Инфоурок Классному руководителю КонспектыВыступление "Познай самого себя "

Выступление "Познай самого себя "

Скачать материал

Актуальность темы исследования.

Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном аспектах, его развития и предназначения, его будущего - одна из главных проблем философской мысли. Талантливый мыслитель Лев Шестов однажды прекрасно написал: «Собственно же философия должна начинаться там, где возникают вопросы о месте и назначении человека в мире, о его правах и роли во вселенной»1. Внимание философии в современной России должно быть приковано к состоянию разрушенной «среды обитания» и судьбам людей, вынужденных жить в переломную эпоху.

Недаром С. JL Франк в страшный для России июль 1917 года написал в предисловии к своей работе «Душа человека»: «В чем бы ни заключался конкретно выход из переживаемого нами тяжелого кризиса, не подлежит сомнению, что единственный путь к нему - повышение духовного уровня нашей культуры, углубление плоскости обсуждения всех жизненных вопросов, преодоление всяческого невежества, варварства и одичания. В этом смысле ифилософ имеет право верить, что своей независимой мыслью он посильно содействует духовному и общественному возрождению своей родины»". Как актуально звучат эти слова сегодня, когда несчастная Россия вследствие разнообразных предательских реформ отброшена на задворки мировой цивилизации!

Наверное, для человека нет более интересного объекта, чем он сам. Важность познания самого себя, своего Я, человеческой самости было зафиксировано еще в великом изречении над входом в храм Аполлона в Дель-фах. Изречение это приписывается Фалесу, по другим источникам - Хилону. Испано-мусульманский мудрец Аверроэс(1126 - 1198) недаром говорил: «Познай самого себя — познаешь своего Бога». Иранский философ Аль

1 Шестов J1. И. Избранные сочинения. М., 1993. С. 88.

Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 268.

Газали (1058 — 1111) утверждал: «Прежде чем познать Бога, нужно познать себя». Рене Декарт полагал, что тот, кто сумеет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную.

Макс Шелер был прав, когда говорил, что наша эпоха - первая, когда человек стал абсолютно проблематичен. Он больше не знает, что он такое, но в то же время знает, что он этого не знает. Человек — уникальное и изумительное существо, самое поразительное творение Бога, - утверждают одни. Человек сам себя создал, и он есть мера всех вещей, - полагают другие. И, наконец, третьи считают, что он — плод генетической мутации, ошибка природы, ее злостное порождение, наделенное неисчислимыми пороками, поэтому у него нет и не может быть будущего. Можно ли согласиться с э тими категорическими суждениями и в чем же смысл существования человека? Как выполнить старое пожелание мудрых греков «Познай самого себя» и можно ли вообще это сделать без обращения к философии?

Представляется, что актуальность данного исследования можно обосновать следующими аргументами.

Во-первых, онтологические аспекты самопознания и его философские основания в целом не становились ранее предметом специального научного исследования. В таких авторитетных изданиях, как «Философская энциклопедия» (1960-1970) и «Новая философская энциклопедия» (2001), обобщающих достижения отечественной философии, нет специальных словарных статей, освещающих проблематику самопознания. Более того, пятитомная «Философская энциклопедия» не содержит специальной статьи «Человек», а лишь отсылает читателя к статьям «Личность» и «Философская антропология».

Настоящее исследование, во-вторых, может представлять интерес в теоретическом плане. Необходимо попытаться разработать соответствующую теорию самопознания, придать этому явлению статус специфического предметафилософского познания и выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы его анализа. Проблема самопознания становится одной из актуальнейших задач дляонтологии и теории познания. Мудрец Аль-Газали писал: «Существует много ступеней познания. Обычный человек подобен муравью, ползущему по бумаге. Этот муравей видит буквы и думает, что своим появлением они обязаны перу и ничему другому» . Так и человек порой не видит подлинной сущности своей и окружающего мира, ибо жизнь превратилась в гонку за видимостью, и иллюзии зачастую становятся сильнее реальности.

Сегодня особо актуален вопрос о возможностях формирования нового типа мышления, свободного от догм и стереотипов. Здесь философская проблематика, связанная с самопознанием, выходит на первый план. Прекрасно сказал Блез Паскаль: «Познаем самих себя: пусть при этом мы не постигнем истины, зато наведем порядок в собственной жизни, а это для нас самое насущное дело»4.

Важнейшими источниками, питающими теоретическую философскую мысль, всегда были литература и искусство. При этом философия и художественная литература особенно близки и сходны между собой как формы осмысления человеческой жизни в слове и через слово. И философ, и писатель работают над словом. Н. И. Конрад писал: «Есть различные формы мышления. Одна действует в той области, которую мы называем наукой; другая - в той, которую мы называем философией; третья - в той, которую мы называем искусством. Материал, с которым работает наша мысль, вызывает существование многих специфических отраслей как науки, так философии и искусства, но все они для общественного сознания человека представляют своеобразное целое. Это целое, отлившееся в понятия, символы, воплощено в языке, в непосредственной действительности мысли, а через язык, возведенный в план искусства, - в литературе. Именно это и делает литературу достоянием общественного сознания»5. Особенно плодотворно при изучении

3 Цит. по: Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. М., 2004. С. 35.

4 Паскаль Б. Мысли. М., 2001. С. 237.

Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. С. 429-430. проблематики самопознания исследование такого образца синтеза литературы и философии, как исповедь.

В-третьих, исследование онтологических оснований самопознания актуально в социальном плане. Некогда А. Ф. Лосев в своей ранней работе «Русская философия» назвал характерную черту русского философствования — «апокалиптическую напряженность». Изучение самопознания помогает осмыслить трагизм человеческого бытия в социуме, тенденции общественного развития, угрожающие духовности человека и общества. Сегодняшняя ситуация в нашей стране заставляет наполняться сердца отечественных философов тревогой за будущее человека, за возможность сохранения им духовной целостности в эпоху социальных потрясений. Для нашего времени все более актуальными становятся следующие слова Карла Маркса: «Первым необходимым условием свободы является <.> самопознание, самопознание же невозможно без признаний, без исповеди»6. Но современный «одномерный человек» отвык доверять свои мысли кому бы то ни было, в том числе и самому себе. Ницше недаром злословил: масса - фабричный товар природы, человек массы - это супершимпанзе, а подлинный человек еще и не возникал. Такой «одномерный человек» лишь мнит себя свободным, но на самом деле он - всего лишь жалкий раб общества потребления, озабоченный лишь ничтожными материальными желаниями, полностью лишенными духовной подоплеки.

Самопознание является важнейшим видом духовной деятельности. Нам кажется, что все призывы к возрождению духовности в современной России не приведут ни к чему до тех пор, пока саму духовную деятельность не удастся концептуализировать и определить ее отношение к деятельности абсолютной, о которой спорили немецкиефилософы переломной, столь похожей на наше время, эпохи конца XVIII-XIX вв.

Давно уже было замечено, что отдельные люди и целые народы философствуют талантливее всего тогда, когда им плохо. Гегель прекрасно писал

6 Маркс К, Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955. С. 30, 381. об этом: «.Там, где народ идет навстречу своей гибели, там, где наступает разрыв между внутренним стремлением и внешней действительностью, где прежняя форма религии и т. д. уже больше не удовлетворяет, где дух выказывает равнодушие ко всему живому существованию или пребывает в нем неудовлетворенным и нравственная жизнь разлагается, - лишь там философствуют. Именно в такие эпохи дух ищет прибежища в области мысли, чтобы в противовес действительному миру создать себе царство мысли, и философия есть примирение, которое сама мысль приносит с собою после начатой ею порчи реального мира»7.

Интерес к проблемам самопознания обостряется, когда человеку или народу грозит опасность, когда самой культуре грозит гибель либо она приходит в упадок. Так было во времена Сократа и Платона; так было и при закате римской цивилизации, когда стоики объявили самопознание задачей мудрости, а христианство начало проповедовать бесконечную ценность души и Царство Божие, «которое внутри вас». Тот же ритм истории, та же диалектика наблюдается и в нашу сложную эпоху. В условиях всестороннего кризиса духовности вновь поставлена проблема самопознания во всех областях человеческого духа.

Эпоха, переживаемая ныне Россией, побуждает отечественных интеллектуалов и, прежде всего, философов искать ответы на «вечные вопросы» в первую очередь в великой русской литературе. Как справедливо отмечал А. Ф.Лосев, «художественная литература является кладезем самобытной русской философии. В прозаических произведениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Льва Толстого, Достоевского, Максима Горького часто разрабатываются основные философские проблемы в их специфически русской, исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. И эти проблемы разрешаются здесь таким образом, что непредубежденный и сведущий судья назовет эти решения не просто «литературными» или «ху

Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Книга 1. СПб., 2001. С. 109-110. о дожественными», но ифилософскими и гениальными» . Слияние философии и художественной литературы является одним из показателей самобытности отечественной культуры, ее оригинальности и неповторимости, свидетельствует об огромном потенциале духовного развития личности русского человека. Именно русская литература дала непревзойденные образцы философской исповеди - прекрасных по форме и глубоких по содержанию шедевров самопознания.

Степень разработанности проблемы.

Проблема самопознания - это точка соприкосновения философии, религии и психологии, но думается, что философии принадлежит ведущая роль при изучении самопознания. Философия — всегда свидетельство единичного сознания. Не так обстоят дела в науке, где личность творца открытия не столь важна. Платон и Гегель, Кант и Витгенштейн уникальны, ибо никто не мог написать за них их труды. Внутренний мир человека, субъективность, личностное начало - такая же, если не большая, реальность, чем мир внешний. Философия, таким образом, предстает здесь одновременно и как исповедь, но и как недоступная другим тайна, о которой можно только догадываться. Но догадываться можно и нужно, это - единственный способ проникновения в сферу рождения идей9.

1 Прекрасно сказал об этом замечательный философ и историк философии И. А. Ильин: «Существует возможность и соответствующая способность правильно осознать акт чужого созерцания и размышления и встать на творческую позицию философа в такой мере, что начинаешь жить в ней и философствовать соответствующим образом: ощущаешь все, как он ощущал, «видишь» то, что видел он, не произнося «аминь» над духовной очевидностью. Любой великий философ дает основания для такого подхода; изучать и изла

Лосев А. Ф. Русская философия // Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. С. 74.

Гулыга А. В. //Алексеев П. В. «Философы России XIX - XX столетий». Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1999. С. 229 - 230. гать историю философии может только тот, кто систематически воспитывает в себе подобную способность и систематически ее применяет»10.

Автор настоящего исследования полностью солидарен с точкой зрения А. В. Гулыги, согласно которой культура сегодня возможна только как освоение традиции. По Гулыге, философия может существовать только как история философии, как уяснение, распространение и осуществление мировой мудрости. Здесь А. В. Гулыга идет вслед заГегелем, который утверждал, что философия - это история философии. Как прекрасно писал великий немец: «История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания»11. Для Гегеля история философии - это история восхождения мысли к самой себе и, тем самым, нахождение самой себя, а поскольку философия есть движение духа к самопознанию, его саморазвитие к абсолютному знанию, постольку философия и история философии оказывались тождественны.

Первые попытки познать себя и определиться со смыслом жизни человека можно найти у древнегреческих мудрецов, которые претендовали на то, чтобы быть учителями и носителями мудрости. В рамках космоцентризмачелЪвек рассматривался как микрокосмос, его жизнь определяется макрокосмосом, изначальной космической гармонией и космической справедливостью. Поэтому человек должен вести мудрый образ жизни на основе познания самого себя. Самопознание — начало и основа самосовершенствования, достижения гармонического единства своих целей, мышления, миропонимания и ценностей. Квинтэссенция этих воззрений заключена в афоризме: «По

12 знай самого себя - и ты познаешь богов и вселенную» .

10 Iljin /. Die Philosophie Hegels als contemplative Gotteslehre. Bern, 1946. S. 7.

11 Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Т. 1. СПб., 2001. С. 69.

12 Цит. по: Паука и нравственность. М., 1974. С. 273.

Язычник Сократ, будучи полностью солидарен с великими словами «Познай самого себя», видел в самопознании предварительное условие всякой добродетели. Апостол Павел, первый и величайший христианский философ, выразил это символически в рассуждениях о Страшном суде. Страшный суд может истребить все здание человеческой культуры, будь оно построено из соломы, дерева, серебра или золота. Однако «сам спасется, но так, как бы

13 из огня» . Сам спасется, как Ной спасся из потопа. Самость не может погибнуть от трагических конфликтов. Самость не должна погибнуть при распаде элементов, при гибели культур, в смерти и тлении. Она может спастись, искупиться, воскреснуть, достичь новой гармонии на новом небе и в новой земле. Такова установка христианства.

Антропология христианства строится на фундаменте библейской веры. Здесь в гносеологической плоскости самопознание признается источником богопознания. Христианин Августин оставил блестящий образец философской исповеди, который послужил бессмертным образцом для Руссо и Льва Толстого, Гёте и Бердяева, Достоевского и Алексея Лосева. Лессинг называл самопознание центром, а Кант — началом всей человеческой мудрости.

Великий Гёте, напротив, считал, что для него «звучащая столь значительно задача: познай самого себя - вызывает такое же недоверие, какое вызывает священник, тайно обрученный, запутывающий человечество непостижимыми требованиями и желающий отвлечь его от деятельности, направленной на внешний мир, и склонить к ложной внутренней созерцательности. Человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир, ибо он осуществляет мир только в себе, а себя - только в нем. Каждый новый хорошо изученный предмет открывает в нас новый орган» (Bedeutende Fordernis). В «Максимах и рефлексиях» Гёте говорит: «Как можно познать самого себя? Благодаря созерцанию это вообще невозможно, оно возможно только при помощи действия. Пытайся исполнить свой долг — и тогда ты узнаешь, что в

13 1 Коринфянам 3:13-15. тебе заключено»14. Долг же, считал Гёте, можно исполнить благодаря продуктивной деятельности человеческого духа.

Самопознание — разновидность познания, которое является специфической формой деятельности. В «Фаусте» Гёте дал художественное воплощение и идеи Фихте о внутренней противоречивости субъекта деятельности. Противоречивость деятельности выступает источником непрестанного воспроизводства деятельности. Деятельность существует до тех пор, пока существует несоответствие между замыслом и реализацией. Смерть — это удовлетворенность и покой. Главное лишь, чтобы деятельность, подчеркивал Гёте, была подлинно продуктивной, а не суетливо-дьявольской.

Каждый человек — особый мир, целая вселенная, подлежащая познанию. Порой познание этой вселенной не только жизненно необходимо, но может быть и опасным делом. Видимо это имел в виду Фридрих Ницше, когда говорил, что «познавший себя — собственный палач». В душе любого праведника таится чудовище, любой человек есть бездна, и можно вспомнить еще один известнейший афоризм Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Э. Кассирер считал, что любая духовная деятельность рассматривается и осмысливается как особая «символическая форма», в которой нуждается человек для упорядочения окружающего его мира (Кассирер включал сюда язык, миф, религию, искусство, науку). Эти его идеи были развиты впоследствии в современных теориях культурного и первобытного символизма, где само понятие «символ» получило необычайно широкое применение.

В отечественной и зарубежной литературе проблеме самопознания в той или иной степени были посвящены работы В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, JI. П. Буевой, П. П. Гайденко, А. Гелена, П. А. Горохова, Б. Т. Григорьяна, П. С. Гуревича, А. Ф. Зотова, В. А. Кайдалова, Ю. А. 'Кимелева, JI. Н. Когана, А. В. Лукьянова, К. Н.Любутина, М. Мамардашвили, М. Мер

14 Goethe. Maximen und Reflexionen. Weimar-Stuttgart, 1949. S. 112. ло-Понти, JI. А. Микешиной, Н. В. Мотрошиловой, Т. И. Ойзермана, А. В. Перцева, Д. В. Пивоварова, К. С. Пигрова, В. М. Русакова, А. М. Руткевича, А. Г.Спиркина, В. В. Соколова, Э. Ю. Соловьева, В. С. Степина, В. Г. Федотовой, А. Н. Чанышева, М. Хайдеггера, М. Шелера.

Однако специальных диссертационных работ, посвященных философским основаниям самопознания, в современной научной литературе нет. Можно назвать лишь диссертационные работы А. В. Кузьмина15, М. Р. Со

16 17 скановой , В. И. Хрипуна , в той или иной мере затрагивающие интересующую нас проблематику.

В качестве объекта диссертационного исследования выступает процесс самопознания в своей специфике, условиях и способах реакции на окружающий мир, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.

Предмет исследования — онтологические аспекты самопознания человека как атрибутивной характеристики его бытия. Цели и задачи исследования.

Цель нашей работы мы видим в исследовании онтологических аспектов самопознания. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. изучить зарождение и становление онтологических аспектов самопознания в мировой философской традиции;

2. рассмотреть самосознание как аспект сознания;

3. обозначить связь онтологических оснований самопознания с мировоззренческой и смысложизненной проблематикой;

15 Кузьмин Л. В. Метафизика Я: Самоидентичность, самопознание, духовность. Диссертация.кандидатафилософских наук. - Улан-Удэ, 1998. — 128 с. г

16 Сосканова M. Р. Самопознание человечества как субъекта истории: Диссертация.кандидата философских наук. - Ростов-на-Дону, 2003. — 154 с.

17 Хрипун В. И. Онтологические и гносеологические аспекты музыкального искусства в духовном самопознании: Диссертация.кандидата философских наук. - Оренбург, 2002. - 147 с.

4. выявить пути самопознания как специфические онтологические аспекты его становления.

Источники исследования.

При написании настоящего диссертационного исследования были использованы труды философов прошлого и современности, в той или иной степени выходящие на проблематику самопознания, а также выдающиеся произведения мировой исповедальной литературы, в основе которых лежит философский принцип самопознания.

Методологическая база.

Диссертант применил исходные принципы, законы и категориальный аппарат диалектики, понимаемой как метод исследования отношения человека к миру, как общая теория их взаимоотношения. В решении конкретных задач исследования используются методы структурного и функционального анализа, а также принципы системного подхода.

1 Научная новизна диссертации состоит в создании авторской концепции феномена самопознания и может быть конкретизирована в виде следующих положений, выносимых на защиту:

1. Самопознание выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социогенезе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание - это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком.

2. Самопознание теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, выступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни.

3. Самопознание исследовано как самоопределение (дефинитный подход), то есть путь внешний, ориентированный на социум. Здесь самопознание проходит через социальное самоопределение, поиск своего места в обществе. Личность познает себя, чтобы увеличить себя именно как личность.

4. Самопознание рассмотрено как поиск сущности (эссенциальный подход), идущий по пути постепенного отрицания всего того, что не является сущностным.

5. Самопознание исследовано как сознание экзистенции (экзистенциальный подход, включающий в себя все разнообразие своего существования).

Теоретическое и практическое значение работы заключается в рассмотрении актуальной проблемы для современной онтологии и теории познания. Результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по общей философии, онтологии и гносеологии, а так же специальных курсов для студентов философских специальностей.

Апробация работы.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Регионального отделения Российского философского общества в течение 2003 - 2006 гг., на Международной конференции «Иммануил Кант и философская мысль России: история и современность» (2004), на IV Российском философском конгрессе (Москва, 2005), на V Российском философском конгрессе (Новосибирск, 2009) .

Заключение диссертации по теме "Онтология и теория познания", Мантров, Алексей Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании нами была проанализирована древняя и вечно актуальная проблема мировой философии, волновавшая человека с первых, но далеко не робких шагов любомудрия как особой формы человеческой культуры, синтезирующей в себе научные и художественные формы мировоззрения. Проблема онтологических аспектов самопознания и различные подходы к ее решению были рассмотрены нами на наиболее важных, на наш взгляд, примерах из творчества выдающихся мыслителей прошлого и современности. Те пути самопознания, над которыми размышляли отечественные философы, органично вписываются в мощное течение русской мысли, которую часто называют русской софиологией.

Осознание человеком своего облика, своих стремлений, мотивов повеI дения и идеалов, целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего существа связана с такой характеристикой структуры сознания, как самосознание. Умение человека обращать внимание па свой внутренний духовный мир стало основойновоевропейской культуры. Был сделан вывод: сознания нет без самосознания. Именно в акте самосознания сознание знает само себя, проясняет своё содержание, структуру. Позиция, признающая единство сознания и самосознания, имеющее внутренне дифференцированный характер и предполагающее их качественное различие и взаимодействие, оказалась наиболее приемлемой.

Самосознание всегда присутствует в двух основных модусах: самопознание и саморегуляция. Установка «познай самого себя» может сработать не только как источник нового знания о себе. Она может выступить основой саморегуляции или же ее антипода - само деструкции. Это подчеркивает, как тесно связаны самопознание и саморегуляция. Зачастую самопознание и саморегуляция как бы сливаются в едином феномене — в общении с самим собой. Однако существуют достаточно определенные отличия самопознания и саморегуляции. Если самопознание всегда происходит в состоянии явного сознания, когда включается рефлексия, проясняющая внутреннее состояние, обеспечивающая его «прозрачность», то саморегуляция совершается как бы перед порогом сознания. Саморегуляция всегда осуществляется на уровне смутных ощущений, предчувствий, неудовлетворенности собой, внутреннего дискомфорта, то есть тогда, когда самопознание затруднено. ,,

Самопознание как субъект-субъектное отношение выступает специфической формой познавательной деятельности, которая выполняет в социоге-незе культурно-антропологическую роль, способствуя превращению индивида в человека. Самопознание — это интенция, непрекращающееся всю жизнь стремление быть человеком. Процесс самопознания можно определить как познание Я в своей специфике, условиях и способах реакции на окружающий мир, характерных для него, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я.

Форма самопознания — исповедь рассмотрена нами на примере шедевров мировой и русской литературы. Исповедь - форма коммуникации, публикации, самооценки, хотя бы для одного, но другого человека. Все исповеди имманентно публичны, они создаются в расчете на то, что об интимнейших подробностях жизни автора узнает как можно больше читателей. Там наличествуют и описание событий, и аксиологическая нагрузка, и дидактика, и приукрашивание, достигаемое не только с помощью прямого самооправдания и выдачи желаемого за действительное (идеологизация прошлого опыта), но и за счет выбора самого материала для исповеди и раскаяния.

Основой формирования самосознания является выделение себя из окружающей среды, из круговорота событий, а также определенный образ или стиль жизни, который требует от человека самоконтроля над поступками и действиями и принятия личной ответственности за них. Мерой и исходным пунктом отношения к себе выступают другие люди. Поэтому самосознание диалогично. Самоотражение приобретает развитую форму самосознания через феномен другого сознания.

Самопознание теснейшим образом связано со смысложизненной проблематикой, выступая необходимой предпосылкой и условием поиска человеком смысла жизни. Процесс самопознания тесно связан с формированиемфилософских оснований мировоззрения и неизбежно сопровождается формированием того или иного мировоззрения.

Самопознание исследовано нами как самоопределение (дефинитный подход), то есть путь внешний, ориентированный на социум. Здесь самопознание проходит через социальное самоопределение, поиск своего места в обществе. Личность познает себя, чтобы увеличить себя именно как личность.

В данной работе самопознание рассмотрено как поиск сущности (эс-сенциальный подход), идущий по пути постепенного отрицания всего того, что не является сущностным. Сущностный подход противопоставляет «внешнее» и «внутреннее»: видимую, доступную сферу человеческого бытия и скрытую, сущностную часть (essentia). Самопознание сущности идет по пути постепенного отрицания («отслоения») всего, что не является сущностным - всего, что является внешним по отношению к сущности.

Самопознание исследовано как сознание экзистенции (экзистенциальный подход, включающий в себя все разнообразие своего существования). Этот путь самопознания можно назвать экологичным в противоположность отчуждающему, описательным - в пику оценивающему, открытым - а не определяющим. Познать себя означает включить в целостное знание о себе все многообразие своего существования. Самопознание здесь понимается как бесконечное расширение своих границ. Экзистенциальный подход не упускает из виду противоречивости человеческой природы, благодаря чему людская природа освобождается от противоречий.

Именно творчество объединяет на самой высокой ступени все три пути самопознания и может привести человека к состоянию наивысшей продуктивности. Человек, создающий в самом себе новые миры и раздвигающий горизонты духа, - продуктивен в высшем смысле этого слова и имеет шанс на социальное бессмертие.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление "Познай самого себя ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Теолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Выступление «Познай самого себя»

 

           На уроках самопознания дети будут учиться простым истинам: как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях. 
Инновационный проект по возрождению нравственно-духовных ценностей через систему образовательных учреждений «Самопознание», инициатором которого выступила Первая леди страны Сара Алпысовна Назарбаева, реализуется более чем на 170 экспериментальных площадках во всех областях страны с 2001-го года. Обобщить опыт внедрения программы и познакомить педагогов и ответственных работников системы образования Республики с перспективами ее развития был призван Республиканский научно-методический семинар по нравственно-духовному образованию «Самопознание», организованный Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бобек» совместно с Министерством образования и науки РК. 
- То, что проведение этого семинара доверено Павлодарской области, обязывает нас делать еще больше и еще лучше в плане науки и практики по «Самопознанию», - сказала в приветственном слове к участникам заместитель акима области Рысты Жумабекова. – Человеку, который неглубоко знает собственный внутренний мир, сложно сориентироваться в глобальном мире, к которому мы идем, поэтому «Самопознание» - это очень серьезный предмет. 
С докладом о содержании учебного предмета «Самопознание» и его значении в образовательном процессе на пленарном заседании выступил генеральный директор национального центра «Бобек» Берикжан Альмухамбетов: 
- Практическая работа сегодня опережают науку, и это несколько настораживает. Мы хотели бы, чтобы наука шла впереди. Я очень люблю притчу: «Если один камень криво врос – вся стена наперекос». Мы в ответе за поколение – не дай Бог ошибиться, последствия будут непоправимы. 
О возможных путям структурирования содержания нравственно-духовного образования и принципиально новом подходе к проектированию учебников и методических пособий рассказала собравшимся директор Института гармоничного развития человека ННПООЦ «Бобек» Макпал Джадрина. Вопрос роли самопознания в системе правовой защиты детства поднял в своем выступлении председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Жумажан Жукенов. С реализацией программы «Самопознание» в Павлодарской области и материально-технической базой всех присутствующих познакомил директор департамента образования Бахриден Каримжанов. Одним из пунктов его выступления стала прямая связь с двумя экспериментальным площадками, наблюдавшими за ходом конференции в режиме он-лайн. А чуть позже участники семинара, среди которых были представители Министерства образования и науки РК, директора областных департаментов образования и департаментов по защите прав детей, директора институтов повышения квалификации, заведующие районными и городскими управлениями и отделами образования, директора общеобразовательных школ и школ-интернатов, руководители детских дошкольных учреждений, педагоги, психологи и методисты, сами смогли посетить несколько экспериментальных площадок в Павлодаре и Аксу. 
Сегодня участники семинара провели работу по секциям, в ходе которых они могли поделиться опытом и обсудить актуальные проблемы по массовому внедрению предмета самопознания.

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 693 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.02.2015 887
    • DOCX 31.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Подцукова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Подцукова Светлана Николаевна
    Подцукова Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 59520
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 52 регионов

Курс повышения квалификации

Профилактика компьютерной зависимости и безопасность в сети Интернет среди детей и подростков

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 25 регионов

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 765 человек из 75 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансы и управление в медиакоммуникациях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы профессиональной деятельности педагога-психолога

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе