Выступление
на педагогическом совете
«Причини
и пути преодоления профессионального выгорания педагога»
Эффективность работы учителя во многом зависит от
его психического и физического
благополучия. К сожалению, учительская профессия может быть отнесена к группе повышенного риска..
Профессия
педагога признана одной
из самых разрушительных для здоровья. Учитель работает в условиях постоянного внешнего и внутреннего контроля. Его психические ресурсы за
день проведения
уроков так истощаются, что к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональная опустошенность - вот цена,
которую платит
учитель. А уже на этой почве расцветают пышным букетом многие физические заболевания.
Так, проведенные
исследования показали, что для педагогов характерны психические и нервные
(вегето-сосудистая дистония, астения, болезни центральной нервной системы) заболевания,
болезни сердечно-сосудистой
системы (ишемическая, гипертоническая и гипотоническая болезни, нарушение мозгового
кровообращения), органов пищеварения (гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки,
желчно-каменная болезнь,
гастроэнтерит), ларингит.
Причины следует искать в специфических
особенностях деятельности педагогов, таких, как повышенная продолжительность рабочего
времени, высокая напряженность и ответственность.
Во многих
исследованиях показано, что рабочее время педагогов намного превышает временные затраты
представителей других
профессий, а также нормативно установленные временные параметры недельной занятости. Наряду с этим
существует ряд
специфических особенностей деятельности учителя, порождающих психоэмоциональное и физическое
напряжение. Это:
- необходимость
длительной и одновременной
фиксации внимания на нескольких объектах,
-высокие
требования к
памяти (точность и быстрота запоминания и воспроизведения обширной информации),
- умение выразить
свои чувства и представления
с помощью жестов, мимики, вербальных средств,
- большая нагрузка на голосовой аппарат.
Добавим к этому:
- большие статические
нагрузки (сохранение в течение нескольких уроков одной позы);
- требования
эмоциональной нейтральности в отношении с учениками;
- частые смены
учебных программ и
необходимость замещать отсутствующих по болезни коллег.
- И, наконец,
необходимость
«домашней работы» по проверке письменных заданий и подготовке к урокам, зачастую в ущерб семейным
и личным делам и отдыху.
Отметим и такой факт, что педагоги
реже, чем представители других профессий, обращаются за медицинской помощью и
чаще продолжают свою профессиональную деятельность в случае недомогания или
болезни.
Каждая профессия предъявляет
свои требования к человеку. В процессе трудовой деятельности происходит
усиление каких-то черт личности человека (авторитарности у педагога, пунктуальности
у машиниста, внимательности у исследователя и т.д.) или усиление определенных
состояний (повышенная эмоциональность у актера, волевое усилие у тренера,
сосредоточенность у авиадиспетчеров и т.д.).
Достаточно много требований к человеку
предъявляет педагогическая деятельность, поэтому профессия учителя сочетает в
себе множество ролей. Не зря психотерапевт Владимир Леви изобразил
удивительно точную схему, отображающую это ролевое разнообразие.
слайд
Такая разноплановость педагогической
деятельности, с одной стороны, помогает педагогу развиваться, изменяться и
открывать все новые грани своей личности, но, с другой стороны, способствует
стрессу.
Стресс обозначает напряженное состояние человека,
возникающее в ответ на воздействие внешних факторов (выполнение важной работы
в сжатые сроки, высокая эмоциональная нагрузка при общении, тяжелая
физическая работа и т.д.).
Важно осознавать,
что стресс может играть как конструктивную роль в жизни человека, мобилизуя
его энергию в сложной ситуации, так и деструктивную, снижая эффективность его
деятельности, повышая вероятность возникновения состояния безразличия, скуки.
Однако организм наш очень мудрый, он
быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания
срабатывает определенный защитный механизм. Один из таких защитных механизмов
- синдром эмоционального выгорания (СЭВ).
Что такое эмоциональное выгорание?
Выгорание - это своеобразной уход, если
хотите, психологическая размолвка человека с работой, в ответ на продолжительный
стресс или на разочарование. Этот термин ввел американский психолог К.
Фреденбергер в 1974 году.
Признаки проявления СЭВ
Развивается это состояние по стадиям,
словно шагает по ступеням.
Стадия эмоционального истощения. Первая стадия связана с возникновением негативных
переживаний, чувства эмоционального опустошения: «Ничего я не хочу», «Все одно
и то же, ничего интересного», «Как я ото всего устала, надоело все» и т.п.
Эмоциональные перегрузки приводят к попытке самосохранения через
отстраненность.
Проведенное тестирование педагогов
нашей школы показало, что 20% учителей имеют низкий уровень эмоционального
истощения, что свидетельствует об отсутствии данного синдрома, 40% - средний,
что говорит о том, что он находится в стадии формировании и 40% имеют высокий
уровень эмоционального истощения.
Стадия деперсонализации. Возникают негативные установки («Им ничего не
надо, а мне больше их надо?», «Неблагодарные, столько сил на них трачу, и все
без толку», «Ученики сейчас глупые, но хитрые» и т.д), которые могут поначалу
иметь скрытый характер и проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, со
временем это раздражение вырывается наружу в виде вспышек или конфликтных
ситуаций. Часто жертвой негативного отношения становится ни в чем не
повинный человек.
32% учителей имеют низкий уровень, 36%
- средний и 32% - высокий уровень скрытого раздражения.
Редукция личностных достижении. По мере развития синдрома проявляется снижение
чувства собственной компетентности в своей работе, уменьшение ценности своей
деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане, снижение
профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других.
Появляется безразличие к работе: «Ничего не получается», «Быстрее бы день в
школе прошел», «Какой смысл в моей работе - не знаю, они и без физики будут
больше нас зарабатывать, а мы просто дураки».
28% учителей имеют низкий уровень, 32%
- средний и 40% - высокий уровень скрытого раздражения.
Таким образом, 27% педагогов – не
испытывают СЭВ, у 36% - он находится в стадии формирования, у 37% -
сформирован.
Можно сказать, что синдром
эмоционального выгорания затрагивает все уровни человеческой организации,
происходят изменения физического, эмоционального, интеллектуального состояний,
а также изменение поведения человека.
1. Физические изменения: изменение веса, бессонница, плохое общее
состояние здоровья.
2. Эмоциональные изменения: безразличие, усталость, ощущение беспомощности и
безнадежности, раздражительность, неспособность сосредоточиться, чувство вины,
истерики, преобладает чувство одиночества.
3. Поведенческие симптомы: во время работы появляется усталость и желание
отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание
употребления табака, алкоголя, лекарств; импульсивное эмоциональное поведение;
формальное выполнение работы; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные
контакты ограничиваются работой.
4. Интеллектуальное состояние: падение интереса к новым теориям и идеям в
работе, к альтернативным подходам в решении проблем; большее предпочтение
стандартным шаблонам, рутине, чем творческому подходу.
Американские
исследователи разделили всех людей на два типа: «А» и «Б».
Представители типа А больше подвержены
СЭВ. Они реагируют на любую жизненную ситуацию как на кризисную, в их кровь
выделяется в 40 раз больше стрессовых гормонов, чем у представителей типа Б.
Представители типа А больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям.
С помощью небольшого теста выявим
некоторую направленность в собственном поведении. Безусловно, мы обнаружим, что
в нашем поведении сочетаются типы А и Б. Но какая же модель преобладает?
Инструкция:
Подумайте о том, как вы себя ощущаете
и ведете, а затем ответьте на следующие вопросы, отвечая «да» или «нет»:
1. Привычно ли для вас заниматься
несколькими делами одновременно?
2. Сильно ли у вас развито чувство
соревновательности?
3. Чувствуете ли вы себя виноватым,
когда отдыхаете?
4. Скучаете ли вы, когда говорят
другие люди? Перебиваете ли вы собеседника?
5. Пребываете ли вы в постоянной
спешке?
6. Трудно ли вам терпеливо ждать?
7. Склонны ли вы скрывать свои
чувства?
8. Вы говорите выразительно и громко?
9. Трудно ли вам доверять часть
работы другим?
10. Быстро ли вы едите,
ходите и т. п.?
11. Раздражают ли вас
бездельничающие люди?
12. Ощущаете ли вы
постоянное физическое напряжение?
13. Трудно ли вам понять
интересы других людей?
14. Верно ли, что
практически все ваши интересы связаны с работой?
15. Трудно ли вам заниматься одним
делом в один момент?
Если вы ответили «да» на большую часть
этих вопросов, то вы склонны относиться к типу личности А. Если же на большую
часть вопросов вы дали отрицательный ответ, то вам более свойственен тип
поведения Б.
Профилактика СЭВ.
1.
Использование «тайм-аутов» - отдых от работы.
2.
Эмоционально-личностное общение (когда человек
анализирует свои ичувства и и делится ими с другими).
3.
Поддержание хорошей физической формы.
4.
Умение рассчитывать и распределять свои нагрузки.
5.
Возможность переключаться с одного вида
деятельности на другой.
6.
Положительные эмоции.
7.
Здоровое питание.
Правила здорового питания.
1. Потреблять разнообразные продукты.
2. На завтрак есть каши.
3. Несколько раз в день есть овощи и фрукты (500
г в день). Предпочтение отдавать продуктам местного производства.
4. Ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с
низким содержанием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.
5. Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким
содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.
6. Ограничить потребление"видимого"жира в
кашах и бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.
7. Ограничить потребление сахаров: сладостей,
кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.
Полезные свойства овощей и фруктов
1.
Зелень - хорошая профилактика
инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии,
авитаминозе. (Салат, укроп, петрушка.)
2.
Корни сельдерея -
идеальное средство для снижения артериального давления.
3.
Топинамбур - для больных диабетом, страдающих малокровием,
нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.
4.
Употребление моркови очень
полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.
5.
Капуста улучшает обмен
холестерина и является сильным антиаллергеном.
6.
Свекла улучшает работу
кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает
его ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления
иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
7.
Баклажаны малокалорийны, зато в них много фолиевой кислоты, а
это значит, что они ускоряют вывод из организма холестерина, избытка воды и
поваренной соли, усиливают способность инсулина понижать уровень сахара и способствуют
процессу образования эритроцитов в крови.
8.
Яблоки обладают общеукрепляющим действием. Хороши для
почек, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ.
9.
Малина улучшает пищеварение при
атеросклерозе и гипертонической болезни.
10. Черная смородина богата общеукрепляющим витамином С.
Подготовила:
Довбуш М.Ю.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.