Главная / Математика / Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»

Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»

24.03.2014


Подготовила: учитель математики Булгакова А.С.


«Задачи практического характера по математике как средство повышения
познавательного интереса школьников
»


Прикладная направленность школьного курса математики осуществляется с целью повышения качества математического образования учащихся, применения их математических знаний к решению задач повседневной практики и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Прикладная и практическая направленность обучения - одна из содержательно-дидактических линий, тесно связанная с другими линиями (функциональной, числовой и пр.) школьного курса математики.

Прикладная направленность обучения математике предполагает ориентацию его содержания и методов на тесную связь с жизнью, основами других наук, на подготовку школьников к использованию математических знаний в предстоящей профессиональной деятельности.

Практическая направленность обучения математике предусматривает ориентацию его содержания и методов на изучение математической теории в процессе решения задач, на формирование у школьников прочных навыков самостоятельной деятельности, связанных, в частности, с выполнением тождественных преобразований, вычислений, измерений, графических работ, использованием справочной литературы, на воспитание устойчивого интереса к предмету, привитие универсально - трудовых навыков планирования и рационализации своей деятельности.

Современная педагогика видит три цели математического образования.

1. Общеобразовательная.

Без математики невозможно понять ряд других предметов, нельзя продолжить образование в вузе по многим специальностям. Кроме того, ядро математического знания давно стало общечеловеческой культурной ценностью.

2. Прикладная.

Школьник, как правило, еще не знает, чем он будет заниматься, поэтому у учителя остается одна реальная возможность - научить детей принципам математического моделирования каких-либо реальных процессов. 

3. Воспитательная.

Математика развивает логическое, пространственное и алгоритмическое мышление; формирует такие качества, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе подходит к жизненным проблемам, иначе смотрит на жизнь.

Задачи с практическим содержанием используются в процессе обучения для раскрытия многообразия применений математики в жизни, своеобразия отражения ею реального мира и достижения таких дидактических целей как:

- мотивация введения новых математических понятий и методов;

- иллюстрация учебного материала;

- закрепление и углубление знаний по предмету;

- формирование практических умений и навыков.

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней метапредметных
связей.

Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике, биологии, географии), а математические средства
выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. 

Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленность и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.

Примеры интегрированных уроков приведены в таблице.

Тема «Действия с рациональными числами» и «Озеро Байкал» - 6 класс (математика и география)

Урок-игра «Путешествие на озеро Байкал»

Тема «Делители и кратные. Признаки делимости» - 5 класс (математика и экономика)

Решение экономических задач

Тема «Симметрия относительно прямой» и «Насекомые» - 6 класс (математика и биология)

Урок-исследование «В мире насекомых»

Тема «Действия с натуральными числами и системы счета» - 5 класс (математика и история)

Решение старинных задач


Примеры из опыта работы


1. В 5 классе при изучении темы «Признаки делимости». Описываю такую жизненную ситуацию, при которой от некоторого финансового документа оторван один кусочек, и в результате первая цифра числа Х152 неизвестна. Бухгалтер знает, что это число четырехзначное, оно должно делиться на три (деньги предстоит поровну разделить на три бригады), а также помнит, что первая цифра этого числа больше 5. Как восстановить неизвестную цифру? Цифра восстанавливается с помощью признака делимости на 3.

2. В 6 классе при обобщении знаний по теме «Действия с десятичными дробями». Использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги. Особого объяснения требуют единицы услуги. Например, за отопление плата берётся с 1 кв.м, а за воду в куб.м с 1 человека, то есть по количеству жильцов.

3. «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным». В 8 классе при изучении темы «Решение задач с помощью систем уравнений». Предлагаю решить задачу.

Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома, 

Их хозяин поклажей большой нагрузил,

Долго-долго тащились дорогой знакомой,

из последней уже выбиваясь сил.

«Тяжело мне идти» - лошадь громко стонала.

Мул с иронией молвил (нес он тоже немало)

«Неужели, скажи, я похож на осла?

Может, я и осел, но вполне понимаю:

Моя ноша значительно больше твоей.

Вот представь: я мешок у тебя забираю,

И мой груз стал в два раза, чем твой, тяжелей.

А вот если тебе мой мешок перебросить,

Одинаковый груз наши спины б согнул»

Сколько ж было мешков у страдалицы-лошади?

Сколько нес на спине умный маленький мул?

4. В 9 классе при изучении темы «Проценты». При изучении темы открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Решение задач в вышеприведенных примерах укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.

5. В 11 классе. Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Приведу несколько примеров, терминов вызывающих у учащихся особый интерес.

  • «Конус» - это латинская форма греческого олова «конос», означающего сосновую шишку.

  • «Сфера» - латинская форма греческого слова «сфайра» - мяч.

  • «Линия» происходит от латинского слова «линеа», образовавшегося от слова «Linum» - лён, льняная нить, шнур, верёвка.

  • «Цилиндр» - латинская форма греческого слова «кюлиндрус», означающий «валик», «каток».

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей учителя, является создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Выступление на тему «Задачи практического характера по математике как средство повышения познавательного интереса школьников»
  • Математика
Описание:

Важным средством, обеспечивающим достижение прикладной и практической направленности обучения математике, является применение в ней метапредметных
связей.

Возможность подобных связей обусловлена тем, что в математике и смежных дисциплинах изучаются одноименные понятия (вектор - в математике и физике, координаты - в математике, физике, географии; уравнения - в математике, физике, химии; функции и графики - в математике, физике, биологии, географии), а математические средства выражения зависимостей между величинами (формулы, графики, таблицы, уравнения, неравенства и их системы) находят применение при изучении смежных дисциплин. 

Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленность и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Опыт показывает, что при проведении таких уроков развивается познавательная и исследовательская деятельность учащихся.

Автор Булгакова Анна Сергеевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 827
Номер материала 8630
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓