Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВыступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Выступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»

Скачать материал

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная бюджетная школа с.Уфимский

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на тему:

«Опережающее обучение на уроках

русского языка и литературы»

 

 

 

 

 

 

 

   

                                                                            Подготовила учитель

русского языка и литературы

                                                                         Нигматуллина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Уфимский

 

Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы

 

     Вопрос о формировании обобщенных знаний очень тесно связан с последовательностью изучения материала. В сложившейся практике школьного преподавания любой темы, даже очень сходные, изучаются, как правило, раздельно. На это ориентированы школьные программы по всем учебным предметам. Между тем исследования показали, что способ одновременного и опережающего изучения некоторых взаимосвязанных тем дает значительные преимущества по сравнению с их последовательным изучением. Мы знаем, что в теории и практике обучения наблюдается тенденция дробления материала, будто для серьезного изучения чего- либо необходимо обязательно подать в виде особой темы. Нередко это ведет к разрушению живых связей, которые как раз и придают жизненность содержанию изучаемых понятий.

       Еще К.Д Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания» подчеркивал мысль о целостном, комплексном характере процесса запоминания. Он указывал на исключительно большое значение в обучении приема сравнения, который обеспечивает одновременность осознания разом нескольких ощущений.

       С методической точки зрения обобщенное изучение взаимосвязанных тем может осуществляться одновременно или с опережением. Поэтому с принципом одновременного изучения взаимосвязанных тем очень тесно связан принцип опережающего изучения сходного материала, разделенного ( в существующей практике) большими промежутками времени (месяцами и даже годами), и разбросанного по разным темам, а иногда и учебникам.  Опережающее обучение может осуществляться поэтапно, в рамках логически завершенных частей. Составляющих целые блоки (или под блоки) взаимосвязанных тем, которые вводятся уже не в один, а в два и более приемов. Например, тема о слитном и раздельном написании НЕ с частями речи и формами глагола может быть обобщена в три группы наиболее сходных между собой правил  введена по блокам: НЕ слитно и раздельно с существительными, прилагательными и наречиями – 1 блок; НЕ с глаголами и деепричастиями – 2 блок; НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными – 3 блок. Количество уроков и время изучения  обобщенного материала определяет сам учитель.

      Опережающее обучение материала может быть эффективным только при соблюдении ряда методических условий. Например, изучение отдельных блоков взаимосвязанных орфографических тем и правил должно опираться на необходимый минимум опорных лингвистических знаний, которые получены учащимися в предыдущих классах ( либо введены учителем пропедевтически в качестве необходимого минимума так называемых «рабочих» знаний для овладения материалом на сознательно – теоретическом уровне).

     В своей практике в системе опережающего обучения использую довольно широко блоковую подачу материала, которая при хорошей методической организации работы имеет ряд существенных преимуществ, в частности:

·        Облегчает создание у учащихся системного представления об изучаемом материале, который воспринимается как единое целое;

-1-

·        Позволяет экономить время для закрепления знаний и формирования умений и навыков, рациональных способов деятельности;

·        Позволяет увеличить удельный вес самостоятельной работы учащихся;

·        Способствует расширению тематического диапазона каждого занятия, т.к. учебный материал дается обобщенно (вместо дробления на мелкие части и последовательного изучения отдельных тем);

·        Дает возможность более полно осознавать взаимосвязь между языковыми фактами  и явлениями.

  Существуют разные варианты подачи материала на уроке  в виде блока. В одних случаях ознакомление с блоком происходит сразу же на одном уроке. Затем материал вновь рассматривается в целом, но более развернуто и углубленно, и так до полного усвоения. Или может осуществляться не одновременно, а последовательно, по этапам, от одного частного блока к другому в течение нескольких часов. Все зависит от объема темы, задачи учителя, подготовленности класса, методики обучения.

     В своей практике опережающее обучение использую не только на уроках русского языка, но и  на уроках литературы. В виде блока знакомлю учащихся 5 класса с темами: « Изобразительно-выразительные средства языка» ( в учебниках эти темы даются раздроблено и  поясняется не вся терминология), «Роды и жанры» и т.д. Конечно, материал дополняется из класса в класс. Данные уроки проходят в форме урок- лаборатория, урок-практика, урок- исследование.

        Как уже говорилось выше, данная методика способствует расширению изучаемых тем, т.к учитель может при изучении одной темы дать дополнительно информацию, изучаемую, допустим через 2 или 3 года, например, при изучении вводных слов и словосочетаний в 8 классе я ввожу информацию о знаках препинания при вводных предложениях: тире и скобки, с которыми учащиеся знакомятся только в 11 классе. Или при изучении чередующихся гласных О-А, И-Е в корне слова (5класс) при блоковой подаче предлагаю все виды чередования, т.к остальная часть дается в 10 классе.

     При составлении блоковой записи учащиеся используют три цвета пасты: красный, зеленый, синий. Определяем свои сокращения. Информацию оформляем в виде схемы или таблицы. При работе по данной методике необходимо усвоить самое главное – это не механическое заполнение блока, а дедуктивное, т.е от частного к общему, что способствует развитию  логического и творческого мышления. Метод творческого проекта является неотъемлемой частью заполнения блока. Когда учащиеся индивидуально, в парах либо в группах создают свою схему лучшего усвоения материала. Схема должна быть емкой, наглядной, понятной для запоминания. Например, при изучении чередующихся гласных в корне слова на слова-исключения по правописанию О//А в корнях раст- ращ –рос Тактаев Данил сочинил стихотворение :

Рос росток в городе Ростове.

Ростовщик Ростислав его купил.

Свою отрасль открыл.

 

-2-

Таким образом, использование блоковой подачи материала способствует не только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал, накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Доказано, что блок-тетрадь вырабатывает у ребенка уверенность в своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе, ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой знаний. А урок проходит в благоприятной психологической обстановке, с большой экономией времени при повторении какой-либо темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на тему: «Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по футболу

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная статья раскрывает методику использования блоковой подачи материала, который  способствует не только опережающему обучению, но и системному изучению дисциплин. Материал, накопленный из года в год, дает возможность учащимся вернуться к изученному для повторения и закрепления знаний, самостоятельно использовать блок при работе над ошибками, при выполнении домашней работы, при подготовке к экзаменам, к олимпиаде. Доказано, что блок-тетрадь вырабатывает у ребенка уверенность в своих знаниях, развивает аккуратность и эстетичность при работе, ответственность за ее сохранность, потому что для них она становится кладовой знаний. А урок проходит в благоприятной психологической обстановке, с большой экономией времени при повторении какой-либо темы. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 478 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 612
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 355
    • DOCX 38.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нигматуллина Альфия Амировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нигматуллина Альфия Амировна
    Нигматуллина Альфия Амировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1782
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 339 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 707 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Возрастные кризисы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе