Формирование универсальных учебных действий в начальной школе.
Что
такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в
начальной школе на всех уроках. Моделирование уроков по формированию УУД — дело непростое, но сегодня — это требование времени.
Одним из основных блоков УУД являются регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают способность учащегося организовывать
свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания
цели — через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и
самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД относятся:
·
принимать и сохранять учебную задачу;
·
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
·
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить
необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать
возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Остановлюсь на конкретных примерах. Учебный курс «Литературное
чтение» закладывает
основы всех регулятивных УУД.
Наибольшее внимание при этом уделяется развитию способности к прогнозированию
(например, типичные задания: «Прочитай заголовок следующего произведения.
Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?»; «Как, по-твоему,
развернутся события дальше и чем они закончатся?»).
Способность к контролю, самоконтролю и к
коррекции в курсе «Русский язык» вырабатываются, в частности, при выполнении упражнений,
расположенных перед текстами («Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и
прочитай правильно» (редактирование). Кроме того многие задания сопровождаются
вопросами типа «Как ты думаешь, всё ли у тебя получилось?»). Для решения таких
учебных задач совместно с детьми составляются правила проверки текста,
определяющие алгоритм действия.
Последовательно переходя от одной операции к
другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически
все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным
заданием. Главное здесь — речевое проговаривание учеником выполняемого
действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев
действия контроля и осознать его содержание.
Словесное проговаривание является средством
перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на
карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала
медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов
проверки.
Для формирования регулятивных универсальных
учебных действий в курсе «Технология» создаются благоприятные условия за счет того, что выполнение заданий требует
от детей планирования предстоящей практической работы, соотнесения своих
действий с поставленной целью, установления причинно-следственных связей между
выполняемыми действиями и их результатами и прогнозирования действий,
необходимых для получения планируемых результатов. Материализация результатов
деятельности в конкретном изделии позволяет учащимся наиболее продуктивно
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода
практической работы. Задания, предписывающие ученикам следовать при выполнении
работы инструкциям учителя или представленным в других информационных
источниках различных видов (учебнике, дидактическом материале и пр.),
руководствоваться правилами при выполнении работы, также позволяют формировать
у них необходимые регулятивные действия. Значительное внимание уделяется также
приучению детей к самостоятельной организации своего рабочего места в
зависимости от характера выполняемой работы, поддержанию порядка на рабочем
месте.
Изучение курса «Окружающий мир» способствует и формированию регулятивных универсальных
учебных действий: осознавать границы собственных знаний и умений о природе,
человеке и обществе, понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять
цели и задачи усвоения новых знаний, оценивать правильность выполнения своих
действий, вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной,
учебной, практической деятельности. Особое внимание уделяется развитию
способности к постановке (принятию) учеником учебно-познавательных и
учебно-практических задач, которые определяются перед изучением раздела, темы,
чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и
умений в рабочей и тестовой тетради.
Планирование учебных (исследовательских)
действий ученик осваивает, наблюдая природные и социальные объекты, готовя о
них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в
проектной работе.
Метод
проектов в начальной школе
Используя метод
проектов, ориентированный на развитие
исследовательской, творческой активности детей, я также формирую универсальные
учебные действия.
Что такое проект (исследования) для маленького
ребенка? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений.
Несложность проектов обеспечивает успех их
выполнения и является стимулом, вдохновляющим обучающегося на выполнение
других, более сложных и самостоятельных проектов.
Я считаю, что применение метода проектов, а
также проблемного обучения, способствует развитию гармоничной личности и отвечает
потребностям современного общества:
·
принятия самостоятельных решений;
·
умение ставить задачи и задавать вопросы;
·
поиск нестандартных, оригинальных решений;
·
способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
·
раскрытие индивидуального потенциала.
Таким образом,
успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности
УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют
эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний,
формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том
числе социальной и личностной.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.