Главная / Русский язык и литература / Выступление на педагогическом совете на тему "Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО"

Выступление на педагогическом совете на тему "Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО"

Название документа Выступление.doc

Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО

Внедрение ФГОС - реальность образовательного процесса. В 2010 году начальная школа перешла на ФГОС. Через два-три года перед каждым учителем–предметником возникнет необходимость перейти на стандарт в 5 классе.

Что мы должны понять сегодня? Учителям-предметникам, в том числе и учителям русского языка и литературы, сегодня необходимо понять теоретико-методологическую основу ФГОС, одно из его ключевых понятий - системно-деятельностный подход, что обеспечит словесникам готовность работать по-новому.

Что должен осознать каждый учитель, готовясь работать по новым стандартам?  Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от сформированности у них универсальных способов познания, мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать ученику умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Каковы новые учебные задачи современного образовательного процесса? На первом месте стоит формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации (развитие рефлексии); а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания. Новые задачи требуют перестройки методической работы учителя.

Какова в рамках ФГОС роль учителя? Она значительно меняется. Учитель становится организатором учебной деятельности обучающихся; формирует их универсальные учебные действия. Позиция учителя - к классу не с ответом, а с вопросом.

В основе ФГОС заложен системно-деятельностный подход. Успех образовательной политики зависит от овладения учителем деятельностной теорией учения. Деятельность – это особая система, включающая компоненты: мотивы, цели, действия. Сущность деятельностной теории учения можно выразить всего тремя положениями:

  1. Конечная цель обучения - формирование способа действий;

  2. Способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности;

  3. Механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Когда у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает новое знание, а включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта: сам формулирует тему урока, определяет его цели, самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является развитие творческого мышления. Ученик теперь действует по принципу «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат». Для формирования деятельностных способностей учителю необходимо постоянно тренировать обучающегося в выполнении различных видов деятельности: говорения, чтения, аудирования и письма.

Если рассматривать объекты познания как системы, то основным подходом их изучения должен выступать системный. Русский язык на наших уроках – объект познания учащихся, он имеет системную организацию. Что поможет обучающемуся постичь этот объект? Безусловно, учебник. Поэтому учителю важно выбрать такой учебник, который поможет показать обучающимся системную организацию изучаемого предмета на разных уровнях: разделов лингвистики, подразделов (тем), основных единиц языка  и на уровне узкой темы. В учебнике для реализации идей стандарта должны быть заложены возможности для личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, для реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Учебник должен способствовать развитию устойчивого интереса к предмету и развитию всех видов речевой деятельности.

 С такой задачей справляются учебники нового поколения:  обеспечивают учителя необходимым материалом для урока, руководят совместной деятельностью учителя и ученика, определяют выбор технологий и приёмов, используемых на уроке.  Учебники из федерального перечня выбирают школа и учитель.

Из перечня рекомендованных и соответствующих требованиям ФГОС основного общего образования предлагается обратить внимание на учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С. И. Львовой, который реализует основные идеи ФГОС:

  • утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом;

  • ориентацию на планируемые результаты обучения;

  • усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе;

  • реализацию системно-деятельностного подхода в образовании;

  • формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать;

  • реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей.

Выполнение всех заданий предполагает качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ.

Если в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы). УМК содержит набор  самостоятельных и проверочных работ (5-9 кл.), дидактических материалов (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов.

Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов.

Основными единицами любой деятельности являются потребности и мотивы, задачи и действия, средства и операции. В системной организации учебной деятельности школьников следует выделить пять основных компонентов: 1) учебно-познавательные мотивы, «для чего мне необходимо изучить этот объект», 2)действие целеполагания («что я должен сделать…»), 3)выбор средств и методов,  планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), 4)решение задач и 5)рефлексивно-оценочные действия  («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).

Собственную учебную деятельность школьников, личностно-деятельностный подход в обучении можно выразить формулой «деятельность – личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Какие принципы обеспечивают реализацию деятельностного метода в преподавании:

1) Принцип деятельности - ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений (например, при изучении частей речи).

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности (у каждого свой опыт).

Какой должна быть деятельность учителя для обеспечения результативности урока вне типологии?

  1. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  2. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) (Пример, Прохватилина тетрадь «Проверь себя», работа над ошибками).

  3. Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

  7. Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  10. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Как может выглядеть общий план урока на основе системно-деятельностного подхода?

1. Постановка учебной задачи. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки учителем проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания.
Так, вводя новое понятие «Причастие», учитель в заранее подготовленном тексте предлагает определить все части речи. Учащиеся, как правило, ошибочно относят причастия либо к прилагательному. Возникает ситуация противоречия между прежними знаниями и явным незнанием нового, что им предстоит узнать: что это за часть речи, которая похожа на прилагательное, но не является им.

 Мотивом к осознанию учащимися необходимости изучения данной части речи (мотивация проводится учителем с помощью вопросов). Затем учащимся предлагается самим определить цель данного урока. Знакомые с логикой введения понятия «часть речи», учащиеся без труда выделяют три его составляющие: грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль. Для опознавания любой части речи закладываются действия алгоритмизированного разбора.

2)Решение учебной задачи. РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ складывается из нескольких заданий, наборы которых меняются в зависимости от конкретных условий той или иной учебной задачи. Важно, чтобы «открытие» новых понятий детьми шло поэтапно и каждый этап сопровождался четкими выводами, сделанными учащимися.

3. Моделирование содержания изучаемого понятия (в графической или знаковой форме). На уроках русского языка моделирование производится чаще всего в графической форме. По мере изучения модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение

4. Моделирование общего способа умственной деятельности - следующий этап урока. Это своеобразная пошаговая инструкция (алгоритм) по выделению изучаемого понятия из массы других языковых явлений либо применению изучаемого понятия (правила). Оно позволяет школьнику контролировать свои действия с тем, чтобы выйти на желаемый результат. Общий способ умственной деятельности записывается в специальных тетрадях и отрабатывается во время тренировочных упражнений. Этот прием хорош тем, что школьники при ошибочном результате могут вернуться к «инструкции» и определить, на каком этапе у них происходит «сбой», что нужно повторить, что они не до конца уяснили для себя и т.д.

5. Конкретизация изучаемого понятия. Выполняя тренировочные работы по усвоению изучаемого понятия, школьник обращает внимание на содержание собственных действий, рассматривает их с точки зрения результата, требуемого учебной задачей. Важно при этом проводить мотивацию выполнения задания (зачем мы будем выполнять это упражнение?), обучать детей умению анализировать само задание.
6. Рефлексивно-оценочный этап - заключительный этап, при котором учащийся оценивает свою деятельность с точки зрения усвоения модели рассматриваемого понятия и общего способа умственной деятельности.

Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке. В результате такой коммуникации участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги и полилоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексии. Для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;

-планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

-оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

        В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Учащиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным требованием!





Название документа Презентация к педсов..ppt

Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГ...
Основная идея – идея развития. Цель педагогической деятельности – дать ученик...
В основе ФГОС - системно-деятельностный подход Конечная цель обучения - форм...
Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией С. И. Львовой ут...
 УМК под редакцией Р. Н. и Е. В. Бунеевых
УМК под редакцией академика РАО Г. Г. Граник
Основные компоненты системной организации учебной деятельности школьников уче...
Принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в преподавании При...
Деятельность учителя для обеспечения результативности урока Учитель специальн...
План урока на основе системно-деятельностного подхода Постановка учебной зада...
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС
Описание слайда:

Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО

№ слайда 2 Основная идея – идея развития. Цель педагогической деятельности – дать ученику у
Описание слайда:

Основная идея – идея развития. Цель педагогической деятельности – дать ученику умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию. Задача современного образовательного процесса - формирование у учащихся универсальных умений самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации, а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

№ слайда 3 В основе ФГОС - системно-деятельностный подход Конечная цель обучения - формиро
Описание слайда:

В основе ФГОС - системно-деятельностный подход Конечная цель обучения - формирование способа действий; способ действий может быть сформирован только в результате учебной деятельности; механизм обучения не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

№ слайда 4 Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией С. И. Львовой утвер
Описание слайда:

Учебно-методический комплект по русскому языку под редакцией С. И. Львовой утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; ориентацию на планируемые результаты обучения; усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе; реализацию системно-деятельностного подхода в образовании; формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать; реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетентностей.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6  УМК под редакцией Р. Н. и Е. В. Бунеевых
Описание слайда:

УМК под редакцией Р. Н. и Е. В. Бунеевых

№ слайда 7 УМК под редакцией академика РАО Г. Г. Граник
Описание слайда:

УМК под редакцией академика РАО Г. Г. Граник

№ слайда 8 Основные компоненты системной организации учебной деятельности школьников учебно
Описание слайда:

Основные компоненты системной организации учебной деятельности школьников учебно-познавательные мотивы; действие целеполагания; выбор средств и методов, планирование решения; решение задач; рефлексивно-оценочные действия.

№ слайда 9 Принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в преподавании Принци
Описание слайда:

Принципы, обеспечивающие реализацию деятельностного метода в преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

№ слайда 10 Деятельность учителя для обеспечения результативности урока Учитель специально п
Описание слайда:

Деятельность учителя для обеспечения результативности урока Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель на основе технологии диалога обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Задаёт задачи и формирует четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

№ слайда 11 План урока на основе системно-деятельностного подхода Постановка учебной задачи.
Описание слайда:

План урока на основе системно-деятельностного подхода Постановка учебной задачи. Решение учебной задачи. Моделирование содержания изучаемого понятия. Моделирование общего способа умственной деятельности. Конкретизация изучаемого понятия.  Рефлексивно-оценочный этап.

Выступление на педагогическом совете на тему "Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО"
  • Русский язык и литература
Описание:

Материал представляет собой выступление на педагогическом совете на тему "Преемственность в преподавании русского языка и литературы при переходе на ФГОС ООО". Излагаются основная идея, цели и задачи современного образовательного процесса. Подробно излагаются принципы системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы, лежащего в основе ФГОС. Приведены УМК, по которым можно работать при переходе на ФГОС ООО. Приведены компоненты, системной организации учебной деятельности школьников. Перечислены методы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе. Также предлагается примерный план урока на основе системно-деятельностного подхода. Материал сопровождается презентацией. 

Автор Коломлина Татьяна Владимировна
Дата добавления 28.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2339
Номер материала 5877
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓