Главная / Директору-завучу / Выступление на педсовете по теме "Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника".

Выступление на педсовете по теме "Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника".

Выступление на педсовете Карякиной Е.В.

Тема: Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника.

Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Лидерские качества -это определенные черты личности, характерные для человека, способного управлять окружающими, и необходимые личности для эффективного воздействия на других людей с целью достижения поставленных задач.

Какие лидерские качества вам известны.

Упражнение с учителями :

1 ряд : Написать 3 качества лидера на букву Р_____

2 ряд: Написать 3 качества лидера на букву К_____

3 ряд: Написать 3 качества лидера на букву О_____

После ответа каждой группы 3 хлопка.

Лидерство — это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны — все ваши навыки, дарования, энергию.

Кроме «формальных» и «неформальных» лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

По содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы; в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

По стилю руководства: а) авторитарный, б) демократический, в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

По характеру деятельности: а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера, б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определённых, специфических ситуациях.

Говоря о такой типологии как стиль руководства, необходимо сказать, что этот тип лидерства может быть отнесён только к «формальным» лидерам. Так как авторитарность руководства строится на запугивании, т.е. это такой лидер, который владеет какой-либо властью, данной, к примеру, учителем, или же просто силой способной подчинять себе других.

hello_html_m21a8a3b6.gif

hello_html_m24b4f226.gif

Почему кто-то хочет научиться решать задачи? Научиться решать что-то - это внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация: желание что-то сделать лишь потому, что это само по себе доставляет наслаждение! Что может доставлять наслаждение?

    • Интерес

    • Компетентность

    • Любопытство

    • Независимость

Что наносит ущерб внутренней мотивации?

  • Скудность поощрений

  • Угрозы и сроки

  • Оценка и контроль

Основное правило: Если кто-то заставил тебя– это не внутренняя мотивация – это ВНЕШНЯЯ мотивация.

Что плохого во внешней мотивации?

Она ВНЕШНЯЯ .

Конструирование поля лидерства предполагает:

  • -построение оптимального стиля взаимоотношений в группе, с группой и с лидером;

  • -организацию, конструирование ситуации жизнедеятельности группы, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у максимального числа учащихся;

  • -создание в группе обстановки сотрудничества, сотворчества (В.И. Андреев), позиция педагога "рядом и впереди" (И.П. Иванов);

  • -использование вариантов и элементов методик коллективных творческих дел и деловых игр.

К параметрам поля лидерства относятся:

  • композиция группы, межличностные отношения в группе,

  • стиль взаимоотношений педагогов и воспитанников,

  • характер деятельности и общения,

  • чувство причастности личности к происходящему и ответственности за деятельность,

  • направленность деятельности,

  • статус личности в группе в различных видах деятельности.

В организаторской деятельности процесс развития лидерского потенциала строится поэтапно от фронтальных форм, через дифференциацию к индивидуализации.

Задачей педагога на каждом этапе является обеспечение включенности лидера в организаторскую деятельность, позволяющую в данный конкретный момент наиболее полно раскрыться его лидерским возможностям, знаниям, умениям и, одновременно, реализовать "зону ближайшего развития" его лидерского потенциала. Педагог выстраивает ситуации, стимулирующие лидерство и лидеров, и обеспечивает "...включение их в ситуации, в которых они могут проявить свои организаторские способности".

hello_html_78ff066e.gif

Используются активные формы обучения:

деловые и инновационные игры, решение педагогических и организаторских задач, дискуссии, круглые столы, семинары и конференции, кратко- и долгосрочная проектная деятельность. Ознакомление с алгоритмами принятия решений в этих формах обучения лишает их жесткости, оставляет пространство для импровизации.

Особенно важны для эффективной работы группы

  • Положительный эмоциональный настрой

  • Ситуация успеха

Распределение ролей при работе в группе. Важно распределить роли между учениками во время работы в группах. Это помогает обеспечить участие каждого ученика. Роли можно распределять между учениками согласно их способностям и затем их можно перераспределять для развития различных коммуникативных навыков.

hello_html_7bdcb86e.gif



  • Куратор

  • Ваша работа состоит в том, чтобы:

  • Помогать и поддерживать вашу группу.

  • Вы должны:

  • Сделать свою помощь позитивной и благоприятной.

  • Объяснять задания ясно для всех участников группы.

  • Спрашивать участников группы, что в задании им понятно.

  • Пытаться объяснить задание небольшими частями.

  • Показать группе, как вы можете решить проблему, но не делать этого за них.


  • "Что, если я поставлю это так..."

  • "Мы можем это сделать вот так...»

  • "Если мы сделаем это, вы заметите связь с тем, что мы делали раньше?"

  • "Я вам это объясню."

  • "Другими словами..."

  • "Давайте попробуем по-другому."

  • "Как вы можете этого добиться?"

  • "Какую часть вы не поняли?"


  • Докладчик

  • Ваша работа состоит в том, чтобы:

  • Выступать в качестве докладчик? от имени вашей группы.

  • Вы должны:

  • Работать с секретарем для подготовки отчетов о pезультатах работы в том числе:

  1. каков был ваш вопрос;

  2. нашли ли вы решение или нет; к

  3. какое решение вы нашли, если таковое имеется;

  4. стратегии, которыми вы пользовались для принятия решения»;

  5. сложности, с которыми столкнулись; 

  • Разговаривать с другими группами громко и четко;

Отвечать на чтобы вопросы, которые могут задать другие группы или учитель относительно вашего доклада

  • "Вот чем мы занимались..."

  • "Наша группа должна была найти решение для ..."

  • "Мы обнаружили, что..."

  • "Мы начали с того, что предположили, что..."


Секретарь

Ваша работа состоят в том, чтобы:

  • Подготовить все, что необходимо для записей (ручки, бумагу, т.д.)

  • Делать полезные заметки

  • Фиксировать результаты работы вашей группы.

  • При необходимости переписывать информацию, чтобы она была понятна другим.

  • Логически группировал информацию, которую вы записали.

  • Ясно записать решение.

  • Работать с докладчиком т. конце выполнения задания для подготовки отчета о вашей работе.


  • "Нужно ли мне записать это?"

  • "Вот что я записал до настоящего момента..."

  • "Повторите, пожалуйста."

  • "Это хорошая идея? Вы считаете, мне : следует это записать?"

  • "Это важно?»


Лидер

Ваша работа состоят в том, чтобы:

Руководить остальными членами нашей группы

Вы должны:

  • Обеспечить чтобы каждый член группы имел возможность высказаться.

  • Убедиться, что вся группа слушает, когда высказывается какой-либо участник группы

  • Выдвигать предложения о том, как выполнить задание, если члены группы высказывают сомнения

  • При необходимости проводить голосование.

  • Оставаться спокойным даже если другие волнуются


  • "Нам всем нужно работать слаженно."

  • "Что вы хотите сказать?" "Это важно?"

  • "Я думаю, это правильный путь»

  • "Я думаю, нам нужно..."

  • "Давайте послушаем..."

  • "Давайте говорить по очереди." "Кто-нибудь хочет еще высказаться?"

  • "Может, проголосуем?«

  • "Все согласны?"


Попробуйте прием рефлексии: ( провести с учителями)

hello_html_m6b7c2e3a.gif

Таким образом, развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации в большей или меньшей степени учитывает возможности формировать и развивать лидерские способности путем обучения и самообучения. Для развития лидерства используется ряд нижеследующих процедур:

-выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации общих целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма и т. п. Эта группа качеств характеризует различные параметры активности лидера. Процедуры индивидуальной самомотивации достаточно разработаны в соответствующей литературе и широко используются в практике менеджмента;

-развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств. Как уже частично отмечалось, к таким качествам относятся, прежде всего, профессиональная компетентность, порядочность (честность, соблюдение общепринятых нравственных норм), без которой, как правило, трудно, а то и совсем невозможно завоевать авторитет, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели, и т. д.;

-обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с членами группы. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать сотрудников, делать замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку и т. п.;

-приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов группы. Эта идея достаточно ярко выражена в рекомендациях по развитию лидерства американской Национальной организации женщин: «Лидерство не является таким процессом, в ходе которого вы выбираете тех женщин и мужчин, с которыми хотите работать, и «избавляетесь» от остальных. Более того: человек, которого заставили замолчать, не обратится в вашу веру. Старайтесь вовлечь всех!»









Выступление на педсовете по теме "Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника".
  • Директору-завучу
Описание:

Тема:Формирование лидерских качеств через совместное творчество педагога и воспитанника. 

Обучение в современной школе должно быть построено на сотрудничестве учителя и ученика. 

            Одним из условий развития лидерского потенциала подростков является подготовленность педагогов к работе с лидерами. Знания педагогов об особенностях работы с лидерами, понимание феноменов лидерства в современных условиях, умение диагностировать лидерский потенциал воспитанника и организовать подготовку лидеров, способность создать поле лидерства в группе, умение и стремление к взаимодействию с лидерами определяют подготовленность педагога. В курсах педагогики и психологии педагогических институтов и университетов этим вопросам отводится мало места, не учитываются новые политические и социально-экономические условия, оказывающие мощное воздействие на общее состояние воспитательной системы и на лидерство в ученических группах в частности. Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Автор Карякина Елена Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 712
Номер материала 25832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓