Главная / Русский язык и литература / Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".

Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".

Работа с одаренными детьми

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человек и дать им прорасти.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив Лицея №2 ориентирован на работу с детьми, имеющими интеллектуальные и творческие способности, имеющими положительную мотивацию к учению и творчеству.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений школы.

Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Хотя, по моему мнению, если каждому ребенку с самого раннего детства предоставлять множество возможностей для саморазвития, он рано или поздно одаренность свою обнаружит.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Существуют признаки одарённости:

 одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;

 его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых;

 одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;

 они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;

 интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;

 они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;

 одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?

Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка.

В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:

 подготовка презентаций (по русскому языку и литературе);

 создание и защита проектов по теме исследования;

 организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

 организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.

Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка и литературы. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов, на основе посещения творческих вечеров городской литературной студии «Родники»; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара(дети сами сочиняют поэтические произведения, которые позже печатаются в районных газетах и поэтических сборниках литературной студии «Родники»); развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях.

На протяжении нескольких лет моя тема по самообразованию связана с развитием речи, так как, к сожалению, многим ученикам мешает именно неразвитость речи. Это и словарная работа, и выразительность речи, и происхождение слов, и тексты различных жанров. Это значительно помогает ученикам совершенствовать свою речь. Выделилась группа учеников, заинтересовавшаяся этимологий слов. А одна из учениц выбрала тему, связанную с происхождением слов и их употреблением в речи, и сейчас работает над рефератом по данному вопросу. Другой ученик работал над проектом «Диалектные слова и фольклор в произведениях Н.В.Гоголя. Другую группу учеников заинтересовала речь их сверстников и других учеников школы. На протяжении определённого времени они записывают так называемые слова-«паразиты», хотят создать проект «Зачем мы так говорим», сопроводив его презентацией. Причём к жаргонным словечкам школьников они дают перевод, а затем и общеупотребительные слова.

На уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой. Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. И начиная с прошлого года, анализируя наиболее удачные работы, мы смотрим видеосопровождение. Причём это не картинки из интернета. Это фотографии, сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы нашего города и его окрестностей.

Работая над различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром, равняются на эти произведения. Говоря о культуре ведения диалогов, группа детей, причём разного возраста, предложила инсценировать отрывок из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они проявили инициативу в том, что главное в ходе инсценирования – речь и язык героев. Надо признать, что в этом действии очень успешно участвовали ученики от шестого класса до восьмого. А «режиссёрами» выступили ученики восьмого класса.

Одной из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, составляют интересные кроссворды.

Уделяя особое внимание развитию речи обучающихся, я получила уже некоторые результаты. Ранее при изучении лирических произведений дети обращали внимание на содержание, форму. А сейчас всё чаще и чаще наиболее подготовленные, талантливые дети обращают внимание на язык произведений, при их чтении обращаются к словарям, разграничивают устаревшие слова, диалекты, неологизмы. При выполнении сочинений-рецензий передают свои впечатления, эстетические чувства, показывают языковые способности и умение анализировать и судить. Они принимают участие в выпуске стенных газет, создавая сложные и выразительные по языку статьи. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Поэтому так важно:

- выявлять и развивать детскую одаренность , осуществлять поддержку детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

- расширять возможности для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности.

Для этого в лицее используются различные формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• предметные кружки;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• интеллектуальные марафоны и мероприятия


Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Следует принять во внимание следующие рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми:

Учителю-предметнику в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить:

название темы.

план изучения темы

основные вопросы

понятия и термины, которые он должен усвоить

практические работы

список необходимой литературы

формы контроля

задания для самопроверки

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

Предмет: _____________________________



Ф.И.

учащегося

Дата и время консультации

Рассматри-ваемые вопросы

Время работы с темой по прог - ме

Фактически затраченное время

Доп.вопросы,

не преду-

смотренные прог - мой

Невыясненные вопросы










6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

В работе с одаренными детьми педагоги лицея ставят целью создание оптимальных педагогических условий для гармоничного развития одарённых детей и их творческой самореализации.

Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Лицей №2 г.Ступино – многопрофильное образовательное учреждение с углубленным изучением математики и физики. Качественное образование – главное, что дает школа своим выпускникам в течение 50 лет. Лицей имеет уникальный опыт создания профильных классов. В лицее созданы физико-математический класс, профильные экономические, гуманитарные классы

Для достижения поставленной цели работа ведется по следующим направлениям:

  • изучение понятия одаренности и совершенствование методов выявления одаренности;

  • создание и совершенствование условий для выявления, развития и самореализации одаренных детей;

  • формирование устойчивой системы работы с одаренными детьми в рамках образовательного пространства лицея;

  • осуществление контроля и управление развитием одаренных детей.

Говоря о работе с одаренными детьми в лицее, имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями. Одаренные дети – ценная часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. Работа с такими детьми очень сложна, во многом ведется интуитивно, с трудом поддается систематизации. Работа по изучению и выявлению одаренности учащихся традиционно является приоритетным направлением деятельности в лицее.

За 50-летний опыт работы в лицее создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития лицея. Основная идея данной системы состоит в поступенчатом выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности лицея. В данной системе работа проводится на различных уровнях.

Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.

Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя лицея на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований . Задействовано более 60% учащихся.

Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

Уровень 3. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 40% учащихся.

В рамках внеурочной деятельности в лицее работают творческие и научно-исследовательские лаборатории, научное общество учащихся, в рамках работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.

Уровень 4 . Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.

На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе и желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.

Очень важным моментом в работе с одаренными детьми является методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса:

Учебные планы

Учебники, методическая литература

Дидактические, раздаточные материалы

Наглядные пособия

Компакт-диски по предметам

Компьютерные учебные программы

Работая с одаренными детьми, учитель обязательно должен следовать определенным принципам работы с одарёнными детьми:

- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

- Принцип опережающего обучения.

- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

- Возрастание роли внеурочной деятельности.

- Принцип развивающего обучения.

- Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.


Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.








План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год.

Основные мероприятия

Сроки проведения

Участники

Туры школьных олимпиад



Участие во всевозможных конкурсах творческого направления: конкуры чтецов, сочинений



Привлечение детей к участию в кружковой работе



Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.



Участие в районных, всероссийских и международных проектах различных направлений и уровней.



Подбор заданий повышенного уровня сложности.







































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2













Работа с одаренными детьми









Учитель русского языка и литературы:

Нежинская Марина Викторовна









Г.Ступино

Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".
  • Русский язык и литература
Описание:

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человек и дать им прорасти.

                 Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований  к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив Лицея №2 ориентирован на работу с детьми, имеющими интеллектуальные  и творческие способности, имеющими положительную мотивацию к учению и творчеству.

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. 

Автор Нежинская Марина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1948
Номер материала 27893
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы