Главная / Русский язык и литература / ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: Опыт формирования ключевых компетенций на уроках литературы и русского языка у студентов НПО И СПО

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: Опыт формирования ключевых компетенций на уроках литературы и русского языка у студентов НПО И СПО


Опыт формирования ключевых компетенций

на уроках литературы и русского языка


Для того чтобы сформировать ключевые компетенции у учащихся необходимо акцентировать внимание на деятельности ребят.

На своих уроках я стараюсь развивать следующие ключевые компетенции:

  1. Ценностно – смысловые:

  • Нравственные: очень важна роль литературы в становление духовного мира человека, нравственное воспитание личности через обсуждение проблем, которые встречаются в произведениях. Пр., проблема нравственного выбора между долгом и честью (герои Толстого из «Войны и мира»), проблема добра и зла (герои Булгакова из «МиМ»), проблема смысла жизни и назначения человека (пр., герои Платонова, Солженицына).

  • мировоззренческие: стараться давать свою оценку литературному произведению, аргументировать свое мнение, соотношение произведения с современностью.

  1. Учебно – познавательные:

    • решение жизненных задач через обсуждение нравственных и философских проблем произведения.

    • планирование деятельности: умение составить план ответа, статьи, в дальнейшем план к сочинению на экзамене. Умение планировать свою учебную деятельность, приводит в дальнейшем к правильному планированию работы в своей профессиональной деятельности.

    • рефлексия, пр., в завершении деятельности на уроке учащийся высказывает мнение о своей работе, дает ей как количественную, так и качественную оценку.

    • развитие творческих способностей через рефераты, эссе, отзывы, изложение – рассуждение, тематические и экзаменационное сочинения.

  2. Социально – трудовые:

    • Аккуратность, пр., при выполнении работы в тетради, а в дальнейшем творческой работы – сочинения на экзамене.

    • Усидчивость, её формирование идет при смене различных видов деятельности: пр., выслушивание и запись информации, работа с учебником, чтение вслух и про себя, умение задавать вопросы и отвечать на них.

    • Трудолюбие

  3. Гражданские:

  • через выполнение творческих работ – эссе на областные конкурсы, в которых затронуты актуальные для нашего времени проблемы пр., «Семья моей мечты», «Боевые искусства против наркотиков», «Мое предложение законодателям»;

  • формирование активной жизненной позиции через изучение литературных произведений.

  1. Коммуникативные и общекультурные:

  • прививать интерес к родному слову через анализ лирических и прозаических произведений, выполнение упражнений по Р.Я.

  • грамотно строить монологические высказывания при устных и письменных ответах, владеть культурой диалогической речи при ответах на вопросы и в межличностном общении.

  • участие в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельное знакомство и обработка информации из дополнительных источников литературы, пр., из учебника, справочника, словаря, интернета.

  • работа в парах и группах.

  • воспитывать культуру речи, поведения, Напримере героев из произведений о ВОВ.


Я использую в работе элементы технологии развивающего обучения такие, как:

1. Учет личного опыта учащегося при изучении содержания литературного произведения: описываемые ситуации, герои произведения такие или похожее, возможно, встречались в личной жизни ребенка, его отношение к происходящему через призму личного опыта. «А как бы я поступил в такой ситуации?»

2. Индивидуально – дифференцированная работа, где идет учет возможностей учащегося, защита его знаний. Такая форма работы дает учащимся стремиться к улучшению своих результатов.

3. «Диалоговое сотрудничество». Мой основной стиль в работе - диалог. Урок должен быть построен не на одном монологе учителя, а на диалоге «преподаватель – учащийся» и наоборот – «учащийся – преподаватель». Но нужно отметить, что иногда приходится прибегать и к авторитарному стилю, так как ребята, придя к нам в училище из разных школ и с разным уровнем подготовки, порой имеют весьма неправильные представления о поведении на уроке. Но это в начале, затем уже «диалоговое сотрудничество».

4. Поощрение инициативы и активности учащихся: качественная и количественная оценка работы.

5. Я стараюсь «разбудить» внутреннюю мотивацию, довести до сознания учащегося значимость урока. Пр., русский язык, редактирование, деловая культура, культура речи – в практическом плане очень важны для групп секретарей – референтов, полученная информация пригодится не только в их будущей работе, но и в жизни.


Применение на своих уроках элементов технологии проблемного обучения они так же способствуют формированию ключевых компетенций: Пр.,

1. Апробирование разных путей анализа произведения: пообразный путь анализа (пр., «Война и мир»), композиционный («Герой нашего времени»), проблемный или проблемно - тематический («Отцы и дети»), целостный («Гроза») это помогает учащимся акцентировать внимание в каждом произведении на его стилистических, языковых, композиционных и жанровых особенностях.

2. Нетрадиционные формы урока: дидактическая, ролевая, деловая игра; интегрированный урок, Урок – КВН, урок - семинар, урок – концерт, урок – литературный монтаж.

3. Экскурсии в музей, на выставки.

4. Соревнования: литературная викторина «Что, где, когда?»,

5. Групповая работа, семинарские занятия.


На своих уроках так же использую активные формы обучения, цель которых – не просто дать знания, а помочь учащимся быть компетентными в моем предмете через самореализацию и самостоятельную работу, максимально активизирующую ребят.

Для того чтобы эта цель была реализована на уроках литературы и русского языка в качестве активных форм обучения я использую:

1. Интегрированный урок: Пр., в 266 группе 23 октября был проведен интегрированный урок (совмещены материалы 4 изучаемых предметов), в котором были использованы: работа в команде, ролевая и дидактические игры, творческий отчет, межпредметные связи (с литературой, историей, театром, живописью, кинематографией, делопроизводством). Вообще нестандартные уроки очень интересны для учащихся, они позволяют сплотить коллектив, активизировать всех, показать свои ЗУН в необычной обстановке.

2. Обсуждение проблемной ситуации, ситуации выбора. При анализе лирического и прозаического текста на уроках литературы. К примеру, при изучении произведений на 1, 2, 3 курсе часто у ребят разные точки зрения на героев, на их выбор жизненный пути пр., на Катерину из «Грозы» или Обломова, Раскольникова, Мастера и т.д. При обсуждении проблемной ситуации можно организовать работу в группах, где каждый высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Присутствуют элементы дискуссии. Обсуждение проблемной ситуации на уроках русский язык, редактирование, деловая культура, культура речи.

3. Творческие задания: выполнение рефератов, докладов, эссе, рисунков, кроссвордов. Писать рецензии на самостоятельно прочитанный текст, просмотренный фильм, иллюстрацию. Иногда удается вывести ребят в театр или музей, потом свои впечатления они представляют в форме творческого отчета, отзыва, обсуждения увиденного.

4. При данных методах формирования компетенций необходимо увеличение доли самостоятельной работы: индивидуальные задания (рефератов, докладов, эссе, рисунков, кроссвордов), индивидуальные вопросы, индивидуальные темы для сочинения, самостоятельное знакомство и обработка информации из дополнительных источников литературы. Пр., при изучении «Донских рассказов» М.А. Шолохова на 3 курсе для каждого учащегося был подобран рассказ для анализа.


Подводя итог всему выше сказанному, нужно отметить, что прививать и развивать все те компетенции, которые были перечислены, а особенно нашим учащимся – дело сложное. Наработки имеются, апробируются. Что-то получается, а что-то не сразу. Но над этим надо работать.

4


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: Опыт формирования ключевых компетенций на уроках литературы и русского языка у студентов НПО И СПО
  • Русский язык и литература
Описание:

Опыт формирования ключевых компетенций

на уроках литературы и русского языка

 

Для того чтобы сформироватьключевые компетенции у учащихся необходимо акцентировать внимание на деятельности ребят.

На своих уроках я стараюсь развивать следующие ключевые компетенции:

1.     Ценностно – смысловые:

·       Нравственные: оченьважна роль литературы в становление духовного мира человека, нравственное воспитание личности через обсуждение проблем, которые встречаются в произведениях. Пр., проблема нравственного выбора между долгом и честью (герои  Толстого из «Войны и мира»), проблема добра и зла (герои Булгакова из «МиМ»), проблема смысла жизни и назначения человека  (пр., герои Платонова, Солженицына).

·       мировоззренческие: стараться давать свою оценку литературному произведению, аргументировать свое мнение, соотношение произведения с современностью.

2.     Учебно – познавательные:

·       решение жизненных задач через обсуждение нравственных и философских проблем произведения.

·        планирование деятельности: умение составить план ответа, статьи, в дальнейшем план к сочинению на экзамене. Умение планировать свою учебную деятельность, приводит в дальнейшем к правильному планированию работы в своей профессиональной деятельности.

·        рефлексия, пр., в завершении деятельности на уроке учащийся высказывает мнение о своей работе, дает ей как количественную, так и качественную оценку.

·       развитие творческих способностей через рефераты, эссе, отзывы, изложение – рассуждение, тематические и экзаменационное сочинения.

3.     Социально – трудовые:

·        Аккуратность, пр., при выполнении работы в тетради, а в дальнейшем творческой работы – сочинения на экзамене.

·       Усидчивость, её формирование идет при смене различных видов деятельности: пр.,  выслушивание и запись информации, работа с учебником, чтение вслух и про себя, умение задавать вопросы и отвечать на них.

·       Трудолюбие

4.     Гражданские:

·       через выполнение творческих работ – эссе на областные конкурсы, в которых затронуты актуальные для нашего времени проблемы пр., «Семья моей мечты», «Боевые искусства против наркотиков», «Мое предложение законодателям»;

·       формирование активной жизненной позиции через изучение литературных произведений.

5.     Коммуникативные и общекультурные:

·       прививать интерес к родному слову через анализ лирических и прозаических произведений, выполнение упражнений по Р.Я.

·       грамотно строить монологические высказывания при устных и письменных ответах, владеть культурой диалогической речи при ответах на вопросы и в межличностном общении.

·       участие в диалоге или дискуссии;

·       самостоятельное знакомство и обработка информации из дополнительных источников литературы, пр., из учебника, справочника, словаря, интернета.

·       работа в парах и группах.

·       воспитывать культуру речи, поведения, Напримере героев из произведений о ВОВ.

 

Я использую в работе элементы технологии развивающего обучениятакие,  как:

1. Учет личного опыта учащегося при изучении  содержания литературного произведения: описываемые ситуации, герои произведения такие или похожее, возможно, встречались в личной жизни ребенка, его отношение к происходящему через призму личного опыта. «А как бы я поступил в такой ситуации?»

2. Индивидуально – дифференцированная работа, где идет учет возможностей учащегося, защита его знаний. Такая форма работы дает учащимся стремиться к улучшению своих результатов.

3. «Диалоговое сотрудничество». Мой основной стиль в работе  - диалог. Урок должен  быть построен не на одном монологе учителя, а на диалоге «преподаватель – учащийся» и наоборот – «учащийся – преподаватель». Но нужно отметить, что иногда приходится прибегать и к авторитарному стилю, так как ребята, придя к нам в училище из разных школ и с разным уровнем подготовки, порой имеют весьма неправильные представления о поведении на уроке. Но это в начале, затем уже «диалоговое сотрудничество».

4. Поощрение инициативы и активности учащихся: качественная и количественная оценка работы.

5. Я стараюсь «разбудить» внутреннюю мотивацию, довести до сознания учащегося значимость урока. Пр., русский язык, редактирование, деловая культура, культура речи – в практическом плане очень важны для групп секретарей – референтов, полученная информация пригодится не только в их будущей работе, но и в жизни.

 

Применение на своих уроках элементов технологии проблемного обучения онитак же способствуют формированию ключевых компетенций: Пр.,

1. Апробирование разных путей анализа произведения: пообразный путь анализа (пр., «Война и мир»), композиционный («Герой нашего времени»), проблемный или проблемно - тематический («Отцы и дети»), целостный («Гроза») это помогает учащимся акцентировать внимание в каждом произведении на его стилистических, языковых, композиционных и жанровых особенностях.

2. Нетрадиционные формы урока: дидактическая, ролевая, деловая игра; интегрированный урок, Урок – КВН, урок  - семинар, урок – концерт, урок – литературный монтаж.

3. Экскурсии в музей, на выставки.

4. Соревнования: литературная викторина «Что, где, когда?»,

5. Групповая работа, семинарские занятия.

 

На своих урокахтак же используюактивные формы обучения, цель которых – не просто дать знания, а помочь учащимся быть компетентными в моем предмете через самореализацию и самостоятельную работу, максимально активизирующую ребят.

Для того чтобы эта цель была реализована на уроках литературы и русского языка в качестве активных форм обучения я использую:

1. Интегрированный урок: Пр.,  в 266 группе 23 октября был проведен интегрированный урок (совмещены материалы 4 изучаемых предметов), в котором были использованы: работа в команде, ролевая и дидактические игры,  творческий отчет, межпредметные связи (с литературой, историей, театром,  живописью, кинематографией, делопроизводством). Вообще нестандартные уроки очень интересны для учащихся, они позволяют сплотить коллектив, активизировать всех, показать свои ЗУН в необычной обстановке.

2. Обсуждение проблемной ситуации, ситуации выбора. При анализе лирического и прозаического текста на уроках литературы. К примеру, при изучении произведений на 1, 2, 3 курсе часто  у ребят разные точки зрения на героев, на их  выбор жизненный пути пр., на Катерину  из «Грозы» или Обломова, Раскольникова, Мастера и т.д. Приобсуждении проблемной ситуации можно организовать работу в группах, где каждый высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Присутствуют элементы дискуссии. Обсуждение проблемной ситуации на уроках русский язык, редактирование, деловая культура, культура речи.

3. Творческие задания: выполнение рефератов, докладов, эссе, рисунков, кроссвордов. Писать рецензии на самостоятельно прочитанный текст, просмотренный фильм, иллюстрацию. Иногда удается вывести ребят в театр или музей, потом свои впечатления  они представляют в форме творческого отчета, отзыва, обсуждения увиденного.  

4. При данных методах формирования компетенций необходимо увеличение доли самостоятельной работы: индивидуальные задания (рефератов, докладов, эссе, рисунков, кроссвордов), индивидуальные вопросы, индивидуальные темы для сочинения, самостоятельное знакомство и обработка информации из дополнительных источников литературы. Пр., при изучении «Донских рассказов» М.А. Шолохова на 3 курсе для каждого учащегося был подобран рассказ для анализа.

 

Подводя итог всему выше сказанному, нужно отметить, что прививать и развивать все те компетенции, которые были перечислены, а особенно нашим учащимся – дело сложное. Наработки имеются, апробируются. Что-то получается, а что-то не сразу. Но над этим надо работать.

Автор Белавина Надежда Михайловна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 760
Номер материала 10920
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓