Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыВыступление "Образовательные результаты и ФГОС второго поколения"

Выступление "Образовательные результаты и ФГОС второго поколения"

Скачать материал

Образовательные результаты и ФГОС второго поколения

(ПЕРВЫЕ ИТОГИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ)

Слайд 1

 1. Вступление

     Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

А ныне новый наш образовательный стандарт.

 

2. Основная часть

Год назад начальному звену МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»  в числе других государственных общеобразовательных учреждений пришлось столкнуться с проблемой перехода на стандарты второго поколения.

Новый стандарт – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведение. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был вобщем-то ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса.

1)     Первый. Ради чего учить?

В проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны…». Эта стратегия государства и заложена она в Федеральных образовательных стандартах. Итак, социальный заказ получен. Нам же предстояло не только досконально разобраться в научной основе федерального государственного стандарта, изучить все имеющиеся на тот момент немногочисленные практики, но и разработать ключевой документ, определяющий образовательную политику нашего учреждения (Основную образовательную программу начального общего образовании МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова»).

Слайд 2.

Образовательная программа начальной школы МБОУ «Урмарская СОШ им.Г.Е.Егорова» является долгосрочной (рассчитана на 4 года) и является концептуальным, управленческим и организационно-педагогическим механизмом, создающим в школе  такое образовательное пространство, которое обеспечивает формирование системы универсальных учебных действий, готовность к познанию и освоению окружающего мира,  личностное развитие и воспитание, укрепление физического и духовного здоровья младших школьников.

Хочу остановиться на проблемах, с которыми мы столкнулись при разработке основной образовательной программы:

1.Разработка подпрограмм (по формированию УУД, духовно-нравственного развития и воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни и другие), являющихся составной частью образовательной программы, осуществлялась рабочими группами на основе Примерной основной образовательной программы. К сожалению, представленные в этой книге программы не связаны между собой, объемны и декларативны. Многие формулировки и положения повторяются из программы в программу. Она не является моделью, которая бы стала действенным помощником для написания образовательным учреждением собственной программы.

2. Отсутствие опыта у педагогов в самостоятельной разработке такой программы.

3. Напряженные условия труда у разработчиков программы, в первую очередь, связанные с огромными временными затратами.

 

2) Второй вопрос. Чему учить?

Раньше учителя в своей преподавательской деятельности отвечали на очень важный вопрос: что ученики должны знать (запомнить, воспроизвести). Этот, так называемый  «знаниевый» компонент, который обеспечивал и продолжает обеспечивать обязательное освоение учащимися ЗУНов по всем предметам начальной школы и формирование у младших школьников опорной системы знаний, обеспечивающей возможность продолжения образования в основной школе.

  Современный образовательный процесс ориентирован на использование младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных ситуациях. Вот почему сегодня педагоги ставят новый вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Наличие в программном содержании обучения деятельностного компонента помогает установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения.

Набор компетентностей, которые могут пригодиться в жизни, достаточно широк. Перед нами встала необходимость отбора так называемых ключевых компетентностей. Начальная школа берёт ответственность за формирование ключевых компетенций обучающихся и педагогов в следующих сферах:

Слайд 3

самостоятельной познавательной деятельности;

·        поиска и анализа информации;

·        гражданско-общественной сфере;

·         в сфере социально-культурной и профессиональной деятельности;

·        в сфере здоровья и здорового образа жизни.

В проекте «Наша новая школа» есть и такие слова: «Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое…».  Отличительной особенностью стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность».

Слайд 4

В нашем учреждении созданы хорошие условия для организации внеурочных занятий. Начальные классы занимаются в отдельном здании. Уроки проходят в одну смену, поэтому есть возможность использовать кабинеты во второй половине дня. Внеурочная деятельность позволяет расширить возможность применения знаний, полученных на уроках, в практической и творческой деятельности детей. Режим работы первоклассников должен быть организован так, чтобы  после учебных занятий дети обедают и гуляют. Таким образом, происходит смена видов деятельности. Это в какой-то мере смягчает вопрос о перегрузке первоклассников. Нами была разработана модель организации внеурочной деятельности учащихся. Мы постарались учесть запросы детей и их родителей, при этом эффективно использовать возможности школы. Но опять столкнулись с тем, что 10 часов, отведенные на внеурочную деятельность не оплачивались, поэтому занятия по внеурочной деятельности педагоги проводили только за счет кружковой работы. Занятия проводились по авторским программам педагогов школы.

Мы выявили следующие проблемы:

Слайд 5

·        нам понятен вопрос, обозначенный родителями первоклассников: почему нельзя зачесть занятия, которые посещают дети в учреждениях дополнительного образования (музыкальные школы, танцевальные студии, художественные и спортивные школы), вместо занятий по схожим направлениям, предлагаемых школой? Тогда не было бы проблемы большой нагрузки первоклассников

·        нет предела в совершенстве материально-технической базы (мы очень бы хотели для первоклассников отдельный корпус, в котором были бы отдельные игровые зоны, спальные места для первоклассников, посещающих ГПД и т.д.)

·        не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.

На сегодняшний день отрадно то, что министерство образования дает возможность школе самой решать вопрос о способах организации и содержании внеурочной деятельности

 

Следующий вопрос. Как учить?

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны технологии обучения. Это технологии деятельностного вида. Важен и выбор учебников. Педагоги нашей школы работают по следующим образовательным системам: «Школа -2100», «Перспектива», «Школа России», по программе начального образования с родным (чувашским) языком обучения. Учебники комплектов рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и  профессиональное мастерство учителей подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ых классах в начале конце учебного года по материалам Министерства образования и молодежной политики.

Слайд 6. Итоги I этапа мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе

Слайд 7. Итоги III этапа мониторинга готовности первоклассников к обучению в школе

Слайд 8. Личностная готовность первоклассников, школьная мотивация (по методике Лускановой)

Проблемы, с которыми столкнулись:

1.      На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.

 И четвертый вопрос. За счет каких ресурсов учить?

Ресурсы бывают и экономические, и кадровые, и информационные, и многие другие. И стандарт как договор, который сейчас предлагается, охватывает все эти пространства. Важным моментом при разработке образовательной программы I ступени обучения мы считали необходимость учесть особенности и традиции  школы. В первую очередь, это подход к отбору кадров. В педагогическом коллективе есть все необходимые специалисты: учителя-предметники, психологи, воспитатели ГПД, библиотекарь, педагоги дополнительного образования, хореограф. Специфика кадров определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ ее хода и результатов. Все педагоги, работавшие в первых классах и начинающие работать по ФГОС в этом учебном году, прошли курсы повышения квалификации по проблеме организации учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС.

   Все это нужно считать важным положительным условием внедрения ФГОС.

Не менее важным условием является материально-техническая база учреждения, финансовое обеспечение, использование современных информационных и коммуникационных технологий. Наша школа располагает материальной и информационной базой, способной обеспечить организацию разных видов деятельности обучающихся, как учебной, так и внеурочной. Наличие уютных и безопасных с точки зрения пожарных и  санитарно-гигиеническим требований кабинетов, обучение только в первую смену, образовательная модель « 1 ученик- 1 компьютер», компьютерное оборудование, поступившее в школу в рамках реализации ФГОС– все это  позволяет организовать внеурочную деятельность во второй половине дня. В школе единая информационная сеть, что также позволяет эффективно строить образовательный процесс.

Но и здесь есть немало проблем, которые требуют решения:

·        развитие информационно-интеллектуальной компетентности педагогов,

·        поощрение педкадров, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств,

·        дальнейшее совершенствование материально-технической базы,

·        новые очень жесткие санитарно-гигиенические требования

·        создание дополнительных условий для укрепления здоровья воспитанников

При переходе на новые стандарты мы столкнулись с необходимостью разработки целого пакета документов: это и локальные акты, и методические материалы и рекомендации к ним по применению.

Приведу в качестве примера только некоторые:

- планируемые результаты, представленные в обобщенной форме;

- типовые задачи формирования универсальных учебных действий;

- материалы по видам и формам оценки планируемых результатов;

- материалы по диагностике и мониторингу достижений планируемых результатов;

- рабочие программы по учебным предметам и программы по внеурочной деятельности; и … так далее. Я уже говорила об Основной образовательной программе школы,  а она, между прочим, объемом в 488 страниц. Одно дело написать программу, но ведь нужно организовать и управление ее реализацией.

Механизм принятия управленческих решений и обеспечения общественного участия и учета интересов и потребностей участников образовательного процесса в школе  включает в себя 3 составляющих:

- изучение администрацией процесса и результатов реализации образовательной программы по годам: наблюдение, собеседование, посещение уроков и занятий, анализ школьной документации, проведения диагностических и мониторинговых процедур;

- мониторинг удовлетворенности процессом и результатами реализации программы;

- внешняя экспертиза процесса и результатов образовательной программы.

В сумме рациональное и целенаправленное использование этих составляющих позволяет осуществить анализ результатов реализации ООП и принять управленческие решения.

Слайд 9

Был проведен мониторинг участников образовательного процесса. Вот некоторые выдержки: успешно прошла адаптация первоклассников; увеличение нагрузки происходило постепенно; у детей позитивный настрой на учебу, им хочется в школу; интересно проходили внеурочные занятия; очень нравятся все учителя.

Можно оценить деятельность педагогического коллектива по введению стандартов удовлетворительно.

Педагогический коллектив начальной школы принимает на себя ответственность по осмыслению новых образовательных задач, по выработке современной образовательной программы и достойной её реализации и готов к рефлексивной самооценке результативности наших инициатив.

Слайд 10

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».

Спасибо за внимание.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление "Образовательные результаты и ФГОС второго поколения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Интернет-маркетолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   В данном выступлении подводятся итоги введения ФГОС в образовательном учреждении.В нем отражены ключевые идеи введения ФГОС в образовательном учреждении, затронуты проблемы введения ФГОС.  Описываются условия, ресурсы, средства успешного введения ФГОС в образовательных учреждениях. Подведен итог работы по введению стандартов  конкретно в одной школе за год. 

 

    Данное выступление может использоваться учителями начальных классов и учителями- предметниками при проведении педагогических советов, семинаров, мастер- классов по данной проблеме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 900 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 375
    • DOCX 29.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михеева Марина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михеева Марина Анатольевна
    Михеева Марина Анатольевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25797
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 568 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 471 человек

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Неорганическая химия

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов