Главная / Русский язык и литература / выступление на региональном научно-практическом семинаре

выступление на региональном научно-практическом семинаре

Л.В.Суханова с.Красная Горка учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногорская СОШ»

Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках литературы.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразователь-ной школе приобретает особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям со-циалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответство-вал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова ду-ховное, духовность. А отсутствие духовного развития приводит к нравственно-му опустошению.

Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покая-ние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как доб-рые дела и любовь к близким.

Сегодня мы живем в очень непростое время, когда, с одной стороны, вокруг нас царствуют равнодушие, эгоизм, человеческая жестокость, угрожающие рас-тлить наши души и души наших детей; время, когда добро и зло постоянно про-тивостоят друг другу.

С другой стороны, сегодня можно наблюдать подъём поиска духовности, воз-рождения влияния церкви, усиление влечения к полноценному образованию, особенно – элитарному; в методике успешно развивается личностно-ориенти-рованное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.

Литература – единственный предмет, где в полный голос обсуждаются этиче-ские проблемы.

Уже в 5-6 классах я приступаю к духовному анализу литературы. Работая с тек-стами произведений, знакомлю учащихся с такими понятиями как духовность, доброта, любовь к ближнему.

Доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни и смер-ти, страданиям и испытаниям – все эти качества и добродетели составляют ос-нову полноценной счастливой жизни любого человека. Чтобы жить, надо ве-рить в добро, истину, красоту, в себя, в свои способности, верить в успех. Каким образом воспитать эти качества у детей, помочь им задуматься над тем, как стать лучше? Ответы на эти вопросы мы находим в замечательных произведе-ниях русской литературы. Так, в сказке о труде и взаимовыручке К.Паустовского «Теплый хлеб» заключается народная мудрость и мораль, победа добра над злом. Это прекрасное повествование о милосердии и жестокости, о нравствен-ном и ее христианском понимании.

Филька совершил аморальный поступок, ударив коня и не дав ему хлеба. Пос-ле такого деяния природа ( а надо понимать Бог) ополчается на мальчика. Пре-ступление надо искупить. Филька кормит раненого коня свежим хлебом, про-сит у него прощения. Благороднейшая идея автора отражена в поступке героя.

Учитывая особенности возраста школьников средних классов, я использую в основном на уроках метод творческого чтения, который способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственного впечатления. Ос-новные приемы этого метода: слушание, рассказ, устное рисование, инсцени-рование. Во время таких занятий у детей формируются и развиваются вообра-жение, мышление, речь.

В 6 классе изучая рассказ И.Бунина «Лапти», я использую технологию критиче-ского мышления. Главным методическим приемом здесь является чтение с ос-тановками. После каждой остановки детям предлагается самим додумать, а что будет дальше. Мы анализируем образ Нефеда, ребята рассказывают, каким они его себе представляют, т.е. идет устное словесное рисование. А в конце урока ребята приходят к выводу, что Нефед- носитель нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Они говорят, что главная идея этого рассказа то, что мы должны помнить о других людях, забо-титься о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

Читая повесть В.К.Железникова «Чучело», учащихся поражает сцена сожжения чучела на костре. Они как будто вместе с Ленкой Бессольцевой после этой сце-ны становятся другими людьми. Анализируя произведение, ребята говорят, что иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим людям. А выводы этого урока таковы: какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Доб-рые чувства пробуждает в нас эта повесть. Она учит чувствовать чужую боль как свою собственную.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее и сильнее захватывала их сердце и тре-бовала выхода»,- говорит автор в конце повести о своих юных героях, для кото-рых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь.

А заканчиваю я урок словами Льва Кассиля, взятыми в качестве эпиграфа к уроку: «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуж-даются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

Анализируя с детьми рассказ К.Паустовского «Телеграмма», я подчеркиваю важность даже самого малого добра, сделанного во имя людей. Умирающая пожилая женщина Катерина Петровна день и ночь ждет свою единственную дочь Настю, которая давно не навещала свою мать, она очень занята, у неё много дел. Так и не дождавшись дочери, Катерина Петровна умирает. Её хоро-нят чужие люди. А Настя не успела… НЕ УСПЕЛА!? Можно ли найти оправдание ее поступку? Ребята задумываются, начинают размышлять, мы вместе пытаем-ся оценить поступок героини. И приходим к выводу: нельзя оправдать того, кто бросает на произвол судьбы людей, давших тебе жизнь – ОТЦА И МАТЬ. Нельзя откладывать свои чувства на «потом». Родных и близких нужно любить сейчас и говорить им об этом. Иначе потом может быть поздно. В процессе беседы учащиеся приходят к выводу: в жизни всегда есть возможность хоть чем-то по-мочь другому: выслушать друга, поднести сумку старушке, подать милостыню просящему. В воспитательных целях я стараюсь постоянно проводить парал-лель с современностью. Напоминаю детям о ситуации в окружающем общест-ве: об обездоленных, нищих, о брошенных детях.

Анализируя сцены покаяния героини рассказа Насти, обращаемся к пятой за-поведи Божией из Библии: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на Земле». Знакомство с библейской заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это художественное произведение.

У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Этого я и добиваюсь работой с анализом произведения. Люблю, ког-да в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.

Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль другого человека. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддержи-вая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. На-до только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.

Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь слу-жение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и са-мое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время за-быть о своих интересах, о себе».

У писателя Азарова есть замечательные слова: «Не борись с тьмой. Чтобы по-бедить тьму, надо зажечь свет». Этим светом является наша национальная ку-льтура, ее духовные истоки.

Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сего-дняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».














Заявка на участие во Вторых Республиканских Педагогических Чтениях, посвященных Международному дню учителя «Манифест Гуманной Педагогики – путь в будущее».

Суханова Лариса Владимировна– учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Красногорская СОШ».

Тема доклада «Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках литературы».

Почтовый адрес: 422165. РТ, Мамадышский район, п.Беляев Починок, улица Зелёная, д 11.

Электронный адрес: 2604000054@tatar.mail.ru

Телефон:89656264967






выступление на региональном научно-практическом семинаре
  • Русский язык и литература
Описание:

Л.В.Суханова с.Красная Горка учитель русского языка и литературы

МБОУ «Красногорская СОШ»

         Духовно-нравственное воспитание школьника на уроках литературы.

  В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразователь-ной школе приобретает особую значимость.

  Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма, преданности идеям со-циалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс соответство-вал этому направлению. Именно в это время ушло из нашего обихода слова ду-ховное, духовность. А отсутствие духовного развития приводит к нравственно-му опустошению.

  Исчезают слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе; покая-ние как отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать как доб-рые дела и любовь к близким.

  Сегодня мы живем в очень непростое время, когда, с одной стороны, вокруг нас царствуют равнодушие, эгоизм, человеческая жестокость, угрожающие рас-тлить наши души и души наших детей; время, когда добро и зло постоянно про-тивостоят друг другу.

  С другой стороны, сегодня можно наблюдать подъём поиска духовности, воз-рождения влияния церкви, усиление влечения к полноценному образованию, особенно – элитарному; в методике успешно развивается личностно-ориенти-рованное образование, учитывающее интересы и одаренность школьников.

  Литература – единственный предмет, где в полный голос обсуждаются этиче-ские проблемы.

  Уже в 5-6 классах я приступаю к духовному анализу литературы. Работая с тек-стами произведений, знакомлю учащихся с такими понятиями как духовность, доброта, любовь к ближнему.

  Доброта, милосердие, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни и смер-ти, страданиям и испытаниям – все эти качества и добродетели составляют ос-нову полноценной счастливой жизни любого человека. Чтобы жить, надо ве-рить в добро, истину, красоту, в себя, в свои способности, верить в успех. Каким образом воспитать эти качества у детей, помочь им задуматься над тем, как стать лучше? Ответы на эти вопросы мы находим в замечательных произведе-ниях русской литературы. Так, в сказке о труде и взаимовыручке К.Паустовского «Теплый хлеб» заключается народная мудрость и мораль, победа добра над злом. Это прекрасное повествование о милосердии и жестокости, о нравствен-ном и ее христианском понимании.

  Филька совершил аморальный поступок, ударив коня и не дав ему хлеба. Пос-ле такого деяния природа ( а надо понимать Бог) ополчается на мальчика. Пре-ступление надо искупить. Филька кормит раненого коня свежим хлебом, про-сит у него прощения. Благороднейшая идея автора отражена в поступке героя.

  Учитывая особенности возраста школьников средних классов, я использую в основном на уроках метод творческого чтения, который способствует развитию художественного восприятия, углублению непосредственного впечатления. Ос-новные приемы этого метода: слушание, рассказ, устное рисование, инсцени-рование. Во время таких занятий у детей формируются и развиваются вообра-жение, мышление, речь.

  В 6 классе изучая рассказ И.Бунина «Лапти», я использую технологию критиче-ского мышления. Главным методическим приемом здесь является чтение с ос-тановками. После каждой остановки детям предлагается самим додумать, а что будет дальше. Мы анализируем образ Нефеда, ребята рассказывают, каким они его себе представляют, т.е. идет устное словесное рисование. А в конце урока ребята приходят к выводу, что Нефед- носитель нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Они говорят, что главная идея этого рассказа то, что мы должны помнить о других людях, забо-титься о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

  Читая повесть В.К.Железникова «Чучело», учащихся поражает сцена сожжения чучела на костре. Они как будто вместе с Ленкой Бессольцевой после этой сце-ны становятся другими людьми. Анализируя произведение, ребята говорят, что иногда бывает очень легко поддаться общему настроению, царящему в группе приятелей. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим людям. А выводы этого урока таковы: какими бы сложными ни были взаимоотношения между людьми, нельзя допускать унижения достоинства другой личности. Доб-рые чувства пробуждает в нас эта повесть. Она учит чувствовать чужую боль как свою собственную.

  «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству, все сильнее и сильнее захватывала их сердце и тре-бовала выхода»,- говорит автор в конце повести о своих юных героях, для кото-рых события, описанные в книге, послужили серьезным нравственным уроком на всю жизнь.

  А заканчиваю я урок словами Льва Кассиля, взятыми в качестве эпиграфа к уроку: «Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуж-даются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи».

  Анализируя с детьми рассказ К.Паустовского «Телеграмма», я подчеркиваю важность даже самого малого добра, сделанного во имя людей. Умирающая пожилая женщина Катерина Петровна день и ночь ждет свою единственную дочь Настю, которая давно не навещала свою мать, она очень занята, у неё много дел. Так и не дождавшись дочери, Катерина Петровна умирает. Её хоро-нят чужие люди. А Настя не успела… НЕ УСПЕЛА!? Можно ли найти оправдание ее поступку? Ребята задумываются, начинают размышлять, мы вместе пытаем-ся оценить поступок героини. И приходим к выводу: нельзя оправдать того, кто бросает на произвол судьбы людей, давших тебе жизнь – ОТЦА И МАТЬ. Нельзя откладывать свои чувства на «потом». Родных и близких нужно любить сейчас и говорить им об этом. Иначе потом может быть поздно. В процессе беседы учащиеся приходят к выводу: в жизни всегда есть возможность хоть чем-то по-мочь другому: выслушать друга, поднести сумку старушке, подать милостыню просящему. В воспитательных целях я стараюсь постоянно проводить парал-лель с современностью. Напоминаю детям о ситуации в окружающем общест-ве: об обездоленных, нищих, о брошенных детях.

  Анализируя сцены покаяния героини рассказа Насти, обращаемся к пятой за-поведи Божией из Библии: «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на Земле». Знакомство с библейской заповедью заставляет ребят задуматься над тем, какие духовно-нравственные законы иллюстрирует это художественное произведение.

   У каждого школьника в изучаемом произведении должна быть своя любимая страница. Этого я и добиваюсь работой с анализом произведения. Люблю, ког-да в классе вдруг возникает тишина, когда урок не заканчивается со звонком, и ребята живут им еще некоторое время.

  Милосердие и сострадание – одна из важнейших тем русской литературы. Глубоко убеждена, что необходимо с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделять боль другого человека. Говорю ребятам, что, понимая тех, кто рядом с нами, помогая им и поддержи-вая, мы исцеляем и наши собственные души благодаря доброте и участию. На-до только вовремя успеть помочь нуждающимся, и ты станешь лучше, чище, сердечнее.

  Дмитрий Сергеевич Лихачев в своих письмах писал: «В жизни надо иметь слу-жение – служение какому-то делу. Пусть это дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

  В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и са-мое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время за-быть о своих интересах, о себе».

  У писателя Азарова есть замечательные слова: «Не борись с тьмой. Чтобы по-бедить тьму, надо зажечь свет». Этим светом является наша национальная ку-льтура, ее духовные истоки.

  Зажигая на уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сего-дняшних школьников. Ведь, как известно, люди «не рождаются, а становятся теми, кто они есть».          

 

 

 

 

Автор Суханова Лариса Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 277
Номер материала 43650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓