Главная / Директору-завучу / Выступление на педагогическом совете "Причины и пути преодоления синдрома профессионального выгорания педагога"

Выступление на педагогическом совете "Причины и пути преодоления синдрома профессионального выгорания педагога"

Выступление на педагогическом совете

«Причини и пути преодоления профессионального выгорания педагога»


Эффективность работы учителя во многом зависит от его психического и физического благополучия. К сожалению, учительская профессия может быть отнесена к группе повышенного риска..

Профессия педагога признана одной из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за день проведения уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность - вот цена, которую платит учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания.

Так, проведенные исследования показали, что для педагогов характерны психические и нервные (вегето-сосудистая дистония, астения, болезни центральной нервной системы) заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы (ишемическая, гипертоническая и гипотоническая болезни, нарушение мозгового кровообращения), органов пищеварения (гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, желчно-каменная болезнь, гастроэнтерит), ларингит.

Причины следует искать в специфических особенностях деятельности педагогов, таких, как повышенная продолжительность рабочего времени, высокая напряженность и ответственность.

Во многих исследованиях показано, что ра­бочее время педагогов намного превыша­ет временные затраты представителей дру­гих профессий, а также нормативно уста­новленные временные параметры недель­ной занятости. Наряду с этим существу­ет ряд специфических особенностей де­ятельности учителя, порождающих психоэмоциональное и физическое напряже­ние. Это:

- необходимость длительной и од­новременной фиксации внимания на нескольких объектах,

-высокие требования к памяти (точность и быстрота запомина­ния и воспроизведения обширной инфор­мации),

- умение выразить свои чувства и представления с помощью жестов, мими­ки, вербальных средств,

- большая нагруз­ка на голосовой аппарат.

Добавим к это­му:

- большие статические нагрузки (сохра­нение в течение нескольких уроков одной позы);

- требования эмоцио­нальной нейтральности в отношении с учениками;

- частые смены учебных программ и необходимость замещать отсутствующих по болезни коллег.

- И, наконец, необходи­мость «домашней работы» по проверке письменных заданий и подготовке к уро­кам, зачастую в ущерб семейным и личным делам и отдыху.

Отметим и такой факт, что педагоги реже, чем представители дру­гих профессий, обращаются за медицин­ской помощью и чаще продолжают свою профессиональную деятельность в случае недомогания или болезни.

Каждая профессия предъявля­ет свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит усиление каких-то черт личности человека (авторитарно­сти у педагога, пунктуальности у ма­шиниста, внимательности у иссле­дователя и т.д.) или усиление опре­деленных состояний (повышенная эмоциональность у актера, воле­вое усилие у тренера, сосредоточен­ность у авиадиспетчеров и т.д.).

Достаточно много требований к человеку предъявляет педагоги­ческая деятельность, поэтому про­фессия учителя сочетает в себе мно­жество ролей. Не зря психотерапевт Владимир Леви изобразил удиви­тельно точную схему, отображаю­щую это ролевое разнообразие.

слайд

Такая разноплановость педагоги­ческой деятельности, с одной сторо­ны, помогает педагогу развиваться, изменяться и открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует стрессу.

Стресс обозначает напряженное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних фак­торов (выполнение важной рабо­ты в сжатые сроки, высокая эмоцио­нальная нагрузка при общении, тя­желая физическая работа и т.д.).

Важно осознавать, что стресс мо­жет играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффектив­ность его деятельности, повышая вероятность возникновения состоя­ния безразличия, скуки.

hello_html_6a2ca194.png



Однако организм наш очень муд­рый, он быстро реагирует на наруше­ние баланса, и независимо от наше­го желания срабатывает определен­ный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов - синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

Что такое эмоциональное выгорание?

Выгорание - это своеобразной уход, если хотите, психологическая размолвка человека с работой, в от­вет на продолжительный стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К. Фреденбергер в 1974 году.

Признаки проявления СЭВ

Развивается это состояние по стадиям, словно шагает по ступеням.

Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных переживаний, чувства эмоционального опустошения: «Ничего я не хочу», «Все одно и то же, ничего интересного», «Как я ото всего устала, надоело все» и т.п. Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через отстраненность.

Проведенное тестирование педагогов нашей школы показало, что 20% учителей имеют низкий уровень эмоционального истощения, что свидетельствует об отсутствии данного синдрома, 40% - средний, что говорит о том, что он находится в стадии формировании и 40% имеют высокий уровень эмоционального истощения.

Стадия деперсонализации. Возникают негативные установки («Им ничего не надо, а мне больше их надо?», «Неблагодарные, столько сил на них трачу, и все без толку», «Ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д), которые могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, со временем это раздражение вырывается наружу в виде вспышек или конфликтных ситуаций. Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.

32% учителей имеют низкий уровень, 36% - средний и 32% - высокий уровень скрытого раздражения.

Редукция личностных достижении. По мере развития синдрома проявляется снижение чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других. Появляется безразличие к работе: «Ничего не получается», «Быстрее бы день в школе прошел», «Какой смысл в моей работе - не знаю, они и без физики будут больше нас зарабатывать, а мы просто дураки».

28% учителей имеют низкий уровень, 32% - средний и 40% - высокий уровень скрытого раздражения.

Таким образом, 27% педагогов – не испытывают СЭВ, у 36% - он находится в стадии формирования, у 37% - сформирован.

Можно сказать, что синдром эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации, происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний, а также изменение поведения человека.

1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее состояние здоровья.

2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины, истерики, преобладает чувство одиночества.

3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение; формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой.

4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.

Американские исследователи разделили всех людей на два типа: «А» и «Б».

Представители типа А больше подвержены СЭВ. Они реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б. Представители типа А больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.

С помощью небольшого теста выявим некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?


Инструкция:

Подумайте о том, как вы себя ощущаете и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:

1. Привычно ли для вас заниматься несколькими делами одновременно?

2. Сильно ли у вас развито чувство соревновательности?

3. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда отдыхаете?

4. Скучаете ли вы, когда говорят другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?

5. Пребываете ли вы в постоянной спешке?

6. Трудно ли вам терпеливо ждать?

7. Склонны ли вы скрывать свои чувства?

8. Вы говорите выразительно и громко?

9. Трудно ли вам доверять часть работы другим?

10. Быстро ли вы едите, ходите и т. п.?

11. Раздражают ли вас бездельничающие люди?

12. Ощущаете ли вы постоянное физическое напряжение?

13. Трудно ли вам понять интересы других людей?

14. Верно ли, что практически все ваши интересы связаны с работой?

15. Трудно ли вам заниматься одним делом в один момент?


Если вы ответили «да» на большую часть этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип поведения Б.


Профилактика СЭВ.


  1. Использование «тайм-аутов» - отдых от работы.

  2. Эмоционально-личностное общение (когда человек анализирует свои ичувства и и делится ими с другими).

  3. Поддержание хорошей физической формы.

  4. Умение рассчитывать и распределять свои нагрузки.

  5. Возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

  6. Положительные эмоции.

  7. Здоровое питание.














Правила здорового питания.

  1. Потреблять разнообразные продукты.

  2. На завтрак есть каши.

  3. Несколько раз в день есть овощи и фрукты (500 г в день). Предпочтение отдавать продуктам местного производства.

  4. Ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержа­нием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.

  5. Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.

  6. Ограничить потребление"видимого"жира в кашах и бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.

  7. Ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, слад­ких напитков, десерта.


Полезные свойства овощей и фруктов


  1. Зелень - хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, бла­готворно влияет при малокровии, авитаминозе. (Салат, укроп, петрушка.)

  2. Корни сельдерея - идеальное сред­ство для снижения артериального давления.

  3. Топинамбур - для больных диа­бетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

  4. Употребление моркови очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

  5. Капуста улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллерге­ном.

  6. Свекла улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает его ценным для профилактики заболе­вания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

  7. Баклажаны малокалорийны, зато в них много фолиевой кислоты, а это значит, что они ускоряют вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливают способность инсулина понижать уровень сахара и способствуют процессу образования эритроцитов в крови.

  8. Яблоки обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-со­судистой системы, обмена веществ.


  1. Малина улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

  2. Черная смородина богата общеукрепляющим витамином С.





Подготовила:

Довбуш М.Ю.

Выступление на педагогическом совете "Причины и пути преодоления синдрома профессионального выгорания педагога"
  • Директору-завучу
Описание:

Данный материал будет полезным при подготовке и проведении заседания школьного методического объединения классных руководителей или педагогического совета по здоровому образу жизни. Выступление сопровождается презентацией и предполагает активный диалог с участниками.С помощью небольшого теста участники педсовета выявляют некоторую направленность в собственом поведении и подверженность СЭВ. После выступления слушателям раздаются памятки "Профилактика Синдрома эмоционального выгорания", "Правила здорового питания", "Полезные свойства овощей и фруктов".

 

 

 

Автор Довбуш Марина Юрьевна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 898
Номер материала 7603
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы