Работа с одаренными детьми
Каждый ребёнок талантлив по-своему.
Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные
природой в каждом человек и дать им прорасти.
Исходя
из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний
и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический
коллектив Лицея №2 ориентирован на работу с детьми, имеющими интеллектуальные
и творческие способности, имеющими положительную мотивацию к учению и
творчеству.
«Творческая
личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески»,
«проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются
показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных
критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к
творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости,
таланта, гения.
Заниматься с одарёнными детьми
необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов
ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание
условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий
момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении
которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей,
является одним из главных направлений школы.
Кто же они – одарённые дети? Одарённые
дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими
уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как
правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Хотя, по моему
мнению, если каждому ребенку с самого раннего детства предоставлять множество
возможностей для саморазвития, он рано или поздно одаренность свою обнаружит.
Все согласятся, что
одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их
непохожими на других, обычных детей. Существуют признаки одарённости:
одарённый ребёнок
– это всегда творческая личность;
его
интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и
приближены к показателям взрослых;
одарённый ребёнок
небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;
они весьма и
весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без
исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;
интересуются всем
необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать
ответ, они хотят знать, один ли он;
они чрезвычайно
требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно
требовательны к себе;
одарённые дети
проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным,
очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие,
хотя и необходимые предметы.
Безусловно,
одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования,
однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас,
у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?
Во-первых,
ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со
сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в
среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального
развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают
пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой
ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен
прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют
способности такого ребёнка.
В
учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на
дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению
образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
подготовка
презентаций (по русскому языку и литературе);
создание и защита
проектов по теме исследования;
организация в
сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
организация
образовательной коммуникации в групповой деятельности.
Во
внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к
углублённому изучению русского языка и литературы. Целью этой деятельности
является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения
творческого наследия великих писателей и поэтов, на основе посещения
творческих вечеров городской литературной студии «Родники»; формирование
личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную
позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара(дети
сами сочиняют поэтические произведения, которые позже печатаются в районных
газетах и поэтических сборниках литературной студии «Родники»); развитие
эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»;
стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры;
формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных
ситуациях.
На
протяжении нескольких лет моя тема по самообразованию связана с развитием речи,
так как, к сожалению, многим ученикам мешает именно неразвитость речи. Это и
словарная работа, и выразительность речи, и происхождение слов, и тексты
различных жанров. Это значительно помогает ученикам совершенствовать свою речь.
Выделилась группа учеников, заинтересовавшаяся этимологий слов. А одна из
учениц выбрала тему, связанную с происхождением слов и их употреблением в речи,
и сейчас работает над рефератом по данному вопросу. Другой ученик работал над
проектом «Диалектные слова и фольклор в произведениях Н.В.Гоголя. Другую группу
учеников заинтересовала речь их сверстников и других учеников школы. На протяжении
определённого времени они записывают так называемые слова-«паразиты», хотят
создать проект «Зачем мы так говорим», сопроводив его презентацией. Причём к
жаргонным словечкам школьников они дают перевод, а затем и общеупотребительные
слова.
На
уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и
сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается
только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой.
Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая
группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. И начиная с
прошлого года, анализируя наиболее удачные работы, мы смотрим
видеосопровождение. Причём это не картинки из интернета. Это фотографии,
сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы
нашего города и его окрестностей.
Работая над
различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких
произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром,
равняются на эти произведения. Говоря о культуре ведения диалогов, группа
детей, причём разного возраста, предложила инсценировать отрывок из
произведений Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они
проявили инициативу в том, что главное в ходе инсценирования – речь и язык
героев. Надо признать, что в этом действии очень успешно участвовали ученики от
шестого класса до восьмого. А «режиссёрами» выступили ученики восьмого класса.
Одной
из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому
языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые
дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к
уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, составляют интересные
кроссворды.
Уделяя
особое внимание развитию речи обучающихся, я получила уже некоторые результаты.
Ранее при изучении лирических произведений дети обращали внимание на
содержание, форму. А сейчас всё чаще и чаще наиболее подготовленные,
талантливые дети обращают внимание на язык произведений, при их чтении
обращаются к словарям, разграничивают устаревшие слова, диалекты, неологизмы.
При выполнении сочинений-рецензий передают свои впечатления, эстетические
чувства, показывают языковые способности и умение анализировать и судить. Они
принимают участие в выпуске стенных газет, создавая сложные и выразительные по
языку статьи. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим
качеством – желанием жить в ученике.
Проблема
работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного
российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что
значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат
по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе
должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
Школа
должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность
ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного
образования.
Именно поэтому так
важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми не
только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Жизнь
требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся
условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому так важно:
- выявлять и
развивать детскую одаренность , осуществлять поддержку детей в соответствии с
их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширять
возможности для участия способных и одарённых школьников в разных формах
творческой деятельности.
Для
этого в лицее используются различные формы работы с одаренными учащимися:
• групповые занятия
с одаренными учащимися;
• факультативы;
• предметные кружки;
• конкурсы;
• участие в
олимпиадах;
• работа по
индивидуальным планам;
• интеллектуальные
марафоны и мероприятия
Как показывает практика,
наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком –
индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Следует принять во внимание следующие рекомендации учителям,
работающим с одаренными детьми:
Учителю-предметнику
в работе необходимо:
1. Составить план
занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности
(гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.),
психические особенности ребенка.
2. Определить темы
консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3. Выбрать форму
отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки
времени.
4. Ребенку
предоставить:
название темы.
план изучения темы
основные вопросы
понятия и термины,
которые он должен усвоить
практические работы
список необходимой
литературы
формы контроля
задания для
самопроверки
5. Для анализа результатов работы оформить
таблицу:
Предмет: _____________________________
Ф.И.
учащегося
|
Дата и время консультации
|
Рассматри-ваемые вопросы
|
Время работы с темой по прог - ме
|
Фактически затраченное время
|
Доп.вопросы,
не преду-
смотренные прог - мой
|
Невыясненные вопросы
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и
чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое
и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
В работе с одаренными детьми педагоги лицея
ставят целью создание оптимальных педагогических условий для гармоничного развития
одарённых детей и их творческой самореализации.
Модернизация образования РФ – это долгосрочный
комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических
инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно развивающееся
информационное общество запрашивает выпускника мобильного,
инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и
самостоятельно. Лицей №2 г.Ступино – многопрофильное образовательное
учреждение с углубленным изучением математики и физики. Качественное
образование – главное, что дает школа своим выпускникам в течение 50 лет. Лицей
имеет уникальный опыт создания профильных классов. В лицее созданы
физико-математический класс, профильные экономические, гуманитарные классы
Для достижения поставленной цели работа
ведется по следующим направлениям:
·
изучение понятия одаренности и совершенствование
методов выявления одаренности;
·
создание и совершенствование условий для
выявления, развития и самореализации одаренных детей;
·
формирование устойчивой системы работы с
одаренными детьми в рамках образовательного пространства лицея;
·
осуществление контроля и управление развитием
одаренных детей.
Говоря о работе с одаренными детьми в лицее,
имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих
и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями.
Одаренные дети – ценная часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.
Одаренные дети представляют собой потенциал российского общества, от них
зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. Работа с
такими детьми очень сложна, во многом ведется интуитивно, с трудом поддается
систематизации. Работа по изучению и выявлению одаренности учащихся традиционно
является приоритетным направлением деятельности в лицее.
За 50-летний опыт работы в лицее создана
эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение
стратегической цели развития лицея. Основная идея данной системы состоит в
поступенчатом выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в
образовательной деятельности лицея. В данной системе работа проводится на
различных уровнях.
Уровень 1. Работа
над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100%
учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается
на уроках. Учителя лицея на своих уроках не только закладывают базовые знания
по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской
одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных
технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального
подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации
работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для
формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал
индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной
сложности.
Уровень 2. Работа
над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов,
проектов и соревнований . Задействовано более 60% учащихся.
Чаще всего одаренность учащихся в конкретной
предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и
дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто
высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное
признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации
учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув
определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия
по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.
Уровень 3.
Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных
курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий,
творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 40% учащихся.
В рамках внеурочной деятельности в лицее
работают творческие и научно-исследовательские лаборатории, научное общество
учащихся, в рамках работы которых дополнительные занятия проводятся в малых
группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.
Уровень 4 .
Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся.
Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в
интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный
контакт с учителем. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель
зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы
занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат
и далеко не всегда приводит к измеримому результату.
На любом уровне работа ведется исключительно
основываясь на интересе и желании обучающегося развиваться в интересном для
него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является
мотивация учащихся.
Очень важным моментом в работе с одаренными
детьми является методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса:
Учебные планы
Учебники, методическая литература
Дидактические, раздаточные материалы
Наглядные пособия
Компакт-диски по предметам
Компьютерные учебные программы
Работая с одаренными
детьми, учитель обязательно должен следовать определенным принципам работы
с одарёнными детьми:
-
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся –
высший уровень).
- Принцип
опережающего обучения.
- Принцип
разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
- Возрастание
роли внеурочной деятельности.
- Принцип
развивающего обучения.
- Внедрение
новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Кроме
того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие
родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при
условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо
учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог
проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается
в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает,
гибнет и пропадает навсегда.
План работы с одаренными детьми на 2012-2013
учебный год.
Основные мероприятия
|
Сроки проведения
|
Участники
|
Туры школьных олимпиад
|
|
|
Участие во всевозможных конкурсах творческого направления: конкуры
чтецов, сочинений
|
|
|
Привлечение детей к участию в кружковой работе
|
|
|
Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.
|
|
|
Участие в районных, всероссийских и международных проектах различных
направлений и уровней.
|
|
|
Подбор заданий повышенного уровня сложности.
|
|
|
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №2
Работа с одаренными детьми
Учитель русского языка и литературы:
Нежинская Марина Викторовна
Г.Ступино
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.