Главная / Иностранные языки / Выступление на педагогическом совете "Улучшение качества преподавания – основа повышения качества знаний учащихся"

Выступление на педагогическом совете "Улучшение качества преподавания – основа повышения качества знаний учащихся"

Улучшение качества преподавания –

основа повышения качества знаний учащихся.


(Выступление учителя немецкого языка Довбуш М.Ю.

на педагогическом совете)


Современная образовательная концепция ставит изучение иностранных языков в ряд приоритетных направлений и выделяет в качестве одной из главных задач

(Слайд № 1)


"обеспечение знания на уровне ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ как минимум одного ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА всеми выпускниками средней школы".

Качественное владение языками необходимо для вхождения в открытое информационное пространство, для обеспечения поля выбора общения каждого человека, о котором еще А.Сент-Экзюпери сказал, что это «самая большая на земле роскошь»

(Слайд № 2)

Расширение международных контактов повлияло и на изменение целей овладения иностранными языками. Одной из основных целей обучения иностранным языкам стало

(Слайд № 3)


формирование информационно-иноязычной коммуникативной компетенции.

(Слайд № 4)


Под коммуникативной компетенцией понимается не просто должный уровень умений и навыков, а шесть параметров:

лингвистическая компетенция (предполагает знание определенного количества языковых единиц);

социолингвистическая (способность использовать языковые единицы в определенной ситуации);

дискурсивная и стратегическая (умение излагать свою позицию, решать речевые задачи);

социокультурная (готовность и способность вести диалог культур);

социальная (готовность и желание взаимодействовать с другими).


(Слайд № 5)


А под информационной - сформированность умений активного информационного взаимодействия, ибо на сегодняшний день особое внимание уделяется развитию информационной культуры человека.

Проблема качественного обучения всегда была и будет актуальной. Сегодня на рынке труда востребованы интеллектуально развитые, коммуникабельные, конкурентноспособные специалисты, умеющие добывать необходимые знания.

Это потребовало от учителей использования современных обучающих технологий, которые помогли бы не только повысить качество учебно – воспитательного процесса но и вырастить ученика как самостоятельную, многогранную личность.

Разговор о своем предмете хочу начать с того, что мотивация к изучению немецкого языка снижается. Родители и дети всё чаще выбирают для изучения английский. Сложилось мнение, что немецкий язык учить не нужно, т.к. он не даёт перспективы применения его в жизни. Анализируя ситуацию, я поняла, что мы не выполняем требование Программы по немецкому языку по формированию социокультурного компонента содержания обучения, как фактора, определяющего использование языка в конкретных ситуациях.

К тому же, используя возможности УМК, не удаётся сформировать у учащихся и межкультурную компетенцию, т.е. приобщить к культуре страны через язык. В изучении языка учащиеся не видят практического выхода, внутренняя мотивация отсутствует. А если в некоторых случаях она появляется за счёт применения нестандартных уроков, изменения содержания, системы оценки, то внешняя неустойчивая, и как следствие отсюда - низкое качество знаний.

Итак, я начинаю с мотивации. И детям и родителям я каждый раз напоминаю о том, что учить немецкий язык стоит.

(Слайд № 6)

И вам предлагаю быстренько просмотреть следующую информацию, чтобы при удобном случае ориентировать уч-ся на немецкий язык


Не читать

  • Говорящие на немецком языке, могут без проблем общаться более чем со 100 миллионами людей в Германии и в Австрии, в Швеции, в Лихтенштейне, Люксембурге, частично в Италии, восточных Бельгии и Франции. Немецкий язык – язык, на котором говорят чаще всего в Европе.

  • Ежегодно на немецком книжном рынке выставляются более 60.000 новых изданий, т.е. 20% всех издающихся на свете книг. Германия занимает 3 место среди книжных производителей мира. Переводы не полностью передают все культурные достижения немецкой литературы. Итак, лучше читать книги в оригинале.

  • Германия является важнейшим торговым партнером. Кто разговаривает на немецком языке, тот улучшает свои торговые отношения с партнерами в крупной индустриальной стране.

  • Научиться немецкому и разговаривать на нем не сложнее, чем на английском, или французском. Благодаря современным методам можно уже через короткое время достигнуть высокого уровня коммуникативных способностей.

  • Посетители из Германии, Австрии и Швеции являются во многих странах важнейшими туристическими группами. Поэтому знание немецкого языка в этой сфере очень необходимо.

  • Многие немецкие фирмы за границей и заграничные фирмы в Германии ищут сотрудников со знаниями немецкого языка. В странах Европейского союза Германии принадлежит большое количество фирм.

  • Для ученых и студентов очень важно знать немецкий язык, так как в области научных публикаций немецкие занимают 2 место. Кто может читать на немецком открывает для себя широкий мир научно-исследовательской работы во всех сферах современной науки. Поэтому более 40% американских и 70% европейских ученых советуют студентам изучать немецкий язык.

  • Миллионы туристов со всего света каждый год посещают Германию, которая лежит в «сердце» Европы. Кто разговаривает на немецком, тот ближе знакомится с историей Германии, ее культурой, так как немецкий язык – язык Гете, Ницше, Кафки, Моцарта, Баха, Бетховена…

(Слайд № 7

«Самолет»)

Вот это тоже моя реклама к изучению немецкого языка в нашем городе.

Далее я пришла к выводу, что весь учебно-воспитательный процесс нужно наполнить конкретным практически значимым содержанием. Для этого нужно объединить урочную и внеурочную работу учащихся, традиционную учебную и творческую деятельность, создавать ситуации реального общения на немецком языке.

К тому же не всякий учебный материал может оказывать мотивационное влияние, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует потребностям учащихся. Это стало моей следующей задачей. Для обогащения содержания учебного материала я часто использую многочисленные дополнительные источники: газеты, журналы на немецком языке и прочее. Согласитесь, читать тексты с таким содержанием детям гораздо интереснее.

(Слайды № 8, 9 «Handy», «Nora»)

Я подбираю не только тексты для чтения, но и лексику для устного общения. Очень помогают мне в этом курсы, проводимые немецкими преподавателями по темам «Повседневная разговорная речь» и «Современный молодежный язык», после которых выдается соответствующий сертификат.

(Слайды № 10, 11)

Вот несколько интересных примеров, ребята их быстрее запоминают и с удовольствием употребляют в речи.


Saugen скачивать с интернета

Simsen – писать SMS-ки

Erzeugerfraktion – родители

Gehirnprotese – калькулятор

Psychohaus – школа

Intelligenzallergiker – дурак

Evolutionsbremse – идиот

Studentengurke - велосипед


Овладению языком также способствуют различные игры и игровые моменты, которые оживляют и обогащают уроки. Они доставляют ученикам большое удовольствие и помогает побороть стеснительность.

Одни игры развивают навыки устной речи, другие – навыки письма, третьи – способствуют восприятию речи на слух.

Особый интерес у детей вызывает заучивание скороговорок, считалок, разгадывание загадок, они обеспечивают запоминание на долгое время. («1, 2 Polizei», «wir freuen uns alle/ WEIL…»

Планируя уроки, я всегда задумываюсь над тем, как с первых же минут увлечь своих учеников. Стараюсь добиваться того, чтобы радость общения переходила в радость обучения.

Хорошим подспорьем в формировании учебной мотивации являются песни и музыка на уроках. Этому особенно много внимания я уделяю в начальной школе.

(Включить песенку «Hampelmann»)

Очень помогают материалы немецкого профессора А.Фишера, который был у нас в школе. Лексический материал по многим темам представлен в песенной форме в стиле РЭП, очень популярном сейчас среди детей и молодежи.

Ролевые игры, рифмованный материал и музыка пронизывают и внеклассную работу. Так, например, инсценированная 5-классниками и показанная 2-классникам сказка «Золотой Гусь»


(Слайд № 12)


надолго запомнилась и тем и другим, а 2-классники не дождутся, когда и они смогут выступить перед кем-нибудь на немецком языке.

В 5-6 классах я также активно использую опорные схемы и лексико-смысловые таблицы (ЛСТ), что это такое вы все хорошо знаете.

Для всех возрастных категорий я широко применяю в своей практике творческие задания.


(Слайд № 13)

«Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее»

Л.С. Выготский

Они связаны с коммуникативным характером обучения, формируют потребности к самореализации в языке, способствуют самостоятельности в приобретении новых языковых и социокультурных знаний, побуждают использовать информационно-компьютерные технологии, повышают интерес к изучению языка и качество обученности.

Даже самые слабые ученики всегда с удовольствием выполняют работы, т.к. есть возможность проявить свои индивидуальные способности. За творческие работы я выставляю две оценки: первую – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторую – за материал на немецком языке (в зависимости от трудности темы качество успеваемости – от 50% до 85%); тем самым реализуется один из важнейших принципов дидактики –

(Слайд № 14 )

всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению” (Ю.К. Бабанский).

Вот некоторые примеры творческих работ, которые выполняют мои уч-ся.

( Сдады № 15-21)

(Не читать)

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

книжка-малышка “Овощи. Фрукты”;

проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;

план-схема квартиры;

кроссворды по разным темам


Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

изготовить веселого человечка, устно его описать;

иллюстрированные сочинения “Моя любимая картина”, “Моя квартира”;

рассказ о книге, фильме, друге, городе с использованием фотографий, иллюстраций;

художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;

изготовить макет “Город моей мечты”, устно его описать.


Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

иллюстрированный реферат “Мой любимый художник. Его творчество”;

поздравительные открытки к немецким праздникам;

написание немецкого адреса;

сопоставительный анализ расписания уроков в Германии и России;

написание письма.


К тому же это побуждает и учителя творчески относиться к преподаванию.


(Слайд № 22)


Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: “Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализовываться”.

Педагогическое творчество – это всегда сотворчество. Ораторствующий учитель в притихшем классе – это возможно. Но долго молчащий класс – это признак неумения организовать совместную творческую деятельность. Поэтому на моих уроках не бывает мертвой тишины, если процесс пошел, урок удался, то нас всегда слышно.

Еще в древнегреческой педагогике учитель понимался как «вдохновитель», а следующие строки как нельзя хорошо отражают это:


(Слайд № 23)

«Где нет нутра, там не поможешь потом,

Цена таким усильям – медный грош,

Лишь проповеди искренним полетом

Наставник в ВЕРЕ может быть хорош!»


В эпоху компьютеризации учащиеся не желают работать только с учебником, и учитель вынужден обращаться к современным информационным технологиям. Их использование относится к наиболее эффективным формам, когда процесс обучения тесно связан с активной деятельностью ученика. Применением обучающих компьютерных программ и сети Интернет, разнообразие видов деятельности, красочность и увлекательность вызывают огромный интерес учащихся и превращают обучение в живой, естественный процесс. Но здесь нам еще многое предстоит сделать и многому научиться самим, я например, стою в самом начале этого пути.

Но кое-что нам уже удалось. Я имею в виду метод проектов, опирающийся на творчество школьников, приобщающий их к исследовательской деятельности. Одна китайская пословица очень хорошо отражает его суть.

(Слайд № 24)


«Я слышу – я забываю,

я вижу – я запоминаю,

я делаю – я понимаю».


Работая с учащимися 6-7 классов я преследую цель максимально использовать их знания и умения по информатике применительно к иностранному языку. Так учащиеся 7 класса, в рамках учебной темы «Немецкие праздники» получили индивидуальное задание – подготовка презентации в Power Point , что помогает развивать не только информационно-коммуникативные умения и навыки, но и социокультурную и лингвокультурологическую компетенции.

Работа по созданию презентаций организована следующим образом:

индивидуальная подготовка создания презентации,

демонстрация презентации на уроке, её защита.

Предлагаю Вашему вниманию несколько слайдов.

(Слайд № 25, 26)


Следующая презентация будет посвящена городам Германии, что, конечно, является логическим продолжением сделанной ранее работы.

Работа эта уже начата.

(Слайд № 27, 28)


Решить задачу социокультурной компетенции очень помогает внедрение в урок ресурсов Интернет, который есть не только глобальное средство массовой информации, но и стимул. Большинство из школьников никогда не были в стране изучаемого языка, не общались с зарубежными сверстниками. А Интернет предоставляет им такую, пусть и виртуальную, возможность.

Работая в Интернете, дети начинают относиться к иностранному языку иначе: он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Ведь здесь ребенок может непосредственно прикоснуться к жизни другой страны: почитать местные немецкие газеты, послушать радио, найти друга по переписке или пообщаться в чате.

Аутентичный материал Интернета является хорошим средством мотивации учебной деятельности, подталкивает ребят к изучению иностранного языка. Так из интернета, из электронной версии молодежного журнала «Юма» был взят аудиоматериал для рождественской презентации, который вы слышали, и который был представлен уч-ся для аудирования, из него же я вам показывала страничку о молодежной моде.

(Слайд № 29)

Так же очень актуальны для изучающих язык молодежные издания «Der Weg» и «Vitamin.de»

Вот пример того, чего я всегда хотела, портрет великого музыканта и его музыка, и все благодаря интернету.

(Слайд № 30 «Бетховен»)


Кроме презентаций в моих планах выполнение уч-ся с помощью компьютера упражнений по закреплению и практическому применению лексики, заданий на развитие навыков чтения, предусмотрен и этап обучения письму, который решает сразу две задачи: правильное написание немецких слов и освоение клавиатуры.

Хочу показать лишь небольшие примеры.

(Слайд № 31 - 35)


Сколько возможности открывает перед ними компьютер! Обучение становится увлекательным и для «стрелялок» остается меньше времени.

Но все же компьютер – лишь инструмент в руках учителя и ребенка, который позволяет делать обучение успешным.

«Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

И еще об одном. Мы, взрослые люди, любим, когда замечают наши успехи. Результаты многих исследований указывают на то, что и для учащихся еще более, чем для взрослых, важна психологическая атмосфера, в которой они находятся. Поэтому я стараюсь поощрить даже небольшой успех ученика, отмечаю (хотя бы добрым словом) его личные достижения, а у ребят от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к учению и они с большим желанием идут на урок.

Судьба волею случая свела нас в одно время, в одном месте: как учителя не могут выбрать себе других воспитанников, так и ученики вынуждены довольствоваться тем, что им предлагает школа. Значит, надо принимать друг друга как данность, наслаждаться моментами нашего общения, помня о том, что другой жизни ни у нас, ни у них не будет и делать ее для них и для себя интересной.

Наша профессия есть искусство, а не ремесло. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придержаться неукоснительно ни одного, вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – вот единственно возможный путь живого преподавания.

И закончить свое выступление я хочу словами Р. Рождественского:

По прежнему верится, что,

Если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда – нибудь учителя.


Выступление на педагогическом совете "Улучшение качества преподавания – основа повышения качества знаний учащихся"
  • Иностранные языки
Описание:

В тексте выступления уделяется внимание формированию информационно-иноязычной коммуникативной компетенции, как одной из основных целей обучения иностранным языкам, затрагиваются вопросы повышения мотивации к изучению немецкого языка.  

Приводятся конкретные приемы и формы работы учителя, говорится об информационном содержании учебного материала, соответствующего потребностям учащихся и способного оказать мотивационное влияние.

 К выступлению прилагается презентация в сопровождении музыкальных файлов. После выступления всем слушателям раздаются памятки " Двадцать советов учителю, как развивать творческие способности учащихся". 

Автор Довбуш Марина Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 606
Номер материала 7676
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓