Главная / Начальные классы / Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.

Организация внеурочной деятельности младших школьников
Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учи...
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
 Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  ос...
Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я дела...
Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная дея...
Педагог – тьютор 	 учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им ...
Принципы организации внеурочной деятельности
Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и поним...
Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познават...
Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«с...
Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций....
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1 из 13

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация внеурочной деятельности младших школьников
Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности младших школьников

№ слайда 2 Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учител
Описание слайда:

Современные требования к школе и учителю Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

№ слайда 3 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
Описание слайда:

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

№ слайда 4  Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  осуще
Описание слайда:

 Работа по привлечению обучающихся 1-4 классов во внеурочную деятельность  осуществляется через посещение кружков

№ слайда 5 Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю –
Описание слайда:

Китайская мудрость гласит: Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю. Между обучением и психическим развитием стоит деятельность

№ слайда 6 Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная деятел
Описание слайда:

Это не классно-урочные занятия (игровая форма, метод полилога, проектная деятельность, ИКТ ). ОТЛИЧИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ слайда 7 Педагог – тьютор 	 учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им пед
Описание слайда:

Педагог – тьютор учит учиться, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к познанию, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления.

№ слайда 8 Принципы организации внеурочной деятельности
Описание слайда:

Принципы организации внеурочной деятельности

№ слайда 9 Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и понимает
Описание слайда:

Уровни результатов внеурочной деятельности 1 уровень: школьник знает и понимает…; 2 уровень: школьник ценит …; 3 уровень: школьник самостоятельно действует…

№ слайда 10 Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познаватель
Описание слайда:

Практика достижения результатов Вид Формы 1. Игровая Ролевая игра 2. Познавательная Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 3. Проблемно-ценностное общение Этическая беседа 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, выставки. 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества. 6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность) Социальная проба(инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми). 7. Трудовая (производственная) деятельность конструирование 8. Спортивно-оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 9. Туристско-краеведческая деятельность Образовательная экскурсия

№ слайда 11 Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«слия
Описание слайда:

Эффекты внеурочной деятельности -появление детско-подростковой общности; -«слияние» внеурочной и воспитательной деятельности; - принцип интеграции внеурочной и урочной деятельности; -становится приоритетным системно-деятельностный подход.

№ слайда 12 Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций. 2.
Описание слайда:

Базовые образовательные технологии 1.Обучение на основе проблемных ситуаций. 2. Проектная деятельность. 3. Уровневая дифференциация. 4. Информационно-коммуникативные технологии. 5. Интерактивные технологии.

№ слайда 13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выступление на педсовете "Организация внеурочной деятельности младших школьников на основе системно-деятельностного подхода.
  • Начальные классы
Описание:

    Воспитание в школе - это не специальные разовые мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению ме­роприятий и фактически отделено от содержания деятельнос­ти ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников. Это приводит к снижению жизненного потенциала ребёнка, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям».

     Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте начального общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внима­ние, определено пространство и время в образовательном процессе.

     Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

     Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

     В нашей школе внеурочная деятельность состоит из 5 направлений, представленных программами.

 

№ п/п

Название модуля

 Количество часов в неделю

1.Спортивно-оздоровительное направление

1.1.

Программа курса «Мир танцев»

1

1.2.

Программа курса «Спортландия»

1

2.Общекультурное направление

2.1.

Программа курса «Весёлые нотки»

1,5

2.2.

Программа курса «Страна Этикета»

0,5

                                     3.Духовно-нравственное направление

3.1.

Программа курса «Уроки нравственности»

1

3.2

Программа курса «Игровая психотерапия»

1

4.Социальное направление

4.1.

Программа курса «Оч.умелые ручки»

1

4.2

Программа курса «Мои первые проекты

1

                 5.Общеинтеллектуальное направление

5.1.

Программа курса «Занимательная грамматика»

1

5.2

 Программа курса  «В гостях у сказки»

1

 

1. Спортивно-оздоровительное направление. Оно представлено в нашей школе кружками «Мир танцев» и «Спортландия». Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, получение теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность младшего школьника, от степени удовлетворения которой зависит его здоровье и общее развитие.

2. Общекультурное направление представлено кружками «Весёлые нотки» и  «Страна этикета» . Их целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги  осуществляет свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

 3. Общеинтеллектуальное  направление представлено кружками «Занимательная грамматика» и «В гостях у сказки». Программы данных курсов позволяют показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения курсов школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию

4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружках «Уроки нравственности» и «Игровая психотерапия». Программа данного кружка определяет содержание, основные пути развития, становления личности. Работа проводится в форме бесед, сообщений, экскурсий, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Социальное направление представлено кружками «Оч.умелые ручки» и «Мои первые проекты».  Ведущей идеей программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

     Формы организации занятий данных кружков разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью.

  При организации внеурочной деятельности школьни­ков педагогу необходимо понимать различие между результатами и эф­фектами этой деятельности. В сфере школьного воспитания имеет мес­то серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». При­вычны утверждения, что результатом воспитательной деятель­ности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит не только от усилий педагогов, но и от его собственных усилий, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. разви­тие личности ребёнка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов. Тогда в чём же результат воспитательной деятельности педагога? Невнятность понимания самими учителями результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять эти результаты обществу, рождает общественное сомнение и не­доверие к педагогической деятельности.

         Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только пре­одолел сложности (фактический результат), но и приоб­рёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочув­ствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

Эффект — это послед­ствие результата. Например, приобретённое знание, пережи­тые чувства и отношения, совершенные действия развили че­ловека как личность, способствовали формированию его компетентности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятель­ности -  непосредственное приобре­тение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие не­различения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической дея­тельности.  Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно пока­зывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давле­ние с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит ре­зультаты своей работы прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необхо­димости добиваться воспитательного результата.  Но в любом воспитательном эффекте он должен уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие первоклассника со своими учителями как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации не будет вызывать доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни. Об этом мы, педагоги часто говорим родителям.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура) отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея­тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич­ность в её страновом, этническом, тендерном и других ас­пектах.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Пе­дагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить исполь­зуемыми формами внеурочной деятельности достижение ре­бенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллекти­ва, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприят­ную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность вы­хода в пространство общественного действия (т. е. достиже­ние третьего уровня результатов). Такой выход для учени­ка начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной со­циальной ситуации конфликтность и неопределённость долж­ны быть в известной степени ограниченны.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятель­ности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельнос­ти соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структур­но близких форм).

Первый уровень результатов может быть достигнут относи­тельно простыми формами, второй уровень — более сложны­ми, третий уровень — самыми сложными формами внеуроч­ной деятельности.

Практически невозможно достигнуть результата вто­рого и тем более третьего уровня формами, соответствующи­ми первому уровню результатов. В то же время в формах, на­целенных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно пони­мать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности. Пе­дагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

  • разрабатывать  образовательные  программы  внеуроч­ной   деятельности   с   чётким   и   внятным   представлением о результате;
  • подбирать такие формы внеурочной деятельности, кото­рые гарантируют достижение результата определённого уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уров­ня к результатам другого;
  • диагностировать результативность и эффективность вне­ урочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.).

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

  • реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
  • включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

Воспитательные  результаты внеурочной деятельности школьников

  1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь

   2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь

  3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Базовые образовательные технологии (в рамках реализации СДП):

1.Обучение на основе проблемных ситуаций.

2. Проектная деятельность.

3. Уровневая дифференциация.

4. Информационно-коммуникативные технологии.

5. Интерактивные технологии.

 

Выявленные проблемы:

1. Дефицит программ, адекватных задачам и возрасту учащихся.

2. Отсутствие понимания у части педагогов взамимосвязи между результатом и формами проведения внеурочной деятельности.

3. Недостаточное материально-техническое обеспечение.

4. Слабая мобильность детей.

5. Большая наполняемость групп на кружках.

Автор Идрисова Алиме Асановна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1239
Номер материала 18502
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓