Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Средняя общеобразовательная бюджетная школа с.Уфимский
Выступление на тему:
«Опережающее обучение на уроках
русского языка и литературы»
Подготовила
учитель
русского языка и литературы
Нигматуллина А.А.
с.Уфимский
Опережающее обучение на уроках русского языка и
литературы
Вопрос о формировании обобщенных знаний очень тесно связан с
последовательностью изучения материала. В сложившейся практике школьного
преподавания любой темы, даже очень сходные, изучаются, как правило, раздельно.
На это ориентированы школьные программы по всем учебным предметам. Между тем
исследования показали, что способ одновременного и опережающего изучения
некоторых взаимосвязанных тем дает значительные преимущества по сравнению с их
последовательным изучением. Мы знаем, что в теории и практике обучения
наблюдается тенденция дробления материала, будто для серьезного изучения чего-
либо необходимо обязательно подать в виде особой темы. Нередко это ведет к
разрушению живых связей, которые как раз и придают жизненность содержанию
изучаемых понятий.
Еще К.Д Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания»
подчеркивал мысль о целостном, комплексном характере процесса запоминания. Он
указывал на исключительно большое значение в обучении приема сравнения, который
обеспечивает одновременность осознания разом нескольких ощущений.
С методической точки зрения обобщенное изучение взаимосвязанных
тем может осуществляться одновременно или с опережением. Поэтому с принципом
одновременного изучения взаимосвязанных тем очень тесно связан принцип
опережающего изучения сходного материала, разделенного ( в существующей
практике) большими промежутками времени (месяцами и даже годами), и
разбросанного по разным темам, а иногда и учебникам. Опережающее обучение
может осуществляться поэтапно, в рамках логически завершенных частей.
Составляющих целые блоки (или под блоки) взаимосвязанных тем, которые вводятся
уже не в один, а в два и более приемов. Например, тема о слитном и раздельном
написании НЕ с частями речи и формами глагола может быть обобщена в три группы
наиболее сходных между собой правил введена по блокам: НЕ слитно и раздельно с
существительными, прилагательными и наречиями – 1 блок; НЕ с глаголами и
деепричастиями – 2 блок; НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными – 3
блок. Количество уроков и время изучения обобщенного материала определяет сам
учитель.
Опережающее обучение материала может быть эффективным только при
соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков
взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый
минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих
классах ( либо введены учителем пропедевтически в качестве необходимого
минимума так называемых «рабочих» знаний для овладения материалом на
сознательно – теоретическом уровне).
В своей практике в системе опережающего обучения использую
довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической
организации работы имеет ряд существенных преимуществ, в частности:
·
Облегчает создание у
учащихся системного представления об изучаемом материале, который
воспринимается как единое целое;
-1-
·
Позволяет экономить время
для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов
деятельности;
·
Позволяет увеличить
удельный вес самостоятельной работы учащихся;
·
Способствует расширению
тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно
(вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем);
·
Дает возможность более
полно осознавать взаимосвязь между языковыми фактами и явлениями.
Существуют разные варианты подачи материала на уроке в виде блока. В
одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем
материал вновь рассматривается в целом, но более развернуто и углубленно, и так
до полного усвоения. Или может осуществляться не одновременно, а
последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение
нескольких часов. Все зависит от объема темы, задачи учителя, подготовленности
класса, методики обучения.
В своей практике опережающее обучение использую не только на
уроках русского языка, но и на уроках литературы. В виде блока знакомлю
учащихся 5 класса с темами: « Изобразительно-выразительные средства языка» ( в
учебниках эти темы даются раздроблено и поясняется не вся терминология), «Роды
и жанры» и т.д. Конечно, материал дополняется из класса в класс. Данные уроки
проходят в форме урок- лаборатория, урок-практика, урок- исследование.
Как уже говорилось выше, данная методика способствует
расширению изучаемых тем, т.к учитель может при изучении одной темы дать
дополнительно информацию, изучаемую, допустим через 2 или 3 года, например, при
изучении вводных слов и словосочетаний в 8 классе я ввожу информацию о знаках
препинания при вводных предложениях: тире и скобки, с которыми учащиеся
знакомятся только в 11 классе. Или при изучении чередующихся гласных О-А, И-Е в
корне слова (5класс) при блоковой подаче предлагаю все виды чередования, т.к
остальная часть дается в 10 классе.
При составлении блоковой записи учащиеся используют три цвета
пасты: красный, зеленый, синий. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем
в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить
самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, т.е от
частного к общему, что способствует развитию логического и творческого
мышления. Метод творческого проекта является неотъемлемой частью заполнения
блока. Когда учащиеся индивидуально, в парах либо в группах создают свою схему
лучшего усвоения материала. Схема должна быть емкой, наглядной, понятной для
запоминания. Например, при изучении чередующихся гласных в корне слова на
слова-исключения по правописанию О//А в корнях раст- ращ –рос Тактаев Данил
сочинил стихотворение :
Рос росток в городе Ростове.
Ростовщик Ростислав его купил.
Свою отрасль открыл.
-2-
Таким образом, использование блоковой подачи материала способствует не
только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал,
накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для
повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе
над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к
олимпиаде. Доказано, что блок-тетрадь вырабатывает у ребенка уверенность в
своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе,
ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой
знаний. А урок проходит в благоприятной психологической обстановке, с большой
экономией времени при повторении какой-либо темы.
-3-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.