Главная / Физика / Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя"

Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя"

Название документа Выступление.doc

Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя.

В рамках вопроса: управленческая компетентность учителя в среднем и старшем звене хотелось бы остановиться на организации проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя.

Управление, в широком понимании этого термина, — непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан:

  • владеть теорией, практикой и искусством управления,

  • уметь четко определять цели своей деятельности,

  • определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения,

  • принимать управленческие решения и нести за них ответственность.

  • Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.

В связи с тем, что возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе изменилось и отношение к образовательному процессу. Предъявляются иные требования к результату образования.

Эта мысль ярко отражена в Стандартах второго поколения, которые определяют особые требования к результату образования: сформированность предметных знаний и навыков, ключевых компетентностей (общеучебных умений), опыт социальной деятельности (социальный опыт).

В настоящее время учителя ориентируют на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

- во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Таким образом, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание значения получаемых в школе знаний, приобретение личностного и профессионального опыта в ходе творческого исследовательского процесса.

На мой взгляд именно проектная деятельность учащихся является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме.

Проектная деятельность в учебном процессе используется педагогами как начальной школы, так и среднего звена, но особенно широко она представлена в старшей профильной школе. Практичность проектной деятельности выражается, в ее не формальном («для галочки») характере, в соответствии направления деятельности индивидуальности и желаниям учащегося.

Школьный предмет перестает быть абстрактным, а деятельностное отношение к изучению и решению поставленных задач показывает перспективы для решения проблем реальной жизни.

Решающим звеном управления проектного обучения в школе является учитель. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Что бы понять роль учителя на уроке позвольте напомнить в крадце о методах обучения.

Пассивный метод:

hello_html_2ca40bff.jpg

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.

Активный метод

hello_html_455f484.jpg


Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.

И наконец Интерактивные методы который можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

hello_html_3ba1ecb8.jpg

Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Именно этот метод используется в проектной деятельности.

Какова же структура организации проектной деятельности?

Учитель заранее предлагает темы проектов, а также сообщает и инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности:

  • постановка цель,

  • выдвижение гипотезы,

  • подбор литературы,

  • подбор оборудования,

  • планирование деятельности,

  • сбор экспериментальной установки,

  • наблюдение,

  • измерение,

  • вычисление погрешности,

  • анализирование результатов,

  • оформление отчета о проделанной работе.

При постановке, проведения и обсуждения эксперимента, лабораторной работы, анализа природного явления, решения нестандартной задачи

  • очерчивается общая проблема,

  • происходит актуализация данной проблемы,

  • затем учащиеся разбиваются на несколько групп по интересам для решения поставленной проблемы.

При управлении проектной деятельностью учащихся для учителя трудными являются следующие моменты:

  • Необходимо хорошо организовать обмен знаниями, работающих в группах учеников;

  • Необходимо постоянно контролировать учащихся на достижение цели, иначе можно «утонуть» в изобилии материала;

  • Быть готовым к тому, что ученики выберут варианты изложения материала, отличный от того к которому привык учитель;

  • Если будут освещены какие то новые факты, то их нужно уметь оценить;

  • уметь направить возможную дискуссию в нужное «русло».


Методические указания по организации проектной деятельности учащихся .

  • Выявить степень соответствия педагога внешним и внутренним условиях эффективности организации исследовательской деятельности учащихся.

  • Четко поставить задачи исследования.

  • Определить вид исследования.

  • Сформулировать критерии оценок.

  • Выбрать наиболее эффективные приёмы и виды исследований.

  • Иметь технологию отслеживания результатов каждого ученика.

В отношении формируемых проектных действий и деятельности в целом необходимо соблюдение главных психолого-педагогических принципов:

  • от простого к сложному,

  • постепенное увеличение степени самостоятельности,

  • постепенное увеличение уровней сложности.

Кроме краткосрочных проектов (постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ природного явления, решения нестандартной задачи, погружения в проблему и поиск выхода из нее), детям предлагаются и долгосрочные – на несколько недель, полугодие или год.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Вот например готовый к внедрению проект охраны дома:

(модель дома с сигнализацией Натальи Труновой)

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наши наблюдения, более 70% учащихся об­ращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности. Так например предлагаю посмотреть видеосюжет отчет о профильной практике в которой использована проектная деятельность учащихся:

(презентация игрушки)

Однако главным организационно-социальным проектом учащихся старшей профильной школы является организация научно-практической конференции учащихся.

Научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Эта деятельность дает неплохие результаты, так например работа……. Заняла в прошлом году на городской конференции «Интеллектуалы 21 века» второе место в секции техническое творчество.

(Слайды из работы Бордзиховский)

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека XXI века – личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка:

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

Эти слова можно считать и девизом проектной деятельности.


Название документа Шонина.pptx

Организация проектной деятельности учащихся, как условие формирования управле...
Традиционный урок ученик ученик ученик учитель
Не традиционный урок ученик ученик ученик учитель
Урок проектной деятельности ученик ученик ученик учитель
Алгоритм проектной деятельности постановка цель, выдвижение гипотезы, подбор...
Психолого-педагогические принципы проектной деятельности от простого к сложн...
Научно - экспериментальная работа по физике на тему: Применение оптико-волок...
Экспериментальная часть Разработка. По совету нашего научного руководителя в ...
Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой опреде...
Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой опреде...
Скрепив эти слои между собой, мы получили конструкцию, которая представляет ...
Далее было необходимо проверить, является ли наша конструкция светопроводяще...
Этот процесс творческий, поэтому имеет различные варианты, каждый из которых...
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Организация проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленче
Описание слайда:

Организация проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя.

№ слайда 2 Традиционный урок ученик ученик ученик учитель
Описание слайда:

Традиционный урок ученик ученик ученик учитель

№ слайда 3 Не традиционный урок ученик ученик ученик учитель
Описание слайда:

Не традиционный урок ученик ученик ученик учитель

№ слайда 4 Урок проектной деятельности ученик ученик ученик учитель
Описание слайда:

Урок проектной деятельности ученик ученик ученик учитель

№ слайда 5 Алгоритм проектной деятельности постановка цель, выдвижение гипотезы, подбор ли
Описание слайда:

Алгоритм проектной деятельности постановка цель, выдвижение гипотезы, подбор литературы, подбор оборудования, планирование деятельности, сбор экспериментальной установки, наблюдение, измерение, вычисление погрешности, анализирование результатов, оформление отчета о проделанной работе.

№ слайда 6 Психолого-педагогические принципы проектной деятельности от простого к сложному
Описание слайда:

Психолого-педагогические принципы проектной деятельности от простого к сложному, постепенное увеличение степени самостоятельности, постепенное увеличение уровней сложности.

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8 Научно - экспериментальная работа по физике на тему: Применение оптико-волоконн
Описание слайда:

Научно - экспериментальная работа по физике на тему: Применение оптико-волоконных кабелей связи в системах передачи информации

№ слайда 9 Экспериментальная часть Разработка. По совету нашего научного руководителя в кач
Описание слайда:

Экспериментальная часть Разработка. По совету нашего научного руководителя в качестве оптического волокна при изготовлении модели кабеля мы использовали леску разной толщины, Как переносчик светового сигнала. При просмотре её под микроскопом мы увидели шероховатости, препятствующие хорошему прохождению световой волны. Предотвратить это возможно с помощью кипячения лески, что позволяет также сделать её более эластичной и менее изогнутой.

№ слайда 10 Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой определен
Описание слайда:

Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой определенное количество кусочков лески, плотно прижимая их друг к другу; образовавшийся слой залили клеем, дали просохнуть. Таким образом мы сделали необходимое число слоёв. Изготовление. Для изучения пропускной способности сигнала разных кабелей, мы решили изготовить различные конфигурации оптического волокна( в нашем случае – лески). Технология изготовления различных видов кабелей аналогична. Первое, что мы сделали – опустили в кипящую воду леску, предварительно разрезав её на равные части.

№ слайда 11 Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой определен
Описание слайда:

Далее, для изготовления первого слоя, параллельно скрепили между собой определенное количество кусочков лески, плотно прижимая их друг к другу; образовавшийся слой залили клеем, дали просохнуть. Таким образом мы сделали необходимое число слоёв. Изготовление. Для изучения пропускной способности сигнала разных кабелей, мы решили изготовить различные конфигурации оптического волокна( в нашем случае – лески). Технология изготовления различных видов кабелей аналогична. Первое, что мы сделали – опустили в кипящую воду леску, предварительно разрезав её на равные части.

№ слайда 12 Скрепив эти слои между собой, мы получили конструкцию, которая представляет соб
Описание слайда:

Скрепив эти слои между собой, мы получили конструкцию, которая представляет собой сердцевину оптического кабеля. Для достижения хорошей проводимости света края образованного кабеля мы аккуратно обрубили топором, предотвратив неровности среза. Оболочкой, необходимой для защиты кабеля от внешних воздействий, служит изолирующая клейкая лента темного или светлого цвета.

№ слайда 13 Далее было необходимо проверить, является ли наша конструкция светопроводящем к
Описание слайда:

Далее было необходимо проверить, является ли наша конструкция светопроводящем кабелем. Для этого один из её концов был помещен на включенную лампочку. На другом конце кабеля был виден свет. Это означает, что мы создали конструкцию, являющуюся моделью оптического кабеля.

№ слайда 14 Этот процесс творческий, поэтому имеет различные варианты, каждый из которых мы
Описание слайда:

Этот процесс творческий, поэтому имеет различные варианты, каждый из которых мы проделали. Например, для того, чтобы выравнить края световодов, мы пробовали так же резать их нагретым ножом. При изготовлении сердцевины кабеля мы использовали различные варианты сложения лески друг с другом, например, пробовали скручивать кусочки лески, хаотично располагать их внутри световода. Также мы составляли кабели из нескольких пучков лески для достижения наибольшей пропускной способности.

№ слайда 15 «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
Описание слайда:

«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».

Выступление на педсовете "Организация проектной деятельности учащихся как условие формирования управленческой компетентности учителя"
  • Физика
Описание:

В рамках вопроса: управленческая компетентность учителя в среднем и старшем звене хотелось  бы остановиться на организации проектной деятельности учащихся, как условие формирования управленческой компетентности учителя

В настоящее время учителя ориентируют на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современной жизни. Это требует от школы:

- во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться  ею, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;

 - во-вторых, создание условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Автор Шонина Елена Александровна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Физика
Подраздел Другое
Просмотров 951
Номер материала 4510
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓