Выступление на педагогическом совете
МБОУ города Кургана «Гимназия №47»
Тема:
Формы и методы современного мониторинга
образовательного процесса гимназии. Их эффективность.
Выполнила: Кузнецова Наталья Валерьевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Выступление на педагогическом совете
МОУ «Гимназия 47»
Тема: Формы и методы современного мониторинга
образовательного процесса гимназии. Их эффективность.
Мониторинг осуществляется по разным направлениям в начальной школе, но
я хотела бы поделиться опытом при проведении отслеживания техники чтения.
При проведении педагогического отслеживания техники чтения необходимо
соблюдать условия, характерные для любого мониторинга: системность и продолжительность
во времени, сравнимость, объективность, комфортность.
Для полного представления о качестве чтения следует вести
отслеживание техники чтения по следующим направлениям: темп чтения,
правильность, выразительность, осмысленность.
Целесообразно начинать проведение данного мониторинга со 2-го класса,
2-ой недели сентября, что позволит определить исходное состояние техники чтения
каждого ученика класса и поможет разделить класс на группы детей, читающих в
одном темпе, для проведения в дальнейшем индивидуальной и групповой работы.
Традиционно важно выделить три такие группы: дети, темп чтения которых
превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых
соответствует нормативным требованиям; дети, которые не выполняют требования программы.
При проверке техники чтения все данные заносятся в индивидуальную
читательскую карточку ученика, которая представляет собой график, где по
горизонтали отмечаются даты проведённых наблюдений, а по вертикали- количество
слов, прочитанных за минуту. Дополнительно цифрой фиксируется число ошибок,
допущенных учащимся, цветом отмечается выразительность чтения. Для этого кружок
закрашивается каким- либо цветом (например, красным- чтение выразительно,
синий- требует работы над выразительностью). Знаком плюс (минус) отмечается
осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
Например, индивидуальный график техники чтения показывает, что
ученица Анисимова Лидия относится к числу учащихся со средним уровнем техники
чтения. Её чтение на начало года по темпу соответствует нормативным требованиям
первого полугодия. Чтение невыразительно, но осознанно, может отвечать на
вопросы учителя по содержанию текста, на графике это показано знаком «+»,
однако допустила 4 ошибки при чтении.
Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником
необходимо определить и зафиксировать качество ошибок (ошибки в окончании слов,
постановка ударения и пр.). это записывается на обороте того же графика.
Анализируя предложенный график мы видим, что в октябре скорость
чтения увеличилась, ученица читала выразительно, осознанно, число ошибок
снизилось до 2.
Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения,
но и улучшает её.
Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне
учителя) ежемесячно.
Ежемесячное отслеживание техники чтения даёт возможность педагогу
судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика,
помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает
наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план
коррекции.
Конечно, сейчас, когда на графике отражено только два измерения, он
не даёт полной картины состояния дел. Однако, систематическое фиксирование
результатов, коррекционная, индивидуальная работа с учеником всегда принесёт
положительные результаты.
А как радуются дети, рассматривая график и убеждаясь, что он идёт
ввысь! Как они довольны, если уменьшилось число ошибок! Ведь это показатель их
труда.
Итак, вооружившись графиком, как показателем изменения качества
чтения конкретного ученика учитель может намечать соответствующую работу с
каждым учеником, стимулировать его продуктивную деятельность, подбирая методы и
приёмы, адекватные его потребностям, проводить беседы с родителями, привлекая
их тем самым к проблемам ребёнка.
Определив уровень чтения каждого ученика и разделив класс на группы,
даю задания. Перед вами групповой график техники чтения одной из групп, темп
чтения соответствует норме, но необходимо работать над осмысленностью чтения,
данная группа получит задание на уроке: прочитать абзац и выделить главную
мысль. В это время дети, допускающие большое количество ошибок при чтении,
будут работать над увеличением поля зрения и т.п.
Следует при этом помнить, что не сравниваются успехи одного ребёнка с
другим, т.к. человек индивидуален и у каждого свой собственный темп и путь
развития. Учу детей радоваться самому малому продвижению вперёд каждого
учащегося.
Мы рассмотрели варианты отслеживания техники чтения индивидуально
каждого учащегося класса и группы, читающих в одном темпе. Их цель-
дифференциация и индивидуализация работы на уроке.
О работе учителя в целом можно судить по обобщенной таблице состояния
техники чтения класса, где отражён средний процент всех исследуемых параметров:
темп чтения, правильность, выразительность и осознанность прочитанного
материала.
Как видите, это только начало работы, но я уверена, что принесёт
свои положительные результаты, т.к. практика показала, что мониторинг,
проводимый на протяжении длительного периода наблюдения и с использованием
постоянных критериев, даёт стабильную и более объективную информацию о состоянии
дела, это позволяет своевременно реагировать на все спады и подъёмы, вносить
необходимые коррективы, делая, таким образом, саму работу личностно значимой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.