Главная / Школьному психологу / выступление на педконсилиуме психолога

выступление на педконсилиуме психолога

Адаптация к школе – 1 классы

2014-2015 учебный год.


Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Поменялось его место в системе общественных отношений, поменялся весь уклад его жизни, возросла психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм пришли ежедневные учебные занятия. Они потребовали от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая школьная нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретил новый коллектив детей и взрослых. Он устанавливал контакты со сверстниками и педагогами, учился выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показал, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

Для многих первоклассников очень трудна была социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом, классным руководителем и учителем-предметником задачу выбора соответствующих диагностических средств. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей всех специалистов школы в причинах возможной дезадаптации.

Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе выглядит таким образом (таблица №1)

Таблица №1


Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики”

Опрос родителей

Самооценка

Методика «Какой Я?»

Мотивация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных

Эмоционально-волевая сфера

Уровень страха, тревожности

Диагностика страхов младшего школьника. Рисуночный тест «Несуществующее животное»


Результаты исследования

эмоционально-волевой сферы первоклассников.


Для выявления наличия страхов у детей 1 классов была проведена диагностика, состоящая из 22 вопросов.

Изучение уровня страхов.

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

  1. «В»

  1. Высокий уровень

3(27%)

4(28%)

2(14%)

  1. Средний уровень

3(27%)

6(43%)

5(36%)

  1. Низкий уровень

5(45%)

4(28%)

7(50%)

1 – «А» и 1 «Б» класс

Больше всех дети боятся:– страхи, связанные с применением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война), социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; медицинский страх (боль, уколы, болезни).

. страхи, связанные с применением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война).социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; медицинский страх (боль, уколы, болезни) и страх высоты (8 детей из 16 – 50%).

1 «В» класс - социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; страх смерти; страхи, с применением физического ущерба.

Для изучения уровня тревожности с детьми 1 –х классов использовался рисуночный тест «Несуществующее животное». Применение рисуночных тестов позволил оценить детские переживания, стремления, представления. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Вот какие результаты получились.

Дети рисовали разных животных: реально существующих, существующих сейчас, сконструированных из разных частей разных животных. По этим рисункам были определены дети с повышенной тревожностью, агрессией.

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

Выше нормы

1 (9%)

3 (21%)

6 (43%)

Норма

10 (91%)

11(79%)

8 (57%)

Также у учащихся данных классов была исследована самооценка, которая очень важна для любого человека. Самооценка влияет на многое: на успеваемость, общение, и принятие ребенка самим собой и другим человеком. Заниженная самооценка может явиться показателем дефицита внимания и любви ос стороны близких людей ребенка. Вот как оценили свою самооценку учащиеся 1-х классов.

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

  1. Очень высокий уровень

8 (73%)

12 (86%)

13 (93%)

2.Высокий уровень

3(27%)

1(7%)

1(7%)

3. Средний уровень

-

1(7%)

-

4.Низкий уровень

-

-

-

5. Очень низкий уровень

-

-

-

Также были посещены уроки, на которых было проверено: усидчивость, внимательность, работоспособность, интерес к предмету, работа на уроке. Для учащихся 1-х классов были предложены вопросы по изучению уровня школьной мотивации. На основе этого была выявлена мотивация учащихся к обучению. Что же получилось:

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

1 (9%)

3 (21%)

5 (36%)

  1. Средний уровень

10 (91%)

11 (78%)

9 (64%)

  1. Низкий уровень

-

-

-

Какие можно сделать выводы по изучению уровня мотивации к обучению: детям нравится в школе, в школу идут с радостью. Многим учащимся не хотелось бы, чтобы отменяли у них какие-нибудь уроки и они против того, чтобы учитель не задавал им домашнее задание. Считают своего учителя добрым и иногда немного строгим. Одноклассники им нравятся, за исключением некоторых (дерутся, обзываются, не играют с ними, кусаются, отвечают первыми и не дают мне сказать, смотрят в мою тетрадь, плохо читают, язык показывают, щипаются, не дружат со мной).

Результаты исследования

уровня кругозора, памяти (слуховой, зрительной).


Уровень развития кругозора.


Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

10 (83%)

9 (69%)

11 (68%)

  1. Средний уровень

2 (17%)

4 (31%)

5 (32%)

  1. Низкий уровень

0


0


Уровень развития зрительной памяти.

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

3 (25%)

5 (38%)

11 (68%)

  1. Средний уровень

9 (75%)

6 (46%)

5 (32%)

  1. Низкий уровень

0

2 (15%)

0


Уровень развития слуховой памяти.

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

0

0

0

  1. Средний уровень

7 (58%)

9 (69%)

11 (68%)

  1. Низкий уровень

5 (42 %)

4 (31%)

5 (32%)


Уровень физиологического и эмоционального компонентов

(тест «Домики»).

Результаты обработки данных по методике «Домики» позволили выявить уровни: физиологического и эмоционального компонента.

Физиологический компонент позволил выявить и отследить – заболевания в период адаптации, вегетативный коэффициент (который позволяет вычислить энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденции к энергосбережению).

Эмоциональный компонент позволил выявить отношение ребенка к себе, к школьной деятельности, к учителю и одноклассникам; высчитать суммарное отклонение от аутогенной нормы, выявить уровень эмоциональной адаптации.


Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

Физиологический компонент

Достаточный уровень –

6 (50%)

Недостаточный уровень –

6 (50%)

Достаточный уровень –

8 (57%)

Недостаточный уровень –

6 (43%)

Достаточный уровень –

10 (71%)

Недостаточный уровень –

4 (39%)

Отношение:

к себе

+11

-1

+13

-1

+13

-1

к учению

+8

+- 4

+8

-1

+-5

+5

+-5

-4

к учителю

+9

+-3

+11

-3

+11

-3

К одноклассникам

+8

-4

+9

-5

+10

-4

Эмоциональный компонент

Положительный уровень эмоц. адаптации – 6 (50%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 6 (50%)

Положительный – достаточный уровень эмоц. адаптации – 9 (64%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 5 (36%)

Положительный – достаточный уровень эмоц. адаптации – 11 (78%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 2 (14%)

Отрицательный-недостаточный – 1 (7%)


Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 –х классов прошла:

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

    1. Достаточный (высокий)

6(50%)

9(64%)

11(78%)

2.Частичный (средний)

6(50%)

5(36%)

2(14%)

3.Недостаточный (низкий) - дезадаптация

0

0

1(7%)


Средний уровень результатов адаптации по 1-ым классам.

Уровни

1 – ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

13 (33%)

3.Низкий уровень

1 (2%)

Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обосновано выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога и учителя. Этих детей целесообразно выделить на две группы:

Детей из первой группы (средний уровень) - необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, провести коррекционную работу.

Вторая группа (низкий уровень) – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога и учителя.

Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, слабое здоровье. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя. Так как они успевают усвоить программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. Здесь необходима консультация родителей и рекомендации по преодолению психологического неблагополучия.



выступление на педконсилиуме психолога
  • Школьному психологу
Описание:

Адаптация к школе – 1 классы

2014-2015 учебный год.

 

   Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Поменялось его место в системе общественных отношений, поменялся весь уклад его жизни, возросла  психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм пришли  ежедневные учебные занятия. Они потребовали  от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая школьная  нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

  Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретил новый коллектив детей и взрослых. Он устанавливал  контакты со сверстниками и педагогами, учился выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показал, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

   Для многих первоклассников очень трудна была социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
      Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом, классным руководителем и учителем-предметником задачу выбора соответствующих диагностических средств. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и  ориентирующей всех специалистов школы в причинах возможной дезадаптации.

   Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе выглядит таким образом (таблица №1)

Таблица №1

 

Компоненты адаптации

Эмпирические характеристики

Методики

Физиологическая подстройка организма

Отсутствие заболеваний в период адаптации

Отсутствие психосоматической симптоматики

Опрос родителей

Анализ медицинской статистики

Способность организма к энергозатратам

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”

Освоение способов и приемов новой деятельности

Усвоение программы обучения

Экспертная оценка учителя

Эмоциональное принятие новой социальной ситуации

Эмоционально положительное восприятие процесса учения

Опрос родителей

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к учителю

Методика “Домики”

Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли

Методика “Домики”

Опрос родителей

Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками

Методика “Домики”

Опрос родителей

Самооценка

Методика «Какой Я?»

Мотивация

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных

Эмоционально-волевая сфера

Уровень страха, тревожности

Диагностика страхов младшего школьника. Рисуночный тест «Несуществующее животное»

 

Результаты исследования

 эмоционально-волевой сферы  первоклассников.

 

     Для выявления наличия страхов у детей 1  классов была проведена диагностика, состоящая из 22 вопросов.

Изучение уровня страхов.

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1-    «В»

1.  Высокий уровень

3(27%)

4(28%)

2(14%)

2.  Средний уровень

3(27%)

6(43%)

5(36%)

3.  Низкий уровень

5(45%)

4(28%)

7(50%)

  1 – «А» и 1 «Б» класс

     Больше всех дети боятся:– страхи, связанные с применением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война), социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; медицинский страх (боль, уколы, болезни).

–. страхи, связанные с применением физического ущерба (неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война).социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; медицинский страх (боль, уколы, болезни) и страх высоты (8 детей из 16 – 50%).

 1 «В» класс  - социально-опосредованный – страх людей, детей, наказания, опоздания, одиночества; страх смерти; страхи, с применением физического ущерба.

   Для изучения уровня тревожности с детьми 1 –х классов использовался рисуночный тест «Несуществующее животное». Применение рисуночных тестов позволил оценить детские переживания, стремления, представления. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Вот какие результаты получились.

   Дети рисовали разных животных: реально существующих, существующих сейчас, сконструированных из разных частей разных животных. По этим рисункам были определены дети с повышенной тревожностью, агрессией. 

Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

Выше нормы

1 (9%)

3 (21%)

6 (43%)

Норма

10 (91%)

11(79%)

8 (57%)

      

  Также у учащихся данных классов была исследована самооценка, которая очень важна для любого человека. Самооценка влияет на многое: на успеваемость, общение, и принятие  ребенка самим собой и другим человеком.  Заниженная самооценка может явиться показателем дефицита внимания и любви ос стороны близких людей ребенка.  Вот как оценили свою самооценку учащиеся 1-х классов.

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.  Очень высокий уровень

8 (73%)

12 (86%)

13 (93%)

2.Высокий уровень

3(27%)

1(7%)

1(7%)

3. Средний уровень

-

1(7%)

-

4.Низкий уровень

-

-

-

5. Очень низкий уровень

-

-

-

   Также были посещены уроки, на которых было проверено: усидчивость, внимательность, работоспособность, интерес к предмету, работа на уроке. Для учащихся 1-х классов были предложены вопросы по изучению уровня школьной мотивации. На основе этого была выявлена мотивация учащихся к обучению. Что же получилось:

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

1 (9%)

3 (21%)

5 (36%)

2.      Средний уровень

10 (91%)

11 (78%)

9 (64%)

3.      Низкий уровень

-

-

-

 Какие можно сделать выводы по изучению уровня мотивации к обучению: детям нравится в школе, в школу идут с радостью. Многим учащимся не хотелось бы, чтобы отменяли у них какие-нибудь уроки и они  против того, чтобы учитель не задавал им домашнее  задание. Считают своего учителя добрым и иногда немного строгим. Одноклассники им нравятся, за исключением некоторых (дерутся, обзываются, не играют с ними, кусаются, отвечают первыми и не дают мне сказать, смотрят в мою тетрадь, плохо читают, язык показывают, щипаются, не дружат со мной).

Результаты исследования

 уровня кругозора, памяти (слуховой, зрительной).

 

Уровень развития кругозора.

 

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

10 (83%)

9 (69%)

11 (68%)

4.      Средний уровень

2 (17%)

4 (31%)

5 (32%)

5.      Низкий уровень

0

 

0

 

Уровень развития зрительной памяти.

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

3 (25%)

5 (38%)

11 (68%)

6.      Средний уровень

9 (75%)

6 (46%)

5 (32%)

7.      Низкий уровень

0

2 (15%)

0

 

Уровень развития слуховой памяти.

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.Высокий уровень

0

0

0

8.      Средний уровень

7 (58%)

9 (69%)

11 (68%)

9.      Низкий уровень

5 (42 %)

4 (31%)

5 (32%)

 

 Уровень физиологического и эмоционального компонентов

(тест «Домики»).

  Результаты  обработки данных по методике «Домики»  позволили  выявить уровни: физиологического и эмоционального компонента.

 Физиологический компонент позволил выявить  и отследить – заболевания в период адаптации, вегетативный коэффициент (который позволяет вычислить энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденции к энергосбережению).

 Эмоциональный компонент позволил выявить отношение ребенка к себе, к школьной деятельности, к учителю и  одноклассникам; высчитать суммарное отклонение от аутогенной нормы, выявить уровень эмоциональной адаптации.

 

      Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

Физиологический компонент

Достаточный уровень –

6 (50%)

Недостаточный уровень –

 6 (50%)

Достаточный уровень –

 8 (57%)

Недостаточный уровень –

 6 (43%)

Достаточный уровень –

 10 (71%)

Недостаточный уровень –

 4 (39%)

Отношение:

                     к себе

+11

-1

    +13

   -1

+13

-1

               к учению

+8

+- 4

+8

-1

+-5

+5

+-5

-4

             к учителю

+9

+-3

+11

-3

+11

-3

К одноклассникам

+8

-4

+9

-5

+10

-4

Эмоциональный компонент

Положительный уровень эмоц. адаптации – 6 (50%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 6 (50%)

Положительный – достаточный уровень эмоц. адаптации – 9 (64%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 5 (36%)

Положительный – достаточный уровень эмоц. адаптации – 11 (78%)

Амбивалентный-частичный уровень эмоц. адаптации – 2 (14%)

Отрицательный-недостаточный – 1 (7%)

 

  Сопоставив все эти данные по исследованию и по наблюдению на уроках можно сделать вывод, что адаптация учащихся 1 –х классов прошла:

   Уровни

1 – «»А

1 – «Б»

1 – «В»

1.    Достаточный (высокий)

6(50%)

9(64%)

11(78%)

2.Частичный (средний)

6(50%)

5(36%)

2(14%)

3.Недостаточный (низкий) - дезадаптация

0

0

1(7%)

 

Средний уровень результатов адаптации по 1-ым классам.

      Уровни

1 – ые классы

1.Высокий уровень

26 (65%)

2.Средний уровень

13 (33%)

3.Низкий уровень

1 (2%)

 

 Таким образом, на основе полученных данных можно достаточно обосновано выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании психолога и учителя. Этих детей целесообразно выделить на две группы:

  Детей из первой группы  (средний уровень) - необходимо обследовать индивидуально, выявить причины и факторы дезадаптации, провести коррекционную работу.

 Вторая группа  (низкий уровень)  – первоклассники с частичной адаптацией – чаще нуждаются в краткосрочной оперативной помощи со стороны психолога и учителя.

  Причинами неполной адаптации часто могут быть повышенная тревожность, вызванная неумеренными ожиданиями родителей, слабое здоровье. Нередко эти дети не вызывают опасений учителя. Так как они успевают усвоить программу и выполняют правила поведения школьника, однако зачастую это происходит за счет физического и психологического здоровья маленького школьника. Здесь необходима консультация родителей и рекомендации по преодолению психологического неблагополучия.

 

 

 

Автор Петрова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1002
Номер материала 32278
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓