Главная / Директору-завучу / Выступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

Выступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

ПЛАН: 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация...
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учени...
МОТИВАЦИЯ Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
МОТИВ Приводить в движение, толкать Побуждение к деятельности, связанное с уд...
МОТИВ УЧЕНИЯ Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действ...
Познавательные Овладение новыми знаниями Новые способы добывания знаний Самоо...
Социальные мотивы -Долг, ответственность - польза для взрослой жизни - Заслуж...
СМЫСЛ УЧЕНИЯ Внутреннее отношение учащегося к учению, сложное личностное обра...
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Это направленность ученика на выполнение отдельных действий...
Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели пре...
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Совместная ра...
Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увл...
Компоненты мотивационной сферы учения и Установки и действия педагога
Смысл учения Мотив учения Учет возрастных особенностей учащихся Совместная с...
Эмоции Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использ...
Интерес Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная ф...
УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ: Ст...
Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуля...
УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ Выбор действия в...
ЭМОЦИИ Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они...
УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕР...
ИНТЕРЕСЫ Познавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу. _______...
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 ПЛАН: 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация уч
Описание слайда:

ПЛАН: 1. Систематизация теоретических положений о ключевом понятии «Мотивация учебной деятельности» 2. Структурная схема «Мотивационная сфера учащегося» 3. Приёмы формирования мотивационной учебной деятельности.

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4 «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика
Описание слайда:

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 МОТИВАЦИЯ Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.
Описание слайда:

МОТИВАЦИЯ Побуждение, вызывающее активность и определяющее её направленность.

№ слайда 7 МОТИВ Приводить в движение, толкать Побуждение к деятельности, связанное с удовл
Описание слайда:

МОТИВ Приводить в движение, толкать Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося)

№ слайда 8 МОТИВ УЧЕНИЯ Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию,
Описание слайда:

МОТИВ УЧЕНИЯ Побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его завершении.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Познавательные Овладение новыми знаниями Новые способы добывания знаний Самообра
Описание слайда:

Познавательные Овладение новыми знаниями Новые способы добывания знаний Самообразование

№ слайда 11 Социальные мотивы -Долг, ответственность - польза для взрослой жизни - Заслужить
Описание слайда:

Социальные мотивы -Долг, ответственность - польза для взрослой жизни - Заслужить авторитет, занять свое место в обществе -Сотрудничество и общение с людьми

№ слайда 12 СМЫСЛ УЧЕНИЯ Внутреннее отношение учащегося к учению, сложное личностное образов
Описание слайда:

СМЫСЛ УЧЕНИЯ Внутреннее отношение учащегося к учению, сложное личностное образование, которое включает в себя два момента: 1. Осознание учащимся объективной значимости учения. 2. Понимание им субъективной значимости учения.

№ слайда 13 ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, в
Описание слайда:

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ Это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. ____________________________ ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ЦЕЛЕЙ ВОПЛОЩАЮТСЯ МОТИВЫ УЧЕНИЯ.

№ слайда 14 Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предст
Описание слайда:

Постановка целей Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха;

№ слайда 15 УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Совместная работ
Описание слайда:

УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Совместная работа с детьми по осмыслению и принятию целей предстоящей деятельности и постановки учебных задач Выбор средств адекватных цели Учет возрастных и психофизических особенностей Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

№ слайда 16 Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечё
Описание слайда:

Эрудиция учителя, умение последовательно усложнять познавательные задачи. Увлечённость предметом. Любовь к работе. Доброжелательное отношение к учащимся. Вера в ученика, в его познавательные силы(Педагогический оптимизм).

№ слайда 17 Компоненты мотивационной сферы учения и Установки и действия педагога
Описание слайда:

Компоненты мотивационной сферы учения и Установки и действия педагога

№ слайда 18 Смысл учения Мотив учения Учет возрастных особенностей учащихся Совместная с де
Описание слайда:

Смысл учения Мотив учения Учет возрастных особенностей учащихся Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним) Форсирование адекватной самооценки у учащихся Выбор действия в соответствии с возможностями ученика (ЛОО)

№ слайда 19 Эмоции Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использова
Описание слайда:

Эмоции Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Использование игровых технологий.

№ слайда 20 Интерес Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форм
Описание слайда:

Интерес Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения уроков; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и порицания Работа в Зоне ближайшего развития учащегося (ЗБР) и нацеливание на ЗПР (зону перспективного развития) В том числе ярко выраженная профнаправленность

№ слайда 21 УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ: Стиму
Описание слайда:

УСТАНОВКИ И ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ: Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий без боязни ошибиться Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу его достижения. Формирование адекватной самооценки

№ слайда 22 Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуляции
Описание слайда:

Эмотивный компонент и способы его формирования (способы эмоциональной стимуляции) Показать ценностную значимость предмета, перспективность знаний и умений для жизни Реализация деятельности, поощрение познавательной активности Поощрение самостоятельности Вз/связь этапов (незатухание интереса, от этапа к этапу) Разнообразие приемов, методов, видов деятельности Доброжелательные взаимоотношения Эмоциональное богатство педагога, яркость личности

№ слайда 23 УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ Выбор действия в со
Описание слайда:

УСТАНОВКИ УЧИТЕЛЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВА УЧЕНИЯ Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Создание ситуации успеха Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика Вера учителя в возможности ученика Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

№ слайда 24 ЭМОЦИИ Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они за
Описание слайда:

ЭМОЦИИ Реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Они зависят от особенностей учебной деятельности, сопровождают процесс учения и предшествуют ему. _____________________________ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ПОДДЕРЖИВАЕМАЯ ЭМОЦИЯМИ, ПРОТЕКАЕТ НАМНОГО УСПЕШНЕЕ!

№ слайда 25 УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ У
Описание слайда:

УСТАНОВКИ ПЕДАГОГА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧЕНИЯ- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ Нестандартная форма проведения уроков Создание ситуации успеха Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке Эмоциональная речь педагога Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Использование активных форм обучения Использование ИКТ Вера педагога в возможности ученика

№ слайда 26 ИНТЕРЕСЫ Познавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу. __________
Описание слайда:

ИНТЕРЕСЫ Познавательно- эмоциональное отношение учащегося к педагогу. _____________________________ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ- ЭТО СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛА УЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРА МОТИВОВ, ЗРЕЛОСТИ ЦЕЛЕЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИЙ

№ слайда 27  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выступление на педсовете: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ СПО И НПО
  • Директору-завучу
Описание:

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

У СТУДЕНТОВ СПО И НПО

Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

1. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  И СОЦИАЛЬНЫЕ  МОТИВЫ УЧЕНИЯ

       Мотив учения – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы. Мотив проявляется в ситуации выбора, поэтому лучше всего изучить мотивы учения через предпочтение учащимися одних учебных предметов другим, выбор более или менее сложных, репродуктивных или проблемных учебных заданий.

        Мотивация учения проявляется также в целях, которые учащийся преследует в учебной деятельности. Цели – это ожидаемые конечные и промежуточные результаты тех действий ученика, которые ведут к реализации мотивов. Выделяются следующие уровни целей: познавательные, учебно-познавательные, социальные и цели самообразования. Цели учебной деятельности наиболее отчетливо проявляются в доведении работы до конца (или откладывание ее), в возращении к исполнению прерванных учебных действий, в преодолении трудностей, в наличии или отсутствии отвлечения от учебной деятельности, в завершенности или незавершенности учебных действий.

         Выделяют две основные разновидности мотивов учебной деятельности: познавательные, направленные на содержание учебного предмета и социальные мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностям

- учебно-познавательные мотивы - ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний;

- мотивы самообразования – ориентация на приобретение дополнительных знаний, на самосовершенствование личности.

Для социальных мотивов учения выделяют следующие уровни:

- широкие социальные мотивы – мотивы долга и ответственности, понимания социальной значимости учения;

- узкие социальные мотивы (позиционные) – стремление занять определенную позицию в отношении окружающих (например заслужить их одобрение);

- мотивы социального сотрудничества – ориентация на взаимоотношения и способы взаимодействия с другими людьми.

В развитии учебной мотивации современного школьника большое значение играет формирование мотивации учения. Формированию мотивации в целом способствуют:

- включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;

- построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий и споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля ученика.

- профессиональная направленность

- учеба в зоне ближайшего развития

  УСЛОВИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СОВРЕМЕННОГО учащегося

 

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Предоставление свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения  наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.

Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Необходимо контролировать возникновение этой потребности и по мере созревания личности у нее должна определяться все более и более дальняя жизненная перспектива. При  этом у нее должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Путь достижения жизненных целей должен быть разбит на более мелкие подцели с конкретным видимым результатом. Тогда переход к перспективному планированию будет более безболезненным.

4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одногруппниками. В группе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и  взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка.

Значимым условием развития учебной мотивации современного учащегося является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

    Учитель осуществляет регуляцию деятельности ученика, пока тот не будет в состоянии делать это самостоятельно. Учитель организовывает деятельность ученика по освоению предмета. Функции учителя: мотивация ученика, планирование, контроль и коррекция его деятельности.

      Главная задача мотивации учения - такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

3. ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ  НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ

Для юноши характерно стремление к социальному сближению, поиск смысла жизни, построение жизненных планов, которые определяются объективными условиями и ценностными ориентациями личности. Проявляется ярко выраженное стремление к получению образования, интересной работы. Усиливается установка на хорошие жизненные условия и материальную обеспеченность.

 

Человек как существо социальное не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с обществом. Значимость для человека мнений и оценок окружающих является одним из проявлений его социальности. Быть уважаемым человеком, слышать слова одобрения - эти жизненные ценности важны для любого.

 

 

мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 9 до 14 ), третью – с высоким уровнем мотивации одобрения (количество набранных баллов - от 15 до 20 ).

     Главная задача мотивации учения - организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Главные направления работы, направленные на процесс развития учебной мотивации могут быть следующими:

- укрепление «открытости к воздействиям» - через укрепление сотрудничества с учителями и другими учениками на основе учебных задач, через поиск путей решения задач;

- использование ситуации выбора – через предоставление возможностей принимать решения;

- эмоциональный тренинг – через выполнение упражнений по снятию тревожности, формирование умения предвидеть трудности, укрепление положительных эмоций в процессе учения.

На формирование учебной мотивации также влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач.

 

 

 

 

Автор Белавина Надежда Михайловна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1488
Номер материала 10136
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓