Главная / Начальные классы / Выступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями."

Выступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями."

Развитие духовно - нравственных качеств личности

младших школьников через систему внеклассных мероприятий

с детьми и родителями.


Кравец Татьяна Викторовна,

победитель ПНПО, 2009 г.

учитель начальных классов

МБОУ г.Кургана «гимназия №47»

kirill_97@inbox.ru



Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

Так одним из главных направлений в моей воспитательной работе с 2007 года является духовно – нравственное направление.

Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно – нравственного становления личности младших школьников.

Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

  1. комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;

  2. разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;

  3. проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.

Таким образом, определяются следующие задачи:

  1. создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;

  2. организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;

  3. организация работы по духовно – нравственному просвещению родителей.

В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно – нравственного воспитания. Она включает следующие этапы:

  1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно – нравственного воспитания.

  2. Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.

  3. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.

  4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

Таким образом, создание такой системы действий по духовно – нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

На этапе анализа имеющихся условий и диагностики, включающей метод наблюдения, опроса, анкетирование (автор методик Л.М. Фридман) в начале 1 класса были выявлены проблемы в нравственном поведении детей и намечены пути будущей деятельности в данном направлении.

На этапе проектирования и планирования воспитательной работы с детьми и родителями учитывается степень сформированности тех или иных духовно – нравственных качеств личности у детей и соответственно намечается план занятий с родителями.

Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

I. Работа с детьми, включающая:

- систему классных часов по духовно – нравственному воспитанию;

- реализацию авторской программы для 1 класса по духовно – нравственному воспитанию «Страна чудес или Волшебные превращения»;

- реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс);

- реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (2-4 класс);

- проектную деятельность учащихся.

II. Работа с родителями, включающая:

- беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

- проведение тематических родительских собраний;

- реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;

Одной из ключевых программ по духовно-нравственному воспитанию является авторская программа Кравец Т.В. (лицензия ИПКиПРО, 2008г.) «Страна чудес или волшебные превращения».

Целью данной программы является развитие гражданственности и нравственных качеств личности младших школьников.

Задачи программы:

- формирование представления о нравственных качествах личности, понятии гражданственности;

- осуществление нравственного воспитания личности ребенка.

Основными принципами построения программы являются:

  1. принцип восхождения по ступенькам нравственного развития от осмысления нравственных понятий к осознанию нравственных смыслов и оформлению нравственных ценностей как нравственного поступка;

  2. соответствие психологии развития ребенка начальной школы;

  3. все компоненты содержания основаны на основе сюжетов сказок, стихов, рассказов известных детских авторов.

В программе представлены занятия, построенные на анализе поступков героев волшебной сказки. Увлекательный мир взаимоотношений между героями сказок раскрывает нравственный смысл их мотивов и поступков. Каждое занятие носит определенные воспитательные возможности.

Программа состоит из 8 разделов, включающих изучение таких нравственных категорий и понятий, как «добро» и «зло» в разных проявлениях, «дружба» и «верность», «совесть» и другие.

Результатом работы по данной программе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Газета для Гоши» (Гоша – это помощник учителя на занятиях кружка «Страна чудес») в первом классе, а во втором- четвертом классах создание классной газеты «Друг» и классного журнала «Самый классный».

Начиная со 2-го класса, мы продолжаем работать в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.

В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.

В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини – сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно – нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно – нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

Ещё в первой половине XX века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

Результативность работы по духовно - нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

Новизна опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.

Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.

Возможности и условия освоения.

Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.

Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:

- создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;

- доброжелательность участников воспитательного процесса;

- активные и неравнодушные к своим детям родители.

Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

- принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

- принцип гуманизма;

- принцип опоры на положительное в личности ребенка;

- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

- принцип единства требований школы, семьи и общественности.

Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

P.S. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души.


Выступление на тему" Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями."
  • Начальные классы
Описание:

Выступление на тему "Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями. Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в своем сознании и поведении.одной из ключевых програм по духовно-нравстенному воспитанию, является авторсккая программа Кравец Т.В."Страна чудес или волшебные превращения" Работа строится по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Работа по программе строится ступенчато.

Автор Бурцева Наталья Юрьевна
Дата добавления 23.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1000
Номер материала 4965
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓