Главная / Директору-завучу / Выступление "Мотивация учения – основное условие успешного обучения" на педагогическом совете

Выступление "Мотивация учения – основное условие успешного обучения" на педагогическом совете

Мотивация учения – основное условие успешного обучения СЛАЙД 1


Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема мотивации приобретает сегодня особое значение.

Проблема мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.

Общие концепции мотивации учебной деятельности были применены к анализу мотивов учения студентов. Оказалось, что учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий. Деятельность студентов в колледже с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. А значит, профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию. Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Делеу М.В., Ительсон Л.Б., Савонько Е.И., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи.

Ученые доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Но особенности этого фактора и его действенность различаются, а именно, на разных этапах учебного процесса, через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется и сама учебно-профессиональная деятельность, и ее мотивация.


Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учащихся в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию. СЛАЙД 1

Именно эти слова В.А. Сухомлинского я взяла эпиграфом своего выступления и нашей дальнейшей работы.


Вспомним,что же такое "мотив" и "мотивация":



СЛАЙД 2

hello_html_m7b0bfa16.gif

Мотивация в психологии определяется так.

1 Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Педагогика трактует это понятие так.

2 Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

3 Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. 

СЛАЙД 3 hello_html_34ebc905.gifОбразно говоря, мотивацию держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации.


Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение обучающегося к учению. Выделяется несколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: положительное, отрицательное, безразличное (или нейтральное).


На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивого до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной. СЛАЙД 4

hello_html_69dc8c3a.gif

5 слайд Для отрицательного отношения школьников к учению характерны

hello_html_m5e21bf54.gif

Безразличное отношение имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов 6 СЛАЙД

hello_html_m72261290.gif


Цель нашей сегодняшней работы - не только обобщить теоретический материал по проблеме мотивации, но и систематизировать знания о приемах формирования мотивационной сферы учения, используя наш с вами собственный практический опыт.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятия, которыми определяется мотивационная сфера учения.



СЛАЙД 7

hello_html_m33a24806.gif

1 Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;

  • понимание ребенком субъективной значимости учения.

2 Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

3 Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

4 Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

5 Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.


Дальнейшая наша работа будет проходить по группам, всего групп пять, по количеству компонентов мотивационной сферы учения.


Каждой группе предлагается своё задание: из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию одного из компонентов мотивационной сферы учения и отметить эти утверждения на листе с заданием. После окончания работы каждая группа защищает свое задание, приводя примеры из собственной практики по формированию данного компонента. При защите для наглядности можно пользоваться интерактивной доской, отмечая на слайде презентации выбранные компоненты.

Таким образом, анализ данной проблемы позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра целей традиционного процесса обучения, ориентированного на развитие интеллекта и традиционной роли преподавателя в этом процессе. Для обеспечения качественного процесса образования учитель должен стать в большей степени консультантом, чья задача – помочь учащемуся овладеть навыками, самостоятельно ставить цели и самостоятельно их достигать. При этом меняется и система методов обучения, и система оценки знаний, и принципы отношения к учащимся. Приоритеты смещаются в сторону развития мотивации и интереса к получению знаний, адекватной оценки собственных результатов и формирования умения учиться, которое сопровождает человека на протяжении всей жизни.





































Приложение

Задание для I группы

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – смысл учения.

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;

  • понимание ребенком субъективной значимости учения.


В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование смысла учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения отметить на данном листе.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).


Установки и действия педагога:

  • совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • выбор действия в соответствии с возможностями студента;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения занятий;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь педагога;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера педагога в возможности студента;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


Задание для II группы

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – мотив учения.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.


В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование мотива учения. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения отметить на данном листе.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).


Установки и действия педагога:

  • совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • выбор действия в соответствии с возможностями студента;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения занятий;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь педагога;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера педагога в возможности студента;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


Задание для III группы

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – постановка целей.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.


В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование постановки целей. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения отметить на данном листе.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).


Установки и действия педагога:

  • совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • выбор действия в соответствии с возможностями студента;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения занятий;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь педагога;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера педагога в возможности студента;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


Задание для IV группы

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – эмоциональный настрой.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.


В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование эмоционального настроя. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения отметить на данном листе.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Установки и действия педагога:

  • совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • выбор действия в соответствии с возможностями студента;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения занятий;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь педагога;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера педагога в возможности студента;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


Задание для V группы

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам на основе личного опыта из предложенных установок и действий педагога выбрать те, которые будут способствовать формированию компонента мотивационной сферы учения – интерес к учению. Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для педагога это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.


В задачу Вашей группы входит:

1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование интереса к учению. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения отметить на данном листе.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).


Установки и действия педагога:

  • совместная с учащимися работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

  • выбор средств, адекватных цели;

  • учет возрастных особенностей обучающихся;

  • выбор действия в соответствии с возможностями студента;

  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

  • нестандартная форма проведения занятий;

  • создание ситуации успеха;

  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на занятии;

  • использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

  • эмоциональная речь педагога;

  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

  • применение поощрения и порицания;

  • вера педагога в возможности студента;

  • формирование адекватной самооценки учащихся;

  • стимулирование студентов к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

12


Выступление "Мотивация учения – основное условие успешного обучения" на педагогическом совете
  • Директору-завучу
Описание:

Изменения, происходящие в новом тысячелетии во многих сферах деятельности человека, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. Современный выпускник колледжа должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема мотивации приобретает сегодня особое значение.

Автор Муромцева Татьяна Владимировна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 541
Номер материала 33656
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓