Главная / Другое / Выступление на педагогическом совете по теме " Информационная культура."

Выступление на педагогическом совете по теме " Информационная культура."

Информационная культура ( Слайд 1)


Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной информации, ее свободой и доступностью. Возникновение информационного общества неразрывно связано с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, рассмотрением в широком социокультурном контексте таких феноменов, как информационные ресурсы, новые информационные технологии, информатизация.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

 
Понятие "информационная культура" характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей.

В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.( Слайд 2)

В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.( Слайд 3)

Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.  

История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами. Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.

Выделяют следующие критерии информационной культуры человека (Слайд 4)

  • умение адекватно формулировать свою потребность в информации;

  • эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;

  • перерабатывать информацию и создавать качественно новую;

  • вести индивидуальные информационно-поисковые системы;

  • адекватно отбирать и оценивать информацию;

  • способность к информационному общению и компьютерную грамотность.

Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.

Рассмотрим следующие уровни реализации информационной культуры

1. когнитивный уровень - знания и умения: интернет-грамотность; навыки обращения с информацией: умение организовать поиск необходимой информации; умение работать с отобранной    информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям; ( Слайд 5)

2. эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения: Содержание информационных потребностей и интересов. Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания. Предпочтительность каналов получения необходимой информации. Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности. ( Слайд 5)

3. поведенческий - реальное и потенциальное поведение. Способы поиска и каналы получения необходимой информации. Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика. Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности. Способы распространения новой информации. Степень включенности в Интернет-сообщество. ( Слайд 5)

Большое значение информационной культуры имеет образование
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России в последние пять лет, наложили определенный отпечаток на развитие личности ребенка, на весь процесс обучения и воспитания в школе. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Использование новых информационных технологий в школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем: ( Слайд 6)

– Повышается интерес, мотивация учебной деятельности;

– Осуществляется дифференцированный подход;

– Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

– За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

– Облегчается процесс контроля и оценки знаний;

– Развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Традиционный урок как основная организационная форма обучения оказался адекватной формой и в условиях изменения целей и ценностей образования, и в условиях технологической революции в области средств обучения, когда с бумажным учебником стали конкурировать электронные дидактические средства обучения (мультимедийные учебники, интерактивные обучающие тренажеры, электронные энциклопедии и медиатеки). Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и др.

В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий:

( Слайд 7)

– Универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и др.).

– Компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники.

– Мультимедийные программные продукты.

– Компьютерные средства телекоммуникаций.

Овладение информационной культурой- путь универсализации качеств человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя.





Выступление на педагогическом совете по теме " Информационная культура."
  • Другое
Описание:

Овладение информационной культурой- путь универсализации качеств  человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя.      Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

 

Автор Романова Марина Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 355
Номер материала 35378
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓