Главная / Начальные классы / Выступление по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"

Выступление по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Манзурская средняя общеобразовательная школа

структурное подразделение Полосковская НОШ











Доклад на тему:

«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»



















Подготовила учитель начальных классов

Андреева Ольга Александровна





2014

Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. (Слайд 2)

Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента УУД.

Я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, методикой организации обучения детей, которая с опаской воспринимается педагогами, но, вызывает восторг у детей и даёт неплохие результаты с точки зрения качества знаний. Это групповая работа на уроках окружающего мира.

В чём преимущества групповой работы как методического приёма учителя, стремящегося не только дать ребёнку определённый набор знаний, но и воспитать его коммуникабельным, мобильным, грамотным в сфере межличностных отношений?  

Эти преимущества я условно разделяю на три позитивные группы. (слайд3)

Позитивные:

- с точки зрения познавательной деятельности;

- с точки зрения воспитания личностных отношений;

- с точки зрения развития классного коллектива.

К первой группе я отношу активный характер познания, который предполагает групповая работа, взаимодополнение и взаимораскрытие детей в группе, улучшение качества знаний при групповой организации обучения.

Ко второй группе я причисляю стирание обидных различий между детьми по принципу успеваемости. В группе сильные и слабые ученики. Учатся выслушивать и учитывать мнение друг друга. Кроме того, групповые занятия способствуют формированию у детей адекватной (не заниженной, но и не завышенной) самооценки.

К третьей группе преимуществ я отношу создание в классе положительного эмоционального настроя на учёбу и отношения со сверстниками, оживление и активизацию межличностных контактов среди одноклассников.

Деятельность школьников является коллективной. (слайд 4) Её можно разделить на три группы по аспектам коммуникативных действий.

Деятельность осознаётся как единая, требующая объединения усилий всего коллектива; (слайд 5) организация деятельности предполагает разделение труда; в её процессе между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива – коммуникация как взаимодействие и кооперация. (слайд 6)

 Ученик индивидуально воспринимает информацию, но в процессе усвоения знаний ему необходимо высказываться, давать обоснования решениям. (слайд 7) С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда свои мысли он излагает вслух - коммуникация как интериоризация.

Учащиеся включаются в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Для более четкой и быстрой организации групповой работы мною, совместно с детьми, были разработаны «Правила работы в группе»


С правилами работы в группе ознакомьтесь пожалуйста на слайде. (слайд 8)


Дружно – не грузно,

А врозь – хоть брось.


  1. Перед работой выберите старшего, прочитайте план работы, договоритесь, кто что будет делать.

  2. Работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

  3. Работать по плану.

  4. Задание выполнять добросовестно.

  5. Каждый из группы должен уметь защищать общее дело.

Примечание.

За нарушение правил работы с группы снимаются очки.


Групповую форму работы использую как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.


Постараюсь пояснить всё сказанное на примере одного из разработанных мной уроков окружающего мира.


Прежде всего, напомню, что каждая группа должна подбираться из детей, разных по уровню знаний, характеру и темпераменту, разного пола. 
Итак, когда группы в моём классе уже были сформированы с учётом этих принципов, постепенно, начиная со второго класса, я стала активно использовать групповую форму работы на своих уроках.

К примеру, на уроках окружающего мира в 3 классе по теме «Разнообразие животных и растений», дети делятся на три группы: группа ботаников, группа экологов и зоологов.  После этого, ребята получают задание (план деятельности), каждое для своей группы. Первой группе требовалось составить рассказ о видах и способах приспособления растений к данной местности. Второй – о видах и местах обитания животных в данной местности. А группа экологов выявляет экологические проблемы данной природной зоны и разрабатывает  рекомендации и предложения по охране ее территории, рисуют экологические знаки.

Выполняя задание в группах, дети пользуются справочной литературой, учебником, используют метод поиска и отбора нужной информации, обсуждают прочитанное, таким образом происходит взаимообмен информацией, где каждый участник группы активно вовлечен в деятельность.  Одни в процессе изучения темы лучше усвоили раздел «Виды животных», другие «Виды растений», третьи – экологические темы. Затем представители из группы выступают с полученными выводами перед другими участниками  и, в результате такой работы, ребята обмениваются усвоенными знаниями, а «чужие» знания становятся общими».

Наблюдая за речевым поведением детей во время составления рассказа по плану, я заметила использование детьми таких приёмов речевого общения, как полемика  (разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу), дополнения, разъяснения, доказательства, создание определений. Часто ли дети задействуют такие широкие возможности своей речи при индивидуальных ответах или коллективном опросе? 
Анализируя межличностный климат в группах, я обратила внимание на стремление слабоуспевающих учеников «выделиться», показать себя в группе, что обусловлено меньшим количеством детей в группе по сравнению с классом и, соответственно, более определённым и ясным микроклиматом группы.

Выполняя задание в третьей группе, дети задействовали не столько репродуктивное (как при первом задании), сколько творческое мышление. Они должны были изобрести «Свод правил» экологически правильного поведения сверстников и отразить их в графическом изображении.


Например, на уроке во 2-м классе (тема «Как животные размножаются») при изучении нового материала я использовала групповую форму работы. Класс был разделен на 2 неоднородные группы. Каждая из групп самостоятельно изучала часть нового материала и готовила сообщение по этому вопросу всему классу. Детям были предложены инструкции: (слайд 9)


I группа


«Размножение насекомых».

  1. Прочитайте статью «Как размножаются насекомые».

  2. Составьте схему развития бабочки (конверт №1).

  3. Решите, кто расскажет о размножении бабочки классу и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

  4. Начертите схему развития бабочки на доске.

  5. Решите, кто расскажет классу о размножении кузнечиков и выслушайте его ответ (если нужно, поправьте, дополните).

  6. Доложите о готовности группы.


II группа изучала вопрос о размножении рыб, земноводных и пресмыкающихся.


По ходу выступления группы перед классом я, по необходимости, дополняю, уточняю излагаемый материал.


В 4-м классе я предлагаю детям более сжатые планы работы.

Покажу на примере инструкций, данных учащимся при самостоятельной работе по изучению нового материала (тема урока «Зона лесов»). (слайд 10)

Класс был разделен на 3 однородные (по уровню усвоения знаний) группы:

I гр. – низкий уровень;

II гр. – средний уровень;

III гр. – высокий уровень.


I группа

II группа

III группа


«Животные леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).

  2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».


«Растения леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).

  2. Найдите в гербарии лесные растения.

  3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).


«Какие бывают леса»


  1. Прочитайте статю учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

  2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.

  3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?

  4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

I группа

II группа

III группа

Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.

Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?

Сравните природу тундры и лесной полосы.


Задания группам предлагаю не только разные (что видно из приведенных выше примеров), но и одинаковые:


а) предполагающие разные ответы.

  • Придумайте свой «запрещающий» знак. Обоснуйте необходимость соблюдения этого правила поведения в природе (2 класс «Охрана растений», «Охрана животных»).

  • Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или поврежденной трубы течет вода? (2 класс «Берегите воду!»)

  • Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (3 класс «Лес – природное сообщество).


б) предполагающие одинаковые ответы (при закреплении, повторении вводится элемент соревнования – кто ответит (выполнит) правильно и быстрее других).

  • Выберите правильные ответы.

- К каким последствиям могло бы привести полное исчезновение бабочек?

а станет больше цветковых растений;

б станет меньше цветковых растений;

в станет больше птиц;

г станет меньше птиц.

(2 класс «Охрана животных»).

  • Соберите из частей картинку. Назовите изображенные растения. Что их объединяет? (2 класс «Охрана растений».

  • Решите кроссворд и найдите спрятанное слово.


При подведении итога урока, на котором использовалась групповая работа, обязательно акцентирую внимание детей на лучшее в работе группы (четкая организация, сплоченность действий, взаимопомощь, интересный подход к решению проблемы и т.д.) и на недостатки. Я считаю, что такой анализ необходим для того, чтобы дети видели «плюсы» и «минусы» своей работы, брали на вооружение положительное и устраняли недостатки.


Таким образом, групповая работа на уроках окружающего мира расширяет возможности познания детьми природы, живых организмов или исторических фактов, поскольку в своей мыслительной деятельности ученики опираются не только на резервы своей памяти, резервы памяти своих товарищей, но используют учебные пособия. Данная работа способствует развитию коммуникативных качеств личности, умения слушать других людей, искать компромиссы и нести ответственность за свои слова. Групповая работа  улучшает микроклимат классного коллектива, работает на сплочение учеников.


Так, групповая работа позволила мне взглянуть на своих учеников с другой стороны. Дух соперничества в самой группе выявил для меня новое, то, что я не увидела при других методах обучения! Успешные дети, от кого я никак не ожидала такой реакции, проявили себя не с лучшей стороны, мальчик в моем классе отказался работать в группе, потому что не смог подчиниться большинству, не хотел уступать в лидерстве и  делиться своими знаниями с другими. Он пересел отдельно и  решил работать самостоятельно, отвечать  без обсуждения вопроса с другими учащимися. Пришлось затратить несколько уроков окружающего мира, чтобы мальчик понял, что работа в группе выполняется быстрее, интереснее и необходимо уважать мнение друзей.

Поэтому, можно сделать вывод, что групповая форма организации обучения – это «золотая середина» между индивидуальной и коллективной формами работы.

Рекомендую вам, дорогие педагоги, чаще использовать групповое обучение на своих уроках, ведь даже народная мудрость гласит: «Одна голова – хорошо, а две – лучше».


Диагностические методики для выявления уровня сформированности коммуникативных УУД. (слайд 11, 12)


Коммуникация как взаимодействие

  1. Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

  2. Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман)

Коммуникация как кооперация

  1. Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Коммуникация как условие интериоризации

1. Задание «Дорога к дому»



Групповая работа с участниками РМО

  1. Разбейтесь на группы, запишите информацию о ёжиках.

  2. Записать результат на доске.

  3. Сверить информацию с данной на экране. (слайд 13, 14, 15,16, 17, 18)

Выступление по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира"
  • Начальные классы
Описание:

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

Именно поэтому особое внимание в концепции развития универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативного компонента УУД.

В докладе представлена методика организации  групповой работы на уроках окружающего мира.

 

Рассказывается о  преимущества групповой работы как методического приёма учителя, стремящегося не только дать ребёнку определённый набор знаний, но и воспитать его коммуникабельным, мобильным, грамотным в сфере межличностных отношений?  

Автор Андреева Ольга Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1438
Номер материала 53621
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓