что есть только десять цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Из этих цифр можно составить любые числа. В числе могут цифры повторяться.

- разряды и классы.

- запись многозначных чисел;

Ниже представлены задания, которые оцениваются в 3 балла и в 5 баллов по этой теме.

1. Запиши шестизначное число, которое не изменится при записи его цифр в обратном порядке. (3 балла). 123321, 452254 и другие.

5. В рассказе спрятались числа. Сколько их?

Крошке Милли Райт едвадва исполнилось шесть лет. Её семья купила старый дом недалеко от столицы, одиноко стоящий на берегу реки.

Милли он очень понравился. Лучшего места для игр нельзя было и придумать, - все комнаты и подвал были завалены старинными вещами.

- Наверное, здесь живут привидения! – воскликнула девочка. Кот Пижон испугался и спрятался под ванну. А Милли залезла, как на трибуну, на большой круглый стол, стоявший посреди стола, и сказала:

- Мама, смотри. Я королева этой сказочной страны!

- Опять ты за своё. Лучше ваше величество, слезь на пол, вытри столешницу, и мы будем обедать.

- До чего же взрослые иногда бывают ужасно скучными! Всего 18 чисел.

Дополнительный материал к работе №1: презентация «магические квадраты». Презентация связана с темой занятия и расширяет знания детей о числах.

В работе № 2 «Арифметические действия» сначала были представлены анализ и способы решения примерных задач. Затем учащимся были предложены задачи для самостоятельного решения. Дополнительный материал к работе № 2: ссылка на электронный адрес в Интернете. Там опубликованы интересные факты из истории чисел и арифметических действий.

Работа № 3 «Величины» состоит из блоков, где подобраны задачи на нахождение площади и периметра фигуры; на «переливание» и «пересыпание» веществ; на нахождение массы и др. В качестве дополнительного материала представлена презентация «Из истории величин». В работе № 4 учащимся нужно было решить задачи на геометрический материал. Работа № 5 представляла собой набор из пяти логических задач. Итогом всей работы по дистанционному курсу математики была составлена работа № 6, которая называлась «Математическая мозаика». В этой работе подобраны по одному заданию из каждой темы: «Нумерация», «Арифметические действия», «Величины», «Логические задачи».

Каждая работа содержит разное количество заданий. Учащиеся выполняют задания по принципу «минимакса». Для развития творческих способностей предлагаю придумать подобные задания.

1. Используя 8 раз цифру «5». Поставь между ними знаки математических действий так, чтобы в результате получилось число 100.

(Тимофеев Арсений).

2. Используя 5 раз цифру "3", знаки арифметических действий и скобки, напиши выражение, значение которого равно 1.

(Тухова Вероника)

3. ПО+ОП=ППФ расшифруй пример, где одинаковые буквы там одинаковые цифры.

(Глебов Илья).

4. У папы было 7 дочек - Света, Лена, Катя, Карина, Даша, Вика и Настя. Он решил подарить им лошадок. Самой младшей дочери Насте, он подарил несколько лошадок, Вика получила вдвое больше, чем Настя, Даша - втрое больше лошадок, чем Настя, и так далее, а Света получила в 7 раз больше, чем самая младшая дочь. Однако маме не понравился такой несправедливый раздел лошадок, и она сказала своим дочкам:

"Каждая из вас должна дать по 2 лошадки каждой из ваших младших сестёр, и только младшая дочка должна оставить у себя все свои полученные лошадки".

В результате каждая из девочек получила одинаковое количество лошадок.

Чему равна сумма цифр общего числа лошадок?

(Ильина Настя).

5. Даны числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Поставьте между ними математические знаки так, чтобы получились числа 86, 48 и 31.

(Гейли Саша)

Кроме дистанционного курса, проводятся консультации в очной форме. Результатом всей работы в Школе предолимпиадной подготовки является Очная олимпиада. По окончании Школы предолимпиадной подготовки участники получают сертификаты.

По итогам работы была проведено анкетирование.

  1. Считаете ли Вы полезным для себя участие в работе городской инновационной площадки «Школа предолимпиадной подготовки» (очное и заочное дистанционное обучение)?

  2. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе выполнения работ?

  3. Хотели бы Вы участвовать в работе площадки «Школа предолимпиадной подготовки» в следующем году? По какому предмету?

  4. Ваши пожелания и отзывы по работе площадки «Школа предолимпиадной подготовки»:

Анализ анкет показал, что все участники считают полезным работу в Школе предолимпиадной подготовки и хотели бы продолжить обучение дальше. Трудности возникали при оформлении работ. Отзывы от детей и их родителей положительные.

Организация такой работы способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Учащиеся в процессе выполнения заданий учатся находить нужную информацию и применять её в нестандартных условиях; выбирать наиболее эффективное решение задачи; контролировать и оценивать результаты своих действий.

Адрес, по которому можно посмотреть весь курс занятий по математике:

http://gimnazia-monch.ucoz.ru/


Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

  2. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы / Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина. – 4-е изд. – М.: Айрис-прес, 2008.

  3. Пупышева О. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.:ВАКО, 2006.







Выступление "Развитие познавательных универсальных учебных действий через организацию дистанционного курса по математике"
  • Начальные классы
Описание:

В данной работе представлен опыт работы по организации дистанционного курса по математике для учащихся 4-х классов в рамках "Школы предолимпиадной подготовки". Школа предолимпиадной подготовки по разным предметам работает на базе МБОУ гимназии № 1 города Мончегорска.Курс по математике разработан по  темам: "Арифметические действия", "Величины", "Геометрический материал", "Решение логических задач". В течение года проводится 6 занятий. Задания в каждом занятии оцениваются в баллах. Предлагается учащимся придумать свои задания. По окончнии курса проводится очная олимпиада для участников "Школы пердолимпиадной подготовки". Выдаются сертификаты тем участникам, которые успешно выполнили задания  всех работ. 

Автор Брюханова Надежда Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 276
Номер материала 37226
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓