ВЫСТУПЛЕНИЕ
по
теме «Что нужно знать педагогу про ФГОС: основные
понятия ФГОС второго поколения» (слайд № 1)
Понятия
- это не только основные средства понимания того, что говорят и делают другие
люди, не только способ договориться и делать общее дело, но и способ
преобразования ситуации, возможность увидеть перспективу и реализовать ее в
действии. Главное не в том, чтобы что-то усвоить, а в том, чтобы
возникли сомнения и новые вопросы к себе.
Задание
№1. На мой взгляд, и к понятиям Федерального государственного
образовательного стандарта нужно подходить с этой точки зрения. Попробуем разобраться
вместе. Итак, какие ассоциации либо известные понятия возникают у вас когда
вы слышите «ФГОС»? Напишите об этом в своих блокнотах (1 мин.) / ответы (1
мин.)
Давайте
сверим свои записи.
üСЛАЙД
№2:
üФедеральный
государственный образовательный стандарт;
üстандарт
II
поколения;
ü3
«Т» (требования к результатам, структуре, условиям);
üуниверсальные
учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, регулятивные);
üрезультаты
(личностные, метапредметные, предметные);
üсистемно
– деятельностный подход;
üкомпетенции
и др.
Мы
выявили ряд понятий. Стандарты 1 поколения, принятые в 2004 году, ориентировали
нас на ЗУНы. Стандарты 2 поколения, принятые в 2009году и реализуемые с 1
сентября 2011 года, ставят перед нами совсем другие приоритеты в виде
личностных, метапредметных и предметных результатов. Именно эти результаты и
должны иметь отображение в наших Учебных программах.
Как же должны измениться условия? Что подразумевает системно – деятельностный
подход?
Задание
№2. Напишите как можно больше сложных слов с
1- ым корнем «сам…», связанные с образованием (слайд № 3).
Многие
перечисленные вами понятия лежат в основе системно - деятельностного подхода,
но основополагающим является самоорганизация.
Деятельностный
подход – это такой подход к организации процесса обучения, в котором на первый
план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Системно-деятельностный
подход в образовании означает: организацию, создание учителем всех
необходимых условий (предметной среды) для включения учащихся в
самостоятельную деятельность, основанную на их собственных интересах, целях,
предыдущем опыте.
Основной
результат СДП – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных
действий. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов. Предметные результаты понятны
каждому педагогу. Важно отметить, что сначала учитель добивается личностного
результата, после – остальные.
Понятие и
сущность УУД:
В широком
значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На
данный момент выпущены методические материалы, в которых четко прописаны
рекомендуемые УУД для каждого урока в начальной школе.
Классификация УУД
Универсальные учебные
действия (УУД) подразделяются на 4 группы: личностные, регулятивные,
познавательные и регулятивные.
Личностные УУД.
Как понять себя и чувства другого?
Осваивая личностные универсальные умения, ребенок
более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно
оценивать себя и свои поступки, учится сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять
отзывчивость к своим близким. Однако для этого ребенку необходимо
научиться понимать, а что же может чувствовать его одноклассник, друг или родственник
в той или иной ситуации (на мой взгляд, сингапурская структура СЕКЛ ОФ
ВЬЮПОЙНТС позволяет решить данную цель)
Коммуникативные УУД
Умеем ли мы общаться?
Школьник учится
взаимодействовать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, участвовать
в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать
свои высказывания, учитывать мнения других людей, отстаивать свое мнение,
аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом.
Необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения
в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь.
Регулятивные УУД
Что
входит в умение учиться?
Для успешного существования в
современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е.
уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать
возможные ситуации и пр. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать
из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня -
это уметь пользоваться этими сведениями.
Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через
несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику
потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме.
Познавательные УУД
Как сделать учебу интересней?
Часто интерес школьника
к учебе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребенок как бы превращается
в маленького ученого, перед которым стоит задача самостоятельно собрать
нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также самому оценить
собственный результат. Так из ученика, который лишь
механически запоминает школьный материал и выполняет действия по образцу
учителя, зачастую не понимая смысла, школьник постепенно превращается в
активного человека, саморазвивающуюся личность. Приведем
примеры постановки вопросов и заданий на разных уроках (слайд №12-14).
Возвращаясь
к началу моего выступления: «Главное не в том, чтобы что-то усвоить, а в том,
чтобы возникли сомнения и новые вопросы к себе».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.