Главная / Русский язык и литература / Выступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Выступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная бюджетная школа с.Уфимский









Выступление на тему:

«Опережающее обучение на уроках

русского языка и литературы»








Подготовила учитель

русского языка и литературы

Нигматуллина А.А.














с.Уфимский


Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы


Вопрос о формировании обобщенных знаний очень тесно связан с последовательностью изучения материала. В сложившейся практике школьного преподавания любой темы, даже очень сходные, изучаются, как правило, раздельно. На это ориентированы школьные программы по всем учебным предметам. Между тем исследования показали, что способ одновременного и опережающего изучения некоторых взаимосвязанных тем дает значительные преимущества по сравнению с их последовательным изучением. Мы знаем, что в теории и практике обучения наблюдается тенденция дробления материала, будто для серьезного изучения чего- либо необходимо обязательно подать в виде особой темы. Нередко это ведет к разрушению живых связей, которые как раз и придают жизненность содержанию изучаемых понятий.

Еще К.Д Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» подчеркивал мысль о целостном, комплексном характере процесса запоминания. Он указывал на исключительно большое значение в обучении приема сравнения, который обеспечивает одновременность осознания разом нескольких ощущений.

С методической точки зрения обобщенное изучение взаимосвязанных тем может осуществляться одновременно или с опережением. Поэтому с принципом одновременного изучения взаимосвязанных тем очень тесно связан принцип опережающего изучения сходного материала, разделенного ( в существующей практике) большими промежутками времени (месяцами и даже годами), и разбросанного по разным темам, а иногда и учебникам. Опережающее обучение может осуществляться поэтапно, в рамках логически завершенных частей. Составляющих целые блоки (или под блоки) взаимосвязанных тем, которые вводятся уже не в один, а в два и более приемов. Например, тема о слитном и раздельном написании НЕ с частями речи и формами глагола может быть обобщена в три группы наиболее сходных между собой правил введена по блокам: НЕ слитно и раздельно с существительными, прилагательными и наречиями – 1 блок; НЕ с глаголами и деепричастиями – 2 блок; НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными – 3 блок. Количество уроков и время изучения обобщенного материала определяет сам учитель.

Опережающее обучение материала может быть эффективным только при соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих классах ( либо введены учителем пропедевтически в качестве необходимого минимума так называемых «рабочих» знаний для овладения материалом на сознательно – теоретическом уровне).

В своей практике в системе опережающего обучения использую довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической организации работы имеет ряд существенных преимуществ, в частности:

  • Облегчает создание у учащихся системного представления об изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;

-1-

  • Позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности;

  • Позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся;

  • Способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно (вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем);

  • Дает возможность более полно осознавать взаимосвязь между языковыми фактами и явлениями.

Существуют разные варианты подачи материала на уроке в виде блока. В одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем материал вновь рассматривается в целом, но более развернуто и углубленно, и так до полного усвоения. Или может осуществляться не одновременно, а последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение нескольких часов. Все зависит от объема темы, задачи учителя, подготовленности класса, методики обучения.

В своей практике опережающее обучение использую не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы. В виде блока знакомлю учащихся 5 класса с темами: « Изобразительно-выразительные средства языка» ( в учебниках эти темы даются раздроблено и поясняется не вся терминология), «Роды и жанры» и т.д. Конечно, материал дополняется из класса в класс. Данные уроки проходят в форме урок- лаборатория, урок-практика, урок- исследование.

Как уже говорилось выше, данная методика способствует расширению изучаемых тем, т.к учитель может при изучении одной темы дать дополнительно информацию, изучаемую, допустим через 2 или 3 года, например, при изучении вводных слов и словосочетаний в 8 классе я ввожу информацию о знаках препинания при вводных предложениях: тире и скобки, с которыми учащиеся знакомятся только в 11 классе. Или при изучении чередующихся гласных О-А, И-Е в корне слова (5класс) при блоковой подаче предлагаю все виды чередования, т.к остальная часть дается в 10 классе.

При составлении блоковой записи учащиеся используют три цвета пасты: красный, зеленый, синий. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, т.е от частного к общему, что способствует развитию логического и творческого мышления. Метод творческого проекта является неотъемлемой частью заполнения блока. Когда учащиеся индивидуально, в парах либо в группах создают свою схему лучшего усвоения материала. Схема должна быть емкой, наглядной, понятной для запоминания. Например, при изучении чередующихся гласных в корне слова на слова-исключения по правописанию О//А в корнях раст- ращ –рос Тактаев Данил сочинил стихотворение :

Рос росток в городе Ростове.

Ростовщик Ростислав его купил.

Свою отрасль открыл.


-2-

Таким образом, использование блоковой подачи материала способствует не только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал, накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Доказано, что блок-тетрадь вырабатывает у ребенка уверенность в своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе, ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой знаний. А урок проходит в благоприятной психологической обстановке, с большой экономией времени при повторении какой-либо темы.



































-3-

Выступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»
  • Русский язык и литература
Описание:

Данная статья раскрывает методику использования блоковой подачи материала, который  способствует не только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал, накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Доказано, что блок-тетрадь вырабатывает у ребенка уверенность в своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе, ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой знаний. А урок проходит в благоприятной психологической обстановке, с большой экономией времени при повторении какой-либо темы. 

Автор Нигматуллина Альфия Амировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 509
Номер материала 47516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓