Интегрированный
урок.
(выступление на ШМО естественно научного цикла от 07.11.2014г)
Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего
самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить
перед собой проблемы и искать способы их решения.
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть
построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой
отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и
родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного
их уточнения повысить до ясных понятий.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые
трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот некоторые из таких задач:
- повышение мотивации учебной деятельности за
счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
- рассмотрение понятий, которые используются в
разных предметных областях;
- организация целенаправленной работы с
мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ,
синтез и т.д.;
- показ межпредметных связей и их применение
при решении разнообразных задач.
Интегрированным уроком можно назвать любой урок со своей
структурой, если для его проведения используются знания, умения и результаты
анализа изучаемого материала методами других наук или же других учебных
предметов с использованием новых учебных программ. Следовательно,
методологической основой интегрированного подхода к обучению является
формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также
установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ
современной науки. Для проведения интегрированного урока необходимо четко
формулировать тему, цели, задачи, понятия, объединяющие системные науки. На
интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по
объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только
применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных
ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления
интеллектуальных способностей.
Таким образом, интеграция обучения должна
дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как
системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое
целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция - средство получения
новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на
развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в
обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она
должна соединить получаемые знания в единую систему.
Интеграция является источником нахождения
новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы
учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение
учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает
усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы
получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.