Духовно-нравственное
развитие учащихся на уроках русского языка и литературы.
Духовные
проблемы, которые являются следствием изменения общественных отношений в нашей
стране, проявляются в обесценивании различных жизненных идеалов. И исправить
это можно лишь единственным способом – воспитать подрастающее поколение
духовно-нравственным, опираясь на многовековые традиции российского образования
и воспитания, которые формировались на нравственных и этических ценностях
христианства. Эту задачу мы, учителя, должны решать на школьных уроках, и в
первую очередь, конечно же, на уроках русского языка и литературы. Вопросам
нравственного воспитания учащихся необходимо придавать серьёзное значение и
регулярно работать над духовным воспитанием ребёнка.
Главная цель образования в школе: развитие высоконравственной, гармоничной,
физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и
самоопределению. Для этого каждому учителю необходимо участвовать в духовном
становлении своих учеников.
Уроки русского языка и литературы – это мощнейшие средства формирования
духовного мира человека. Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять
внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. И происходить это
должно очень ненавязчиво.
Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения
средствами русского языка и литературы, целенаправленное и последовательное
использование их воспитательных возможностей в целях формирования и развития
ценностных ориентаций входит сегодня в жизнь как явление необходимое и
полностью себя оправдавшее. В духовно- нравственном воспитании огромную
важность имеют русские пословицы и поговорки, крылатые выражения,
фразеологизмы. Важно только умело их использовать, преподносить детям.
На уроках русского языка, несомненно, все учителя словесники обращают внимание
на культуру речи, учат любить родной язык, раскрывая его красоту, призывая
беречь его, и на уроках учащиеся с нами соглашаются. А что происходит потом?
Посылая друг другу SMS, общаясь в «аське», эти же дети искажают слова, забыв,
что сами говорили о необходимости бережного отношения к языку .
Первостепенная задача учителя воспитать отношение к слову как к великому дару и
одновременно – к силе и оружию. Это значит, что необходимо отличать слово
«светлое», употребляемое во благо, от слова «тёмного, разрушающего»,
употребляемого во зло.
Важнейшей целью уроков словесности является обучение основам экологии русской
речи, включающей в себя не только способы правильного и искусного владения
словом, но и умение убеждать, используя слово для утверждения добра в жизни.
Но, к сожалению, всё это не предполагается при изучении курса русского языка. И
он преподаётся по-прежнему лишь как свод правил о правописании, расстановке
знаков препинания и совсем немного – о стилистике и культуре речи.
Так
вот, задача учителя – оживить схемы и правила современных программ, учебников и
пособий. Не должно быть бездуховных уроков, сводимых к механическому
запоминанию правил, и равнодушного объяснения слов. При этом важно не упрощать
сложное, а объяснять его доступно и интересно.
Живое,
предметное изучение языка сделает овладение им интересным, необходимым и
любимым занятием в школе. Разве можно не любить уроков, на которых слово будет
открывать духовный и исторический опыт народа?
Духовный
и практический опыт, сосредоточенный в слове, приоткрывается через историю
языка и этимологию.
Мы
говорим «благодарю». Осмысление слова подсказывает: Благо – богобоязненный –
благоволение – благодарение. Из сопоставления ясно: благо – это добро, любовь,
милость, добродетель. Иными словами: признаю твоё добро и отвечаю на него
любовью, расположением, чистотою помыслов.
Или
другое исконно русское слово – «рать» от слова «ратовать» - сопротивляться
силе, защищать, сражаться. Отсюда «ратник» - защитник. Важно помнить исконный
смысл этого слова, говоря о российской армии и её духовных традициях
Можем
ли мы сегодня говорить, что в школе основополагающие слова нашей речи
осваиваются и переживаются учащимися в соответствии с их духовным содержанием? Нет.
Но разве вправе мы пренебрегать словарным богатством нашей речи и не должны ли
пристрастить учеников к овладению им?
Русский
язык, русская литература всегда были гордостью народа, так как для нас
характерно повышенное внимание к душе, к яркому и меткому русскому слову,
которым можно «убить, и спасти, и полки за собой повести».
Именно литература создаёт ценности, необходимые душе, поэтому уроки литературы
очень благодатны для воспитания духовно-нравственных качеств ученика.
Абсолютно любую тему в литературе можно рассматривать с духовно-нравственной
точки зрения, но это не всегда мы делаем на уроках. Ещё К.Д. Ушинский говорил о
том, что воспитывать детей нужно на произведениях русского народного
творчества, с помощью которого ребёнок познаёт язык и мораль своего народа.
Невозможно
обучить речи без образцовых текстов: они должны составлять активный запас,
складывающийся из заученных наизусть выдающихся стихотворных произведений
русских классиков.
Большим нравственным потенциалом обладают литературные сказки. Знакомиться с
ними начинаем с творчества А.С. Пушкина, ведь именно в них воплотились
нравственные принципы и эстетические идеалы народа.
Изучая древнерусскую литературу, обращаемся к Библии, житиям.
Изучая произведения «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, говорим о смысле названия поэмы,
о том, что в нём присутствует глубокий духовный смысл.
Работая по творчеству Н.Л. Толстого, необходимо раскрыть суть его слов: « Нам
кажется, что самая главная на свете работа – это работа над чем-нибудь видимым:
строить дом, пахать поле, кормить скот, собирать плоды, а работа над своей
душой, над чем-нибудь невидимым – это дело неважное, такое, какое можно делать,
а можно и не делать. Между тем только одно это дело, работа над душой, над тем,
чтобы делаться с каждым днём лучше и добрее, только эта работа настоящая, а все
остальные работы видимые, полезны только тогда, когда делается эта главная
работа над душою».
Осмысливая сочетание слов «работа над душой», следует перейти к понятию
«нравственное здоровье общества», подвести учеников к разговору о силе духа при
обсуждении вопросов: как сохранить в себе человека, как быть сильным? В этом
плане очень точными и ёмкими являются строчки из стихотворения Н. Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться
и день и ночь, и день и ночь».
Знакомясь с повестью И.С. Шмелёва «Лето Господне», необходимо говорить о том,
что произведение замечательно глубокой связью с духовной культурой русского
Православия.
На уроках литературы звучат голоса писателей, исторических эпох, литературных
направлений. В художественных произведениях поднимаются различные вопросы,
проблемы. Но самая главная – проблема души и духа отдельного человека и целого
народа, проблема нравственности. Именно она должна быть центральной,
главенствующей в курсе изучения литературы.
Изучение
русской словесности тесно связано с духовностью слова, а потому должно
сопровождаться постоянным анализом речи. Именно тогда учащиеся станут
способными полноценно воспринимать духовную сторону словаи культуру в целом.
Наконец,
сознательное отношение к языку как к кладезю духовного, практического опыта и в
образцовом виде, как к святыне, ответственное отношение к слову – одна из
главных задач школьного учителя.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.