Главная / Классному руководителю / выступление на семинаре "Современный взгляд на взаимодействие педагога с родителями"

выступление на семинаре "Современный взгляд на взаимодействие педагога с родителями"

Современный взгляд на взаимодействие педагога с родителями.

(

1 слайд

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы.

2 слайд

Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

3 слайд

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

  С каждым годом у нас становиться всё больше «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. И не всегда традиционные формы работы оправдывают себя. Посещаемость становится всё меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически-эффективным содержанием. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

        Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

  4 слайд   К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:

•         информационная;

•         воспитательно-развивающая;

•         формирующая;

•         охранно-оздоровительная;

•         контролирующая;

•         бытовая

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей

В практике школы используют массовые, групповые и индивидуальные формы работы с родителями. Все они направлены на реализацию задач взаимодействия семьи и школы.

Существуют различные формы работы с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

5 слайд

К традиционным относятся следующие: родительское собрание, беседы, консультации, конференция, посещение на дому.

6 слайд

Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

1)Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Ц е л ь: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

В нашей школе проводится такое собрание 1 раз в год в апреле – День открытых дверей.

2) Классные родительские собрания – проводятся четыре раза в год. Ц е л ь: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Родительское собрание просвещает родителей, расширяет их педагогический кругозор, стимулирует желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.



Слайд

Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится учителю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Конференция - предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивации учения;

моральные ценности семьи.

Посещение семьи

Цель посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания; проверка выполнения рекомендаций, которые были ранее даны учителем; пропуски уроков; знакомство с положительным опытом семейного воспитания, обследование, проводимое обычно с участием инспектора ОПДН.

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей об успехах детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление родителей с праздниками. Главное условие переписки – доброжелательный тон, радость общения.




Слайд

К нетрадиционным относятся следующие: тренинг, деловая игра, дискуссия, устный журнал, круглый стол, вечера, родительские чтения, презентация образовательного учреждения, совместные праздники.

тренинг – это широкий класс методов направленного изменения психических свойств личности, основанный на практическом и многократном выполнении определенных упражнений в определенной ситуации (ситуациях). В отличие от обычного обучения, которое воздействует на познавательную сферу (сферу сознания), тренинг позволяет модифицировать имеющие более глубокую связь с поведением личностные черты и установки.

Эта форма работы достаточно новая, и для ее проведения требуется специалист, хорошо владеющий методикой такой работы. При умелом использовании тренинга результат заметен сразу.

Тренинг может быть направлен на обучение навыкам эффективного взаимодействия взрослых и детей, повышение уверенности в себе, выявление одаренности, совершенствование коммуникативных и речевых навыков.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

деловые игры это форма коллективной творческой деятельности родителей по изучению уровня сформированности педагогических умений у взрослых. Примерными темами деловых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Сын (дочь) пришел из школы», «Вас пригласили в школу» и др.

Методика деловой игры предусматривает объяснение ее назначения, определение темы и состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры, установку на инициативу и творчество ее участников. При этом важно сначала проиграть несколько вариантов поведения участников ситуации, затем обсудить оптимальный выбор варианта действия для данной проблемы.

Деловая игра позволяет не только рефлексивно оценить ту или иную модель поведения, но и дает интересный материал о жизни семьи – ее традициях, распределении внутрисемейных ролей, способах разрешения конфликтов. Особенно эффективно использование деловой игры с участием школьников, ведь иногда именно им присутствие всей семьи «в комплекте» позволяет увидеть специфику взаимодействия взрослых и детей, которую не в состоянии выявить ни одна диагностическая методика.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Педагогический диспут - одна из форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Многое здесь определяет поведение ведущего (педагог или родитель). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника.

Круглый стол.

Круглый стол – это всегда дискуссионная форма обмена мнениями. Он эффективен, если все участники круглого стола проявляют активность, эмоциональность, имеют сложившееся мнение по обсуждаемой проблеме, обладают необходимой аргументацией. Поэтому при организации круглого стола главное условие – выбор проблемы для обсуждения, которая не оставит равнодушным ни одного участника. Важным условием проведения является также владение педагогом приемами активизации участников круглого стола. Это, например, использование педагогических задач, проблемных ситуаций, примеров из семейной и школьной педагогики, демонстрация слайдов и видеоматериалов по обсуждаемой проблеме, педагогического опыта и др. способов активизации дискуссии.

Следующим условием проведения круглого стола является соблюдение культуры дискуссии: важно, чтобы мнение каждого участника было выслушано и принято во внимание. А его аргументы были поняты другими участниками. Проведение круглого стола обычно заканчивается принятием решения.

Устный журнал.

Устный журнал – форма активного обмена опытом семейного воспитания. Обычно проведение устного журнала берут на себя сами родители, определенная семья, инициативная группа. Основная цель устного журнала – просветительская: рассказать о собственном опыте воспитания, проведения досуга. Устный журнал, как правило, сопровождается просмотром любительских фильмов, фотоальбомов, демонстрацией изделий и т.п.

Презентация образовательного учреждения (1,5 классы)

Цель: познакомить родителей со школой, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о педагогах, о содержании работы с детьми.

Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто такие уроки практикуются в начальной школе.Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности (1-2 раза в полугодие)


Традиционно они проводятся на День открытых дверей.(программа Дня открытых дверей)

Средства наглядной педагогической пропаганды — разнообразные стенды, уголок для родителей.

Печатные средства педагогической пропаганды.

Как правило, распространяются на родительских собраниях или через учеников. К ним относятся:

  • школьные стенгазеты;

  • информационные буклеты;

  • постеры;

  • плакаты;

  • школьный иеформационный листок (печатное периодическое издание);

  • памятки для родителей;

  • школьные календари – справочники и др.

Примеры памяток для родителей:

  • «Памятка для родителей, чьи дети выполняют учебный проект»;

  • «Ваш ребенок пошел в первый класс»;

  • «О безотметочном обучении»;

  • «Леворукий ребенок» идр.


Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

4. Друзья моего ребенка.

5. Праздники нашей семьи.

6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.


Родительские занятия.

Родительские занятия – оригинальная форма взаимодействия родителей с классом своего ребенка. Это проведение родителями уроков, классных часов по теме, в которой они компетентны. На одном из родительских собраний учитель знакомит родителей с такой формой работы с детьми (предварительно согласовав возможность такой работы на индивидуальном уровне с кем-нибудь из родителей класса). Родители, в свою очередь, оценив свои возможности, предлагают свои услуги (учитывая, что такие занятия можно проводить 2-3 раза в четверть (примерно 1 раз в месяц, однако, при желании родителей – чаще), то такая работа может быть спланирована на весь курс начальной школы).

В дальнейшем, учитель (классный руководитель) организует индивидуальное собеседование с родителями, выявляет круг их возможностей в проведении такого рода мероприятия, по возможности, помогает в проведении занятия, оказывает консультацию и т.п.

Примерные темы (из опыта работы Гатаулиной О.И.):

  • Старинные народные игры детей.

  • Философия для умников и умниц.

  • Как стать моржом. Советы по закаливанию организма.

  • Викторина «Города Южного Урала» (тематика может быть и другой).

  • Секреты пасечника (с демонстрацией атрибутов и продуктов пчеловодства).

  • Беседа: «Внимание, авитаминоз!!!».

  • Гигиенические беседы: «Девочка-подросток» и др.

  • Урок заниматики: «В мире математической смекалки».

  • Правила этикета за столом.

  • Сервируем праздничный стол (практикум);

  • Изготовим поделку-подарок (разные варианты нескольких уроков).

  • Профориентационные экскурсии: «В гостях на работе у мамы (папы)».


Совместные внеклассные мероприятия.

«Родители и я – спортивная семья»;

«прощание с букварем»;

«Новый год»;

«Семейные посиделки»;

«Масленица»;

«До свидания, начальная школа»;

«Туристские слеты»;

«Интеллектуальные марафоны и др.»;

«День семьи».



И традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность.

Есть на востоке такая притча, которая поможет нам с вами перейти к следующему этапу педагогического совета.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь.“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

А как вы считаете, о чём говорит нам эта притча?


Психолог. “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.


И в завершении нашего семинара я хотела бы провести рефлексию.

Попрошу вас сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем семинаре (Лариса- люкс; Светлана – свет в окне; Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Светлана – супер; Оксана –очень хорошо; Майя- много хорошего и полезного; Елена – ели суп в раю здорово, притча понравилась ; Светлана – сколько интересного узнали! Спасибо!


выступление на семинаре "Современный взгляд на взаимодействие педагога с родителями"
  • Классному руководителю
Описание:

В выступлении расскрываются вопросы:Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?

Существуют различные формы работы с родителями, как традиционные (родительские собрания, беседы, консультации, конференции, посещение на дому), так и нетрадиционные (тренинги, деловые игры, дискуссии, устные журналы, круглые столы, вечера, родительские чтения, презентация ОУ, совместные праздники).

Процесс взаимодейтвия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

 

Автор Алёшечкина Елена Валерьевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 666
Номер материала 26518
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓