Главная / Другое / Выступление на педсовете "Комфортная школа"

Выступление на педсовете "Комфортная школа"

Выступление на педсовете по теме «Комфортный урок»





- «Комфортный урок» - так называется тема Вашего выступления на педсовете, сказала мне завуч Ирина Леонидовна.

Поручение получено – его надо выполнять! Я задумалась, а что я понимаю под выражением «комфортный урок»? В этимологическом словаре Н. М. Шанского слово «комфорт» означает «поддержка, укрепление». С. И. Ожегов трактует это слово, как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Таким образом, одной из актуальных практических задач учителя является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных, инновационных технологий.

В первую очередь учителю нужно понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии и что нельзя развиваться, ничего не меняя, в том числе и в себе.

Важную роль здесь играют уровень подготовки и профессиональное мастерство учителя.

Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке.

Для этого необходимо продумывать весь урок в данном аспекте от первой до последней минутки.

Обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет интересно. Поэтому для учителя очень важно подобрать такие формы работы, чтобы максимальное число учеников было заинтересованно процессом обучения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» - эти незатейливые слова детской песенки должны стать призывом к современному учителю. (Прослушиваем песеню)

Использование игровых моментов, практических задач, проведения занятий в ярких нестандартных формах – всё это позволяет гарантировать внимание учеников на протяжении всего времени. Важно не забывать, что нестандартность не должна затмевать дидактические цели, а напротив должна способствовать их реализации.

А как понять комфортно было детям на уроке или нет? В жизни каждого учителя (я уверена неоднократно) после его слов: «А сейчас запишем домашнее задание?», он слышал возгласы учеников: «А что, уже звонок?» Значит, это был комфортный урок! Ученикам на нем было легко, весело, понятно, интересно, вот и пролетело время урока незаметно! Далеко не все свои уроки я могу назвать комфортными, но стремлюсь исправить ситуацию.

Примеры комфортных уроков.

Природоведение 5 класс первый урок, тема «Что изучает природоведение?» В учебнике материал на одну страничку. Чем занять детей? Как в игровой, развлекательной, познавательной форме донести до ребят, что мы будем изучать, в чем отличие между живыми объектами и явлениями, какие растения, животные и физические явления нам известны? Одним из элементов урока использую игру-презентацию «Колесо фортуны». Давайте поиграем! (Демонстрация игры) hello_html_m232440d5.gif

Много ли времени у меня ушло на подготовку к этому уроку? Да, в общей сложности часов 6. Но в конце урока я услышала заветные слова: а что, уже звонок? И когда ребята рассказали своему первому учителю, что им очень понравился урок природоведение, я поняла, что мои труды не пропали даром. А эту разработку я буду использовать в дальнейшем.

Биология 7 класс тема урока: «Общая характеристика царства Растения». Подготовила презентацию под кодовым названием «Встреча с инопланетянами».

hello_html_m1b0e1834.gifНо здесь не она сыграла главную роль, а исследовательская работа, которую проводили ребята, используя не только материал учебника, но и дополнительную литературу (справочники, энциклопедии, которые принесли на урок). И опять звучат слова: «А, что уже звонок?»

Химия 8 класс тема урока: «Вода. Растворы».

hello_html_m2defd4ad.gifКазалось бы, незатейливая песенка, а какая мотивация для изучения данной темы. На следующий год я давала ребятам опережающие задания: подготовить высказывания, стихи, загадки о любимом времени года. Сопровождая их сообщения картинами и звуковыми эффектами. Времени на это уходит много, минут 10, но учащиеся уже вовлечены в процесс обучения, им интересно, они не отвлекаются, самостоятельно находят ответы, делают выводы и вдруг … звонок! Как, урок уже закончился? – удивляются ученики.

Можно ли обойтись без презентаций и провести комфортный урок? Не знаю. Я не представляю свои уроки без ТСО. Тем более, что есть даже готовые уроки.

Биология 8 класс «Строение и функции головного мозга» - объемная, сложная тема. Как сделать этот урок комфортным? Для начала уменьшим время по проверке домашнего задания. Для этого использую компьютерные технологии: схему строения спинного мозга и тест. Пока два ученика выполняют данные задания, провожу фронтальный опрос по вопросам к параграфу. Из личного опыта скажу – на все это уходит 6-7 минут + 3 минуты на орг.момент, итого на изучение новой темы и закрепление остается 35 минут! Изучение новой темы начинаем с рассмотрения модели головного мозга человека. Здесь важно дать потрогать каждому (без тактильных ощущений никуда!). Рассмотрели и отделы головного мозга, сегодня разбираем ствол головного мозга, состоящий из продолговатого мозга, моста, среднего и промежуточного мозга. Наибольшую сложность вызывает понятие «ретикулярная формация». Из чего состоит поняли, а функции непонятны. Смотрим анимационный сюжет. (Демонстрация анимации)

Докажем, что глотательный рефлекс (безусловный рефлекс продолговатого мозга) не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса. Опыт №1: по команде в быстром темпе сделайте подряд несколько глотательных движений. При отсутствии слюны сделать глотальное движение невозможно.

Пронаблюдаем координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком. Опыт №2: закройте глаза, протяните руки вперед с вытянутым указательным пальцем. Дотронемся до носа. Отметим, движение происходит быстро и плавно, хотя в нем принимает участие более 30 мышц.

Подобных опытов на данном уроке проводится еще четыре. Таким образом, был легко и доступно представлен весьма сложный материал. Ученики здесь были не простыми слушателями, а участниками процесса, им было комфортно на уроке и на следующем уроке они очень хорошо отвечали.

Созданию интересного, а следовательно комфортного урока способствуют использование всевозможных моделей, дидактического материала. Когда ученики сами принимают участие в изучении нового материала, а не являются простыми слушателями – вот тогда им интересно, весело и комфортно.

Расскажу еще об одном уроке биологии в 8 классе по теме: «Анализаторы. Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние и вкус». Вспомнили, какие органы чувств им известны. Попробовали определить самый главный. Мнения разделились. Предлагаю провести несколько экспериментов. 1 – определите, в каком сосуде находится раствор йода. Визуально это сделать не смогли. Пришлось привлечь обоняние. Вывод: одного органа чувств не достаточно, более того необходим жизненный опыт. 2 – определите по запаху пряности. 3 – определить предмет. 4 – исследовать вкусовые зоны языка. hello_html_m21e6ab45.gifСтоить отметить, что эксперименты не следуют непосредственно друг за другом. После каждого опыта ребята самостоятельно изучают определенный пункт в учебнике, обсуждают в парах, отвечают на мои вопросы, делают соответствующие записи в тетрадях.

В конце урока предлагаю выразить свое отношение к прошедшему уроку. hello_html_m7ce27b2f.gif

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...


А закончить мне хочется той же мыслью, с которой я начала: идите на урок в прекрасном настроении, дарите детям радость, учитесь вместе с ними.


Педагоги тоже люди и нам все хочется работать в атмосфере радости и успеха. Давайте больше улыбаться друг другу







Выступление на педсовете "Комфортная школа"
  • Другое
Описание:

Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке.

 

Для этого необходимо продумывать весь урок в данном аспекте от первой до последней  минутки.Обучение будет гораздо успешнее, если ребёнку на уроке будет интересно. Поэтому для учителя очень важно подобрать такие формы работы, чтобы максимальное число учеников было заинтересованно процессом обучения. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» - эти незатейливые слова детской песенки должны стать призывом к современному учителю. 

Автор Дьякова Лариса Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 479
Номер материала 32308
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓