Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыВыступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".

Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми".

Скачать материал

Работа с одаренными детьми

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человек и дать им прорасти.

                 Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований  к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив Лицея №2 ориентирован на работу с детьми, имеющими интеллектуальные  и творческие способности, имеющими положительную мотивацию к учению и творчеству.

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Заниматься  с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений школы.

 Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Хотя, по моему мнению, если каждому ребенку с самого раннего детства предоставлять множество возможностей для саморазвития, он рано или поздно одаренность свою обнаружит.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей.     Существуют признаки одарённости:

  одарённый ребёнок – это всегда творческая личность;

  его интеллектуальные показатели на порядок выше показателей его сверстников и приближены к показателям взрослых;

  одарённый ребёнок небанален, он поражает окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов;

  они весьма и весьма любознательны (не путать с любопытством, свойственным всем детям без исключения), они разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать;

  интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он;

  они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе;

  одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.

 Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом?

              Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка.

             В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:

  подготовка презентаций  (по русскому языку и литературе);

  создание и защита проектов по теме исследования;

  организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;

  организация образовательной коммуникации в групповой деятельности.

              Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка и литературы. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов, на основе посещения творческих  вечеров городской литературной студии «Родники»; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара(дети сами сочиняют поэтические произведения, которые позже печатаются в районных газетах и поэтических сборниках литературной студии «Родники»); развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях.

                   На протяжении нескольких лет моя тема по самообразованию связана с развитием речи, так как, к сожалению, многим ученикам мешает именно неразвитость речи. Это и словарная работа, и выразительность речи, и происхождение слов, и тексты различных жанров. Это значительно помогает ученикам совершенствовать свою речь. Выделилась группа учеников, заинтересовавшаяся этимологий слов. А одна из учениц выбрала тему, связанную с происхождением слов и их употреблением в речи, и сейчас работает над рефератом по данному вопросу. Другой ученик работал над проектом «Диалектные слова и фольклор в произведениях Н.В.Гоголя. Другую группу учеников заинтересовала речь их сверстников и других учеников школы. На протяжении определённого времени они записывают так называемые слова-«паразиты», хотят создать проект «Зачем мы так говорим», сопроводив его презентацией. Причём к жаргонным словечкам школьников они дают перевод, а затем и общеупотребительные слова.

                  На уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой. Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. И начиная с прошлого года, анализируя наиболее удачные работы, мы смотрим видеосопровождение. Причём это не картинки из интернета. Это фотографии, сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы нашего города и его окрестностей.

 Работая над различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром, равняются на эти произведения. Говоря о культуре ведения диалогов, группа детей, причём разного возраста, предложила инсценировать отрывок из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они проявили инициативу в том, что главное в ходе инсценирования – речь и язык героев. Надо признать, что в этом действии очень успешно участвовали ученики от шестого класса до восьмого. А «режиссёрами» выступили ученики восьмого класса.

               Одной из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, составляют интересные кроссворды.

              Уделяя особое внимание развитию речи обучающихся, я получила уже некоторые результаты. Ранее при изучении лирических произведений дети обращали внимание на содержание, форму. А сейчас всё чаще и чаще наиболее подготовленные, талантливые дети обращают внимание на язык произведений, при их чтении обращаются к словарям, разграничивают устаревшие слова, диалекты, неологизмы. При выполнении сочинений-рецензий передают свои впечатления, эстетические чувства, показывают языковые способности и умение анализировать и судить. Они принимают участие в выпуске стенных газет, создавая сложные и выразительные по языку статьи. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике.

              Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?   Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.   В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

               Школа должна давать современное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми не только на уроках, но и  в системе дополнительного образования.

                 Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного.  Поэтому так важно:

 - выявлять  и развивать детскую одаренность , осуществлять поддержку детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

- расширять возможности для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности.

                   Для этого в лицее используются различные формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• факультативы;

• предметные кружки;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

•  интеллектуальные марафоны и мероприятия

 

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Следует принять во внимание следующие      рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми:

 Учителю-предметнику в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

4. Ребенку предоставить:

название темы.

план изучения темы

основные вопросы

понятия и термины, которые он должен усвоить

практические работы

список необходимой литературы

формы контроля

задания для самопроверки

5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:

Предмет: _____________________________

 

Ф.И.

учащегося

Дата и время консультации

Рассматри-ваемые вопросы

Время работы с темой по прог - ме

Фактически  затраченное время  

Доп.вопросы,

не преду-

смотренные прог - мой

Невыясненные вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

В работе с одаренными детьми педагоги лицея ставят целью создание оптимальных педагогических условий для гармоничного развития одарённых детей  и их творческой самореализации.

Модернизация образования РФ – это долгосрочный комплексный проект, в основе которого лежит реализация педагогических инноваций. Последние продиктованы реалиями времени – стремительно развивающееся информационное общество запрашивает выпускника мобильного, инновационно-мыслящего, способного эффективно работать в команде и самостоятельно. Лицей №2  г.Ступино – многопрофильное образовательное учреждение с углубленным изучением математики и физики. Качественное образование – главное, что дает школа своим выпускникам в течение 50 лет. Лицей имеет уникальный опыт создания профильных классов. В лицее созданы физико-математический класс, профильные экономические, гуманитарные классы

Для достижения поставленной цели работа ведется по следующим направлениям:

·         изучение понятия одаренности и совершенствование методов выявления одаренности;

·         создание и совершенствование условий  для выявления, развития и самореализации одаренных детей;

·         формирование устойчивой системы работы  с одаренными детьми в рамках образовательного пространства лицея;

·         осуществление контроля и управление  развитием одаренных детей.

Говоря о работе с одаренными детьми в лицее, имеются в виду дети с повышенным уровнем развития интеллектуальных, творческих и социально-личностных способностей, а также дети со скрытыми возможностями. Одаренные дети – ценная  часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем. Работа с такими детьми очень сложна, во многом ведется интуитивно, с трудом поддается систематизации. Работа по изучению и выявлению одаренности учащихся традиционно является приоритетным направлением деятельности в лицее.

За 50-летний опыт работы в лицее создана эффективная система работы с одаренными детьми, которая работает на достижение стратегической цели развития лицея. Основная идея данной системы состоит в поступенчатом выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности лицея.  В данной системе работа проводится на различных уровнях.

Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.

Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учителя лицея на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создают условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.

Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках школьных конкурсов, проектов и соревнований . Задействовано более 60% учащихся.

Чаще всего одаренность учащихся в конкретной предметной области, подкрепленная индивидуальным подходом на уроках и дополнительными предметными знаниями, выявляется в виде призовых мест и просто высоких результатах на различных конкурсах и олимпиадах. Это формальное признание высоких результатов является важным фактором формирования мотивации учащихся к дальнейшему развитию собственных способностей. Достигнув определенного успеха, ученик с большим желанием посещает дополнительные занятия по предмету, занимается самостоятельно, стремится к дальнейшим успехам.

Уровень 3.  Развитие одаренности учащихся в малых группах  в рамках работы элективных курсов, практикумов, творческих и научно-исследовательских лабораторий, творческих студий, проектной деятельности. Задействовано до 40% учащихся.

В рамках внеурочной деятельности в лицее работают творческие и научно-исследовательские лаборатории, научное общество учащихся, в рамках работы которых дополнительные занятия проводятся в малых группах учащихся, что является важным условием для развития одаренности.

Уровень 4 . Индивидуальная работа  с одаренными учащимися. Задействовано до 10% учащихся. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем. Организуя индивидуальную работу с учащимися, учитель зачастую действует интуитивно и даже, возможно, бессистемно. Данный вид работы занимает много времени, требует больших эмоциональных и профессиональных затрат и далеко не всегда приводит к измеримому результату.

На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе и желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация  учащихся.

Очень важным моментом в работе с одаренными детьми  является методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса:

Учебные планы

Учебники, методическая литература

Дидактические, раздаточные материалы

Наглядные пособия

Компакт-диски по предметам

Компьютерные учебные программы

Работая с одаренными детьми, учитель обязательно должен  следовать определенным принципам работы с одарёнными детьми:

  -      Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).

-     Принцип опережающего обучения.

-      Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

-      Возрастание роли внеурочной деятельности.

-      Принцип развивающего обучения.

-      Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

 

            Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.

 

 

 

 

 

 

План работы с одаренными детьми на  2012-2013 учебный год.

Основные мероприятия

Сроки проведения

Участники

Туры школьных олимпиад

 

 

Участие во всевозможных конкурсах творческого направления: конкуры чтецов, сочинений

 

 

Привлечение детей к участию в кружковой работе

 

 

Библиотечные уроки. Как работать с научной литературой.

 

 

Участие в районных, всероссийских и международных проектах различных направлений и уровней.

 

 

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2

 

 

 

 

 

 

Работа с одаренными детьми

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы:

                                                                   Нежинская Марина Викторовна

 

 

 

 

Г.Ступино

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Выступление на педсовете "Работа с одаренными детьми"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный бухгалтер

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человек и дать им прорасти.

                 Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований  к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры учащихся, педагогический коллектив Лицея №2 ориентирован на работу с детьми, имеющими интеллектуальные  и творческие способности, имеющими положительную мотивацию к учению и творчеству.

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 617 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 998
    • DOCX 28.5 кбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нежинская Марина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нежинская Марина Викторовна
    Нежинская Марина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 46715
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Информационная интоксикация: методы исцеления

Перейти к трансляции