Главная / Классному руководителю / выступление на педагогическом совете " Особенности формирования нового классного коллектива"

выступление на педагогическом совете " Особенности формирования нового классного коллектива"

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,

что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

В этом учебном году я взяла классное руководство в 10 «Б» классе. И первыми вопросами были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?» Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный «кулачок». Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:

1. Адаптация учащихся класса к обучению в старшем звене.

2. Формирование и сплочение классного коллектива, дружного, творческого.

3. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности.

 4. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

 5. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

6. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться учащимся.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми, я знала о них по своим наблюдениям в учебной и внеучебной деятельности. Была проанализирована документация, имеющаяся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика, индивидуальный дневник сопровождения).

Класс был сформирован из обучающихся разных школ Тулы и тульской области . Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

 Стадии формирования классного коллектива:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

  2. Организация актива класса, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

  3.  Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива на классном руководителе лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Второе, что я сделала на пути по формированию классного коллектива, - это провела работу по организации актива класса. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник.  В результате был сформирован актив класса. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.

Совместно был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих. Ребята достаточно доброжелательны друг к другу, хотя периодически возникают межличностные конфликты.

Традиционными у нас в 10 классе становятся поздравления именинников, чаепития в праздники, праздничные мероприятия к знаменательным датам. На таких мероприятиях также развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие во всех школьных мероприятиях. Класс принимает участие во всех школьных праздниках, неделях, конкурсах. Соревновательный момент  также работает на сплочение классного коллектива.

На третьей стадии формирования классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе. Возраст, в котором становятся старшеклассниками, является подростковым, начиная от 14-15 заканчивая 15-17 годами. Подростковый возраст во многих исследованиях и теоретических работах принято называть «трудным», «кризисным». В подростковом возрасте возникает новообразование личности – чувство взрослости, самостоятельности, независимости. Возникает необходимость поступать так, как считаешь нужным, не принимая во внимание мнения окружающих людей. Становление способности к самостоятельному поведению приводит к разрушению старых интересов и мотивов подростка, формированию новых моментов в его потребностно-мотивационной сфере и поиску новых форм поведения.

Всё что,  происходит  в классе   у нас  регулируется  правилами, которые мы выработали совместно и продолжаем вырабатывать, ведь жизнь идёт.

Наши правила:

  1. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились  к тебе!

  2. Не зазнавайся! Ты не лучше других, ты не хуже других!

  3. Один говорит - все  молчат!

  4. Задумал - предложи, пообещал - выполни!

  5. Не заставляй себя ждать, не подводи товарищей!

6. Все всегда во всём вместе! - это наш девиз

Для меня мой класс, как и для каждого из присутствующих здесь классных руководителей, его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

В своей педагогической деятельности стараюсь помнить:

Помню:

1.«Терпение - дар неба. Обладающий    терпением  не унизится до раздражения»

2.  «Постоянно давать детям награды не годиться, через это они становятся себялюбивыми»- Э.Кант

3.  « Благородство манер воспитывается на примерах» - А. Франс

4. «Грубейшей ошибкой в деле воспитания является излишняя торопливость» -Ж.Ж.Руссо

5.  «Везёт тому, кто сам везёт» - народная мудрость.  

В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.



Наши принципы: (слайд 6)

  1. Доброжелательность как основной принцип

  2. Неприкосновенность личности (нельзя трогать чужие вещи, не спрашивать  о тайнах души, не доставлять  неудобства окружающим и т.д.)

  3. Уважение индивидуальности.  Мы все очень  разные, но это достойно уважения

  4. Право каждого на ошибку

  5. Помощь друг другу



Каким я хочу видеть свой учеников, свой класс через год: (слайд 7)

- успешными;

- вежливыми и тактичными по отношению к окружающим;

- счастливыми и здоровыми;

- имеющими достойный круг общения;

- активными, уверенными в себе, стремящимися к успеху.



Что делать?( слайд 8)

  • Работать индивидуально с каждым членом взрослого коллектива (индивидуальные беседы психолога и классного руководителя, тесты, анкетирование).

  • Вовлекать в коллективную деятельность по мере возможности каждого ученика (участие в классных делах и праздниках, школьных и городских мероприятиях).

  • Сотрудничать с родителями (индивидуальные беседы классного руководителя и психолога, консультации для родителей, родительские собрания, совместная выработка стратегии).

  • Посетить ВУЗы для выбора места дальнейшего обучения.



Рекомендации педагогам (слайд 9)

  • Строго, но доброжелательно общаться со старшеклассниками. Они уже не дети, но и еще не взрослые.

  • Проявлять постоянное внимание к учащимся старшего звена и хвалить их (не вторгаясь в личное пространство). Обязательно похвалить в присутствии родителей.

  • Разрешить учащимся занимать места в классе по своему желанию.

  • Позволить больше самостоятельности.

  • Проявлять терпение, бесконечное терпение.



Сотрудничество с родителями ( слайд 10)

1. Индивидуальные беседы с родителями:

а) Выбор профессии серьезный шаг;

б) рекомендации родителям в воспитании старшеклассника;

в) домашнее чтение и его роль в образовательной деятельности;

г) семейные праздники и их значение для ребёнка;

д) нужно ли хобби для взрослого ребенка?

2. Родительские собрания:

а) режим дня в жизни старшеклассника;

б) трудности адаптации старшеклассника к завышенным требованиям в юридическом классе в школе;

б) роль отца в воспитании детей;

в) интернет, телевизор в жизни семьи;

г) свободное время детей;

д) значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром;

е) родителям о внимании и внимательности.











выступление на педагогическом совете " Особенности формирования нового классного коллектива"
  • Классному руководителю
Описание:

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя - педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. 

Автор Полешенко Юлия Александровна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 442
Номер материала 48982
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓