Главная / Начальные классы / Выступление на школьном семинаре по теме: «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности».

Выступление на школьном семинаре по теме: «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности».

Васильева О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалб...
влияет на учебную успешность; от неё зависит эмоциональное благополучие в кла...
Умеет ли наш ребенок строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество...
Древняя китайская пословица
коллективный проект «Птичий двор» индивидуальные проекты в разных видах деяте...
«отгадай, о ком говорим», отзыв на работу товарища, составь задание партнёру ...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Васильева О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4
Описание слайда:

Васильева О.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 «Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалблив
Описание слайда:

«Ребёнок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдёт за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».

№ слайда 4 влияет на учебную успешность; от неё зависит эмоциональное благополучие в классе
Описание слайда:

влияет на учебную успешность; от неё зависит эмоциональное благополучие в классе; ресурс эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ученика.

№ слайда 5 Умеет ли наш ребенок строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, в
Описание слайда:

Умеет ли наш ребенок строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию?

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Древняя китайская пословица
Описание слайда:

Древняя китайская пословица

№ слайда 9 коллективный проект «Птичий двор» индивидуальные проекты в разных видах деятельн
Описание слайда:

коллективный проект «Птичий двор» индивидуальные проекты в разных видах деятельности

№ слайда 10 «отгадай, о ком говорим», отзыв на работу товарища, составь задание партнёру и т
Описание слайда:

«отгадай, о ком говорим», отзыв на работу товарища, составь задание партнёру и т.п. работа с текстом, диалоговое слушание

№ слайда 11
Описание слайда:

Выступление на школьном семинаре по теме: «Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности».
  • Начальные классы
Описание:

«Формирование коммуникативных УУД во внеурочной деятельности».

Васильева О.В., учитель нач.классов

МБОУ СОШ №4 г.Реутов

Интенсивное внедрение и переплетение современных компьютерных, теле- и радиовещательных, телефонных технологий и коммуникационных служб, быстрое распространение локальных и глобальных коммуникационных сетей создает принципиально новое качество информационного обмена.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий являются коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В 2009-2010 учебном году многие школы вступили в эксперимент по внедрению ФГОС нового поколения. Наш регион не остался в стороне.

С 2009 года наша школа участвует в апробации по внедрению новых стандартов. Школа должна помочь своим воспитанникам вырасти людьми, максимально подготовленными к сложной современной жизни. Важно научить их не выживать, а занимать своё достойное место в жизни.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими».

                                                                       Шалва Александрович  Амонашвили                                                                                          

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе?

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать другого человека, панировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

В настоящее время благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру поток информации настолько велик, что у ребенка складывается свой запас знаний и преставлений об окружающем мире. Пришедшим в школу детям, как правило, свойственно любопытство, проявляющееся в желании самостоятельно найти ответы на вопросы. В традиционной школе ребенку зачастую объясняют, что он не прав, дадут правильный ответ. При неоднократном повторении подобной ситуации педагог, сам не желая того, отбивает у ученика желание рассуждать и искать истину. В результате ребенок замолкает, а затем перестает думать, в итоге он ждет, когда ему дадут новый ответ. Но в последующей взрослой жизни перед человеком регулярно будут возникать проблемы, решить которые за него никто не сможет. При этом ребенок не научен, строить взаимоотношения, организовывать сотрудничество, воспринимать и передавать информацию. Данные проблемы, связанные с общением существует и в нашей школе, поэтому необходимо ориентироваться на формирование у учащихся коммуникативных универсальных действий.

Общение направлено на установление психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений.

Как же мы это делаем в нашей школе?

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на современном занятии идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Внеурочная деятельность позволяет проявить и развить разные способности у ребят: творческие, организаторские, исследовательские, ораторские.

В рамках участия в эксперименте по внедрению новых образовательных стандартов на базе школы мы смогли через внеурочную деятельность создать для детей условия, в которых они сами, через игру, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения. Вся педагогическая деятельность педагогов была направлена на формирование у детей коммуникативных УУД. Одной из главных отличительных особенностей организации внеурочной деятельности по каждому направлению является: свободный выбор каждым ребенком образовательной области, признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе; личностно - деятельностный характер обучения; личностно - ориентированный подход к ребенку; создание условий для самореализации; самопознания, самоопределения личности.

При работе в кружках педагогами использовались такие формы работы, как парная, групповая, индивидуальная, при этом состав не был постоянным, он изменялся в зависимости от общих интересов детей, желаний. В процессе взаимодействия ученик раскрывается, что позволяет увидеть его личностные качества, как они развиваются, изменяются и формируются. Работа в парах помогла формированию следующих умений: слышать друг друга, т.е. понимать услышанное; считаться с мнением партнера, уважать его мнение; отстаивать свою точку зрения. Ребята учились договариваться, развивалась речь, обогащался словарный запас малышей.

Очень эффективен такой метод формирования УУД как групповое обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Почему именно этот метод я считаю эффективным. Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

-  полное внимание к однокласснику;

-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

 - терпимость, дружелюбие:

 никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. Совместное выполнение заданий: разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи и т. п. — привлекает детей тем, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить,

доказывать — т.е. действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».

 

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

      -         составь задание партнеру;

      -         отзыв на работу товарища;

      -         групповая работа по составлению кроссворда;

      -         "отгадай, о ком говорим";

      -         диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

      -         "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.

      - работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

 

В заключение всего вышесказанного: конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности и все УУД. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного её формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребёнка есть возможность реализовать свои способности, научиться жить в обществе.

 

В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал учебных и внеучебных занятий. И одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.

 

 

Автор Васильева Ольга Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1508
Номер материала 27177
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓