Главная / Классному руководителю / Выступление на ШМО классных руководителей

Выступление на ШМО классных руководителей

Выступление на ШМО классных руководителей.

Доклад на тему: «Формы и методы в воспитании социально-успешной личности»

Классный руководитель: Язепова Н.Н.

Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. Наше время - время экономических, политических и нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась. Появилось широкое поле возможностей для реализации сил и способностей человека, но в нем нет однозначных ориентиров, и  за подрастающее поколение борется множество религиозных и идеологических течений. Это требует от человека умения делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свою судьбу и судьбу своей страны, творчески подходить к решению проблем, то есть быть субъектом собственной жизни развивать человеческий капитал, формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность. Выпускник школы должен быть современно образованной, нравственной, предприимчивой личностью, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, знающей историю и традиции своего народа, способной к сотрудничеству, готовой к межкультурному взаимодействию.

Основной задачей педагогической работы коллектива остается   создание условий для формирования социально успешной личности. Коллектив школы видит своих выпускников образованными, интеллектуально развитыми людьми и адаптированными к социальной среде в современном обществе. 

Сегодня от классного руководителя требуется не только знания педагогики и психологии, но и развитие собственных профессиональных качеств, чтобы воспитать своих учеников полноценными личностями. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Она должна строиться на основе программы воспитания, анализа результатов предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Следует принимать во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Сложившаяся в стране социокультурная ситуация требует от классного руководителя поиска инновационных методов работы для предупреждения социального исключения детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Чтобы ребенок не попал в группу «риска», им нужно заниматься. А если он уже в этой группе, то от классного руководителя требуется особая помощь в поиске ребенком позиции в классе, регулировка его отношений в классном коллективе, привлечение его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств. Умение успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире является основой социальной успешности. Класс – это маленький социум, в котором есть бедные и богатые, добрые и злые, лидеры и те, кто готов следовать за ними. Именно это и делает возможной социализацию ребенка в современном обществе через адаптацию к жизни в классном коллективе.

Класс - маленькая модель большого мира. Надо просто любить классных детей, как своих собственных, желать видеть этих детей в будущем такими, какими хочешь видеть своих собственных: счастливыми, успешными, состоявшимися... Надо уметь слушать и слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого отдельно. Не подчинять, не ломать и не подстраивать под себя, а развивать все самое лучшее, что есть в каждом, помогать, если в этом есть необходимость, но тактично и ненавязчиво.

Для успешного решения задач воспитания и социализации, классному руководителю необходимо:

  • убедить детей, что среди них нет неудачников, каждый из них успешен в чем-то своем;

  • научить ребенка выстраивать и реализовывать индивидуальную траекторию собственного развития;

  • научить ребенка понимать самого себя, свои возможности и потребности, учитывая, насколько последние сочетаются с социальными нормами.

Этого и многого другого можно достичь, выполнив два условия: найти в детях те «зернышки, из которых можно вырастить настоящие колосья, которые готовы противостоять жизненным ветрам» и способные успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. А еще обязательно сделать своими друзьями и единомышленниками родителей. Успешное решение задач воспитания возможно при условии взаимодействия семьи и школы. И тогда все должно получиться.

Воспитательно-образовательная работа традиционно проводится как на фронтальных и подгрупповых занятиях, так и индивидуально. В каждом ребенке есть задатки способностей, найти их и развить – моя задача. В своей ежедневной работе с детьми, я использую следующие методы и приемы воспитания:

Метод убеждения– способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка. Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.

Метод упражнения– осознание учениками действительности. Приемы: просьба, приучение, испытание.

Метод внушения, попечения— способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением. Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.

Метод управления– активизация ученического самоуправления. Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.

Метод поощрения– способ воздействия стимулирующими средствами. Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.

Метод наказания– способ воздействия средствами торможения. Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.

Использование этих методов и приемов воспитания в работе, позволяет мне найти подход к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные способности и особенности здоровья.

Немаловажным в своей деятельности я считаю использование тех приемов и форм работы, которые дают неизменный положительный результат: классные часы, беседы (групповые и индивидуальные), различные акции, творческие мастерские, экскурсии и выставки, спортивные мероприятия, классные огоньки, игры различной познавательной направленности, которые помогают видеть и познавать окружающий мир на тему: «Хорошо-плохо», «Польза-вред», «Наоборот», а также творческие задания: «Дорисуй, на что это похоже?», которые развивают творческое воображение. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

-учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

-определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

-учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

-осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

-обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.



Выступление на ШМО классных руководителей
  • Классному руководителю
Описание:

 Доклад на тему: «Формы и методы в воспитании социально-успешной личности»

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.),

групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.)или

коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:

-учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;

-определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;

-учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;

-осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;

 

-обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

Автор Язепова Наталья Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1538
Номер материала 46942
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓