Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыВыступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

Выступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

Скачать материал
Скачать материал "Выступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО"

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

  • ПЛАН:1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация...

    2 слайд

    ПЛАН:
    1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности»
    2. Структурная схема «Мотивационная сфера учащегося»
    3. Приёмы формирования мотивационной учебной деятельности.

  • 3 слайд

  • «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учен...

    4 слайд



    «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

    Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.

  • Что же такое мотивация?Мотивацию можно определить как совокупность причин пси...

    5 слайд

    Что же такое мотивация?
    Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
    Что она объясняет?
    Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.

  • МОТИВАЦИЯПобуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.

    6 слайд

    МОТИВАЦИЯ
    Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.

  • МОТИВПриводить в движение, толкать

Побуждение к деятельности, связанное с уд...

    7 слайд

    МОТИВ
    Приводить в движение, толкать

    Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)

  • МОТИВ УЧЕНИЯПобудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действи...

    8 слайд

    МОТИВ УЧЕНИЯ
    Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.

  • 9 слайд

  • Познавательные
Овладение новыми знаниями
Новые способы добывания знаний
Самоо...

    10 слайд

    Познавательные

    Овладение новыми знаниями
    Новые способы добывания знаний
    Самообразование

  • Социальные мотивы-Долг, ответственность- польза для взрослой жизни- Заслу...

    11 слайд

    Социальные мотивы

    -Долг, ответственность
    - польза для взрослой жизни
    - Заслужить авторитет, занять свое место в обществе
    -Сотрудничество и общение с людьми

  • СМЫСЛ УЧЕНИЯВнутреннее  отношение учащегося к учению, сложное личностное обра...

    12 слайд

    СМЫСЛ УЧЕНИЯ
    Внутреннее отношение учащегося к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента:
    1. Осознание учащимся объективной значимости учения.
    2. Понимание им субъективной значимости учения.

  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙЭто направленность ученика на выполнение отдельных действий,...

    13 слайд

    ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
    Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.
    ____________________________

    ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.


  • Постановка целейСовместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели пре...

    14 слайд

    Постановка целей
    Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
    Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели;
    Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
    Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
    Создание ситуации успеха;

  • УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙСовместная раб...

    15 слайд

    УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ
    Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач
    Выбор средств адекватных цели
    Учет возрастных и психофизических особенностей
    Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

  • Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися...

    16 слайд

    Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету?
    Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи.
    Увлечённость предметом.
    Любовь к работе.
    Доброжелательное отношение к учащимся.
    Вера в ученика, в его познавательные силы(Педагогический оптимизм).

  • Компоненты мотивационной сферы ученияиУстановки и дейс...

    17 слайд



    Компоненты мотивационной сферы учения
    и
    Установки и действия
    педагога

  • Смысл учения       Мотив ученияУчет возрастных особенностей учащихся...

    18 слайд

    Смысл учения Мотив учения
    Учет возрастных особенностей учащихся
    Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
    Создание ситуации успеха
    Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним)
    Форсирование адекватной самооценки у учащихся
    Выбор действия в соответствии с возможностями ученика (ЛОО)

  • ЭмоцииСоздание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества...

    19 слайд

    Эмоции
    Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
    Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности;
    Эмоциональная речь учителя;
    Применение поощрения и порицания;
    Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
    Использование игровых технологий.

  • ИнтересИспользование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
Нестандартная ф...

    20 слайд

    Интерес
    Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
    Нестандартная форма проведения уроков;
    Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
    Эмоциональная речь учителя.
    Применение поощрения и порицания
    Работа в Зоне ближайшего развития учащегося (ЗБР) и нацеливание на ЗПР (зону перспективного развития)
    В том числе ярко выраженная профнаправленность

  • УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:Сти...

    21 слайд

    УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ:
    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться
    Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения.
    Формирование адекватной самооценки

  • Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуля...

    22 слайд

    Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуляции)
    Показать ценностную значимость предмета, перспективность знаний и умений для жизни
    Реализация деятельности, поощрение познавательной активности
    Поощрение самостоятельности
    Вз/связь этапов (незатухание интереса, от этапа к этапу)
    Разнообразие приемов, методов, видов деятельности
    Доброжелательные взаимоотношения
    Эмоциональное богатство педагога, яркость личности

  • УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ
Выбор действия в...

    23 слайд

    УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ

    Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
    Создание ситуации успеха
    Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
    Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
    Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
    Вера учителя в возможности ученика
    Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
    Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

  • ЭМОЦИИРеакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они...

    24 слайд

    ЭМОЦИИ
    Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему.
    _____________________________ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ, ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!

  • УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕР...

    25 слайд

    УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ
    Нестандартная форма проведения уроков
    Создание ситуации успеха
    Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке
    Эмоциональная речь педагога
    Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
    Использование активных форм обучения
    Использование ИКТ
    Вера педагога в возможности ученика

  • ИНТЕРЕСЫПознавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу.
________...

    26 слайд

    ИНТЕРЕСЫ
    Познавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу.
    _____________________________
    ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ

  •  СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

    27 слайд

    СПАСИБО
    ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  И СОЦИАЛЬНЫЕ  МОТИВЫ УЧЕНИЯ

       Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

        Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий.

         Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностям

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

- профессиональная направленность

- учеба в зоне ближайшего развития

  УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО учащегося

 

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения  наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При  этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одногруппниками. В группе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка.

Значимым условием развития учебной мотивации современного учащегося является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

    Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.

      Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

3. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ  НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Для юноши характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.

 

Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого.

 

 

мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14 ), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20 ).

     Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;

- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 119 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 836
    • PPTX 575.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белавина Надежда Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белавина Надежда Михайловна
    Белавина Надежда Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 120932
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 61 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 770 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы взаимодействия образовательной организации с семьями обучающихся

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 379 человек

Мини-курс

Педагогические аспекты работы с баснями Эзопа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе