Обеспечение преемственности
формирования УУД у детей при переходе от дошкольного к начальному общему
образованию.
«Быть готовым к школе - не
значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе- значит быть
готовым всему этому научиться»
Д. п. н. Леонид Абрамович
Венгер.
Построение преемственности между
детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует
нового подхода.
Введение Федеральных Государственных
Требовании (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)начального школьного
образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов
является формирование и развитие у детей учебной деятельности – умение учиться,
без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного обучения.
Слайд (Преемственность
планируемых результатов дошкольного и начального общего образования)
Концепция реализации преемственности ФГТ и ФГОС
ДОУ
|
ОУ
|
Интегративные
качества
|
Личностные
результаты
|
Освоение образовательных областей
|
Изучение
предметов школьного цикла
|
Развитие базовых компетенций
|
Метапредметные результаты обучения
|
В стандарте начального общего
образования особая роль отводится формированию у школьников метапредметных
умений. Фундамент же закладывается именно в дошкольном детстве. Впервые
описанные ФГТ и новом образовательном Стандарте начального общего образования
метапредметные результаты показывают приоритетные направления в
преемственности.
Наша школа взаимодействуем с несколькими детскими садами,
сегодня поделюсь опытом сотрудничества с детским садом 15 «Семицветик». клик
Проанализировав предшествующую работу по преемственности с
воспитателями подготовительных групп и учителями, выпускающими 4 классы, мы
пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и
последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.
В связи с этим была разработана программа по формированию
ключевых компетенций дошкольников в рамках сотрудничества ДОУ и начальной
школы, которая стала частью программы формирования УУД у обучающихся на
ступени начального общего образования. клик
Основанием преемственности становится ориентация на
ключевой приоритет непрерывного образования – формирования у детей умения
учиться .клик
Целью программы является создание системы непрерывного
формирования УУД у детей как условия успешной адаптации к школьной жизни
Задачи программы:
· Создание
психолого-педагогических условий, благоприятных для адаптации будущих первоклассников
к школьному обучению;
· Проведение
мероприятий по совершенствованию содержания образования в рамках
преемственности в формировании у детей личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных УУД.
Социально-личностные компетенции – это совокупность компетенций,
способствующих саморазвитию и самореализации личности, её успешной
жизнедеятельности в социальном взаимодействии. И мы видим, что они являются
ключевыми в формировании УУД
Одним из направлений деятельности в рамках программы стала
организация работы центра Пифагорик. Одной из форм работы на базе нашей школы
является организация группы гармоничного развития (клик) и занятий в
школе будущего первоклассника .(клик)
Основная цель школы будущего первоклассника – обеспечить
преемственность между дошкольным и начальным образованием, подготовить детей к
обучению.
Работа в школе будущего первоклассника способствует
развитию (клик)
:
1.
Любознательности
у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;
познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной
деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и
развития других важных качеств личности ребенка.(слайд)
2.
Развитие
способности ребенка как способов самостоятельного решения творческих
(умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть
успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование
способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию
планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.(слайд)
3.
Формирование
творческого воображения как направления интеллектуального и личностного
развития ребенка
4.
Развитие
коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками - является
одним из необходимых условий успешности учебной деятельности - важнейшим
направлением социально-личностного развития.
Слайды (дети на перемене)
Как радуются дети, когда в школе будущего первоклассника на переменах
между занятиями четвероклассники проводят с ними весёлые физ минутки. Дети
подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими
друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними.
Важным
взаимодействием между детским садом и школой является посещение занятий школы
будущего первоклассника воспитателями подготовительных групп. После занятий они имеют возможность совместно с
учителями обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, позаимствовать
положительный опыт педагогов, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Такое сотрудничество вызывает у дошкольников желание пойти в школу и интерес к
новому, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах., создаёт атмосферу
доброжелательности и способствует успешной адаптации детей к школе.
Ещё одним важным,
на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является
организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной
деятельности и других интересных мероприятиях. клик
Для ребят
детского сада и силами учеников начальной школы организуются совместные акции: Осенняя
мастерская «Дары осени», ( предлагается всем ребятам из природного материала создать
оригинальную поделку, затем организуется выставка, которая сопровождается
литературным монтажом – чтением красивых стихов об осени, заканчивается
мероприятие составлением совместного осеннего букета из листьев, которые
подготовили четвероклассники.
Активное участие
ученики начальной школы принимают в концертах для будущих первоклассников
(песни, танцы, стихи, сценки на столько всё живо, красочно, задорно и весело,
что сами дошколята пускаются в пляс с артистами). Слайд
Любят учащиеся готовить
и показывать перед ребятами сказки, переделанные на новый лад. С большим
интересом, вниманием, восторгом были встречены ребятами детского сада сказки:
«Про курочку рябу» (слайд) «Сказка про умные
пирожки и учёные сапоги». В перспективе на этот учебный год постановка
совместной сказки ребятами подготовительных групп и учениками 4-х классов с
выходом показа в детский садик и школу.
Выходят ребята в
садик не только с развлекательной программой, но и познавательной – агитбригада
по правилам дорожного движения по теме –«Умей правильно вести себя на улицах
родного города»
Такие встречи
активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес
дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ. Дети раскрепощаются, раскрываются в
совместных мероприятиях, при проведении праздников
и утренников. У них появляется желание пойти в школу, стать учениками 1 ого
класса. Будущие первоклассники учатся у школьников способам поведения, манерам
разговора, свободного общения, а школьники проявляют заботу о младших товарищах
А это способствует развитию коммуникативных УУД .клик
Важным направление
работы между детским садом и начальной школой является работа с родителями. В
детском садике организованы уголки для родителей с советами для будущих
первоклассников. Проходят совместные родительские собрания. (клик)
На сайте школы
24 размещён материал, которым можно воспользоваться при подготовки и проведении
собраний с родителями будущих первоклассников.
В заключении хочется сказать, что
только такая заинтересованность обеих сторон позволяет по-настоящему решить проблемы
преемственности дошкольного и начального образования, делает для ребенка
переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Положительный результат
взаимодействия ощутили наши учителя первых классов.
Дети хорошо усваивают программу,
потому что сформированы элементарные навыки учебной деятельности: умение
слушать и понимать объяснение учителя; действовать согласно его указаниям,
доводить работу до конца. Уровень их подготовки соответствует предъявленным к
первоклассникам требованиям, дети благополучно проходят адаптационный период
при начале обучения в школе. Самое главное у них появляются мотивы обучения:
отношение к учёбе , как к важному общественно значимому делу, стремление к
приобретению знаний, интерес к определённым учебными предметам.
Выиграют от такого взаимодействия
все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения
задач преемственности.(клик)
Спасибо за внимание!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.