Главная / Начальные классы / Выступление на районном методическом объединении кл. руководителей "Портфолио – как форма мониторинга развития школьника"

Выступление на районном методическом объединении кл. руководителей "Портфолио – как форма мониторинга развития школьника"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Ардатовская средняя общеобразовательная школа № 2 им. С.И.Образумова»















Портфолио – как форма мониторинга развития школьника











Подготовила:

учитель начальных классов

Хлопкова М.С.



















р.п. Ардатов

2014 уч.г.


Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Основной целью является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

1.поддерживать учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность;

2.расширять возможности обучения;

3.развивать навыки рефлексивности и оценочной деятельности учащихся;

4.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

И как результат – способствовать в повышению качества образования в целом.

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения по­зволяет более полно реализовать все функции оценки:

- диагностическую;

- обучающую;

- организующую;

- воспитывающую, на основе системного подхо­да, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекци­ей работ и результатов учащегося, позволит:

  • Отразить степень их активности при изучении различных тем, разде­лов или предметов;

  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам или предметам.

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

  • выявления пробелов и дифференциации знания от незнания;

  • обеспечения обратной связи от ученика к учителю;

  • мотивации к необходимости и полезности контроля, прежде всего са­мому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенст­вовать знания, делает их более ясными и систематизированными, со­действует развитию памяти и мышления.

• частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Организующая функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. Основным методом, реализующим дан­ную функцию признается тестирование школьников, которое при условии даль­нейшей информатизации образования будет постепенно переходить на компьютерную основу. Следует однако, отметить, что широкие возможности инфор­мационных технологий, позволяющие удаленно проводить конкурсы и олим­пиады, хранить и организовывать доступ к большим объемам информации, от­крывают перспективы к использованию портфолио как одного из инструментов оценивания достижений не только учащегося, но и класса, школы, округа и т.д.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля по­средством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с от­рицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотива­ции школьников, формирование ответственности за результаты своего учеб­ного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

  • документирует все личные достижения школьников,

обеспечивая тем самым их официальное признание;

  • поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя воз­можности обучения и самообучения;

  • выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться — ставить цели, организовы­вать собственную учебную деятельность.


Как должна выглядеть рабочая папка?

1.Титульный лист

Наименование образовательного учреждения, имя ученика, класс, период создания портфолио, имя учителя

2. Содержание.

I раздел – Мой портрет – информация о владельце

Включает в себя личные данные учащегося. Здесь же помещается информация, помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, результаты психологической диагностики. В этом разделе ученик ставит цели, анализирует достижения, проводит самоанализ итогов: записывают обоснования: почему вложили тот или иной материал.

II раздел – Портфолио документов

В этом разделе помещается перечень официальных документов (грамоты за участие в различных конкурсах, благодарственные письма, свидетельства и т.д.). Допускается представление копий документов. Наличие данного раздела – это возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

III раздел – Портфолио работ

В данный раздел ученик помещает результаты творческих работ, рефераты, рисунки, доклады, сообщения, занятия в учреждениях дополнительного образования, спортивные, музыкальные, художественные достижения.

Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов.

IV раздел – Копилка

В этот раздел помещаются рабочие материалы: расписание, памятки, инструкции, полезная и интересная информация, полезные советы и т.д.

Перед учителем всегда стоит задача отследить продвижение обучающегося в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений. С этой целью я папку вкладывается «Лист индивидуальных достижений» по чтению, русскому языку, математики. Мы взяли только итоговые оценки за полугодия, т.к. текущие отметки выставляются регулярно в рабочий дневник. Заполнение ведется самим обучающимся.

Это позволяет ученику:

- видеть свое продвижение;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Это позволяет учителю:

- наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

- сделать отметку содержательной.

У учителя тоже есть такая подобная папка. В ней помещаются:

- технологические карты по предметам;

- результаты диагностических исследований психолога;

- анкеты родителей.

Анализ технологических карт позволяет:

  1. Видеть общую динамику развития образовательного процесса.

  2. Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.

  3. Сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и характере пробелов в знаниях обучающихся,


Реализация программы рассчитана на период с 1 по 4 класс, позволяет составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности и практически применить приобретенные знания и умения, поможет адаптироваться в 5 классе, дает возможность учителям – предметникам более полно познакомиться с каждым учеником как с личностью.


Преимущества

  1. Интегрирует преподавание, учение и оценивание.

  2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-воспитательной деятельности.

  3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, самоанализ и самоконтроль.

  4. Портфолио направлено на сотрудничество учителя и обучающегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.


Недостатки

1.Внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителя, формированию готовности одобрить и принять эту инновацию.

2. Портфолио требует больше времени для реализации.


В процессе своей деятельности я столкнулась с некоторыми проблемами:

1. У обучающихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать собственный материал и опыт.

2. Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.


Но вместе с тем, портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки, показывает возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете формирует новое поколение самого процесса обучения.




Литература


  1. Новикова Т.Г. Построение различных портфолио. Методист. 2005 № 3.

  2. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «потрфолио»: Федеральные рекомендации и местный опыт. Директор школы 2004 № 7.

  3. Пейн С.Дж. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся. Директор школы 2000 № 1.

  4. Журнал «Завуч школы».

Емельянова. Технологические карты для отслеживания качества обученности учащихся начальных классов. 2003 № 1.

Выступление на районном методическом объединении кл. руководителей "Портфолио – как форма мониторинга развития школьника"
  • Начальные классы
Описание:

       Портфолио – это способ фиксирования,  накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Основной целью является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

1.поддерживать учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность;

2.расширять возможности обучения;

3.развивать навыки рефлексивности и оценочной деятельности учащихся;

 

4.формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. 

Автор Хлопкова Марина Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 479
Номер материала 44107
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓