Выступление
социального педагога МОУ СОШ №4
на педсовете от
11.12.2014 года
«Школа и семья:
аспекты взаимодействия»
Согласно
социальной диагностике прослеживается следующий контингент учащихся и их
семей. Количество обучающихся с каждым годом сокращается, от 570 человек
(2012г) до 503 человек (2014г).
На 2014- 2015
учебный год:
Всего
– 508 человека (на 15.12.14)
-
опекаемые дети – 12 человек (из 8 семей)
-
дети – сироты и дети без попечения родителей (приют) – 20 человек
-
дети- инвалиды – 11 человек
-
дети из многодетных семей – 96 человек, 67семей
-
дети из неблагополучных семей – 18 человек, 14 семей (с 01.12.14.)
-
дети из малообеспеченных семей – 65человек, 44 семьи
-
дети из неполных семей – 134 человека
-
дети из семей переселенцев – 15 человек 12 семей
-
дети из семей беженцев Украины – 9 человек
-
дети, состоящие на учётах: внутришкольном, ОПДН, КДН и ЗП, подросткового
нарколога – 20 человек
-
родители – инвалиды – 5 человек
-родители
– пенсионеры – 7 человек
В этом
учебном году из 28 классов-комплектов -14 (50%) специальных коррекционных
классов, в них обучается 159 человек.
Данные
социологического исследования социальной среды школы подтвердили высокий
процент семей группы «риска». Это многодетные, малообеспеченные, неполные,
опекунские, асоциальные семьи, семьи беженцев Украины, семьи с
детьми-инвалидами. Количество
семей, находящихся в СОПе, с каждым годом не уменьшается, а добавляются новые
семьи. Таким образом количество
детей, находящихся на ВШУ, с каждым годом не уменьшается, а остаётся стабильным
в нашей школе. Если ранее «трудными» детьми становились по преимуществу
подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте
8-10 лет (в 2013 – 2014 году бродяжничал ученик 2-го класса, в этом году
Бацев А. -2б).
Поэтому в своей деятельности стараюсь использовать самые
разнообразные методы и формы, помогающие достичь положительных результатов.
Приведу некоторые из них.
Одной из форм социально-педагогической помощи семье
является социальный патронаж семьи, которую я используем в своей практике очень
активно.
Получив предварительную информацию о семье я
(социальный педагог) с целью профилактики и коррекции семейных отношений
посещаю семью по месту жительства. При посещении семьи определяю цели
патронажа:
1. Диагностические – ознакомление с
условиями жизни, изучение возможных факторов риска(медицинских, социальных,
бытовых), исследования проблемных ситуаций.
2. Контролирующие - оценка состояния
семейных взаимоотношений, диагностика проблем.
3. Адаптационные – оказание
конкретной, образовательной, посреднической, психологической помощи.
За первое полугодие этого учебного года (14 - 15г) –
посещено 23семьи, составлено 30 актов. Это 8 опекунских семей и 9
неблагополучных и семьи, нах-ся в ТЖС. Семьи следующих учащихся пришлось
посещать несколько раз: Халимошкиной С., Кравченко-Родионовы, Сотниковы -
Белоглазов
Эти неблагополучные семьи требуют не просто особого
внимания со стороны педагога, а требуют полного погружения в их проблемы,
такие, как отсутствие средств к существованию, жилищные проблемы, безработица, разводы,
пьянство, рост цен на услуги, продукты питания. Дети испытывают дефицит
родительского внимания, отсутствие заботы, тепла, отсутствие надёжной защиты со
стороны старших. Эти родители не интересуются здоровьем детей, их образованием,
воспитанием. (Семья Сотниковых в 2012 году снималась с учета, а в этом уч. году
обстановка в семье изменилась в худшую сторону и семья снова под контролем).
Рейды в семью провожу индивидуально, когда нет результата, то рейд провожу
совместно с инспекторами ОПДН Кошкаровым, Петрачковым, Тимоновым, социальными
педагогами социального центра, сотрудниками отдела опеки или с классными
руководителями. Хороший результат дают совместные рейды с сотрудниками отдела
опеки или инспекторами ОПДН.
Главным в решении проблем семейного неблагополучия
должно стать формирование ответственной родительской позиции. Поэтому особое
внимание в профилактической деятельности уделяется следующим элементам:
- активизации жизненного потенциала семьи,
направленного на благополучие детей;
- воспитанию у подрастающего поколения позитивных
стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству;
- психолого-педагогическому сопровождению родительства
на разных стадиях его становления;
- раннему предупреждению неблагоприятных воздействий
со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка;
- пропаганде позитивного образа современной семьи,
материнства и отцовства
Когда воспитательно-профилактическая работа с
семьями, находящимися в СОП, положительных результатов не даёт, направляется
ходатайство в КДН и ЗП.
В КДН было представлено в 2013-2014 учебном
году 28 характеристик на обучающихся и 6 ходатайства о привлечении родителей к
ответственности за неисполнение ими родительских обязанностей . За этот учебный
год 3ходатайства, 7 характеристик ( по сравнению с прошлым уч.годом –
снижение). На учете в КДН в этом уч. году состоит 7 семей нашей школы.
На сегодняшний день в сложном положении
остаются семьи Высоцкого Юрия – 5в, Кравченко Ю.-8г – Родионовы 6б, Халимошкиной
С.-9а, Ободеева Д., Коваш М.-9а, Загирного Д.
При проведении социального патроната семей с детьми
и их родителями провожу воспитательные беседы ( «Ответственность родителей за
воспитание, обучение и содержание своих детей» «Родительская любовь и её роль в
воспитании детей», «Режим дня», «Микроклимат семьи»), консультации («Семейные
конфликты и невротические расстройства у детей», «Недостатки семейного
воспитания и их влияние на становление личности ребёнка» и др.). Родителей
обязательно предупреждаю об административной ответственности за воспитание н/л
детей по ЗКО ст.5.35
В течение учебного ведётся ежедневный контроль посещаемости
учеников,(взять с собой !) выяснялись причины их отсутствия или опоздания,
поддерживалась тесная связь с классными руководителями и родителями. В случае
длительного отсутствия ученика в школе семья посещается. Для учёта пропусков
уроков на протяжении учебного года ведётся табель посещаемости обучающихся,
склонных к пропускам. С сентября 2014-2015 уч. года –9 человек, но в течение этого
полугодия выявились еще несколько человек, в декабре состоит – 15 человек. С
этими детьми и их родителями проведены беседы об ответственности за учебу. Такой
контроль имеет особое значение и дает положительный результат в работе именно с
детьми из неблагополучных семей, поскольку позволяет предупредить возможные
негативные последствия.
Большое
значение в профилактике семейного неблагополучия имеет организация свободного
времени. «Трудновоспитуемые»
подростки вовлекались в кружки и секции. Из них 14 человек посещают кружки и
секции.
С родителями и детьми, семей гр. «риска» проводится
коррекционная работа. Основными методами коррекционной работы являются:
- убеждение (разъяснение и доказательство правильности и
необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то
поступка);
- моральная поддержка (по отношению к детям из неблагополучных семей, где
ребенок чувствует себя лишним, ненужным);
- вовлечение в интересную деятельность (поручение дела, которое приведет к успеху,
укрепит веру в собственные силы);
- готовность сопереживать (это часто отсутствует в неблагополучных
семьях);
Основной акцент в социально-педагогической
работе поставлен на непрерывное социально-психологическое сопровождение семьи.
Проведены
консультации: « Жестокое обращение с детьми – причина самоубийства», «Как
уберечь ребёнка от алкоголя», «Недостатки семейного воспитания и их влияние на
становление личности ребёнка», «Трудный подросток: так ли это?», «Ребёнок не
хочет учиться. Как ему помочь?»
За первое полугодие этого года выявлено 3
случая жестокого обращения родителей с детьми в семье, несовершеннолетний
нашей школы прошли освидетельствование судмедэксперта. Это учащиеся Халимошкина
С., Мазина В., Баландина А.
В своей работе обращаю особое
внимание на прибывшие из других школ семьи и семьи, прибывшие из сельской
местности, на практике получается, что это, как правило, проблемные семьи, в
основном, независимо от микрорайона, эти семьи поступают в нашу школу. Это
такие сложные семьи, как Кошелева И.(чтобы он стал обучаться мне пришлось
обратиться во все учреждения, занимающиеся семьями, некоторые из них обвиняли
школу в проблеме не обучаемости Ивана,подросток 2000
г.р. и учится в 5 кл., за нач. шк. было 5 учителей); Сычева Д. ( также
переросток,из шк. №7 отправили к нам скрыв факт обучения в их школе);
Митькиных(дети бродяжничали), Лазарева В. (из гимназии №1); Кравченко-Родионовы;
Ободеева Д.; Высоцкого Ю. и др. . С 01.12.14г прибыл во 2б кл Бацев Саша, с
первых дней сбегал из школы без верхней одежды, мама плакала притворяясь, что
это впервые. Однака я узнала, что маму хотели лишить род. прав и семья в 12
мкр. состоит на учете, как неблагополучная, а сын за кражу, в н.в. готовим
документы на ПМПК, родительница каждый день сопровождает сына и ждет в школе.
Кроме индивидуальной работы неблагополучные семьи приглашаются на
заседания школьного совета профилактики. За 2013-14 уч. год приглашено и
рассмотрено 27 семей, в этом уч. году на первом заседании -12 семей; Родителям
на заседаниях совета профилактики даются советы, рекомендации по
взаимоотношениям в семье, родителей предупреждаем об ответственности за
воспитание несовершеннолетних детей.
Оказана помощь в разрешении конфликтных
ситуаций в 24 семьях (Арбузова Т.-1а, Ашурковой А. – 9в., Добрикова В.- 9а, Евсюкова А.-9а,
Пантюхиных-8б, Трошиной Ю-8в, Кашиной А.-9а, Ободеева Д-8в, Сопова В.-8б, Рыморова
Д-5б, Золотарёва А.-7г, Ватули А.-7г, Митькиных-2в,9б, Лазарева В.-2б, Чижова
А. -6в, Быканова Д.-3б, Коваш О.-3в, Золотарева А-7-г, Танюхина М.- 8б,
Абеляшева К.-5б, Лазарева В.-2б, Шилов А-3а, Щепаков К.-3в, Данекина С.-6б)
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
·
в улучшении отношений с
ребенком, во взаимопонимании;
·
в том, какое место
занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и
находится ли в безопасности;
·
в осознании родителем
значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской
ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других
детей;
·
в оптимистическом взгляде
родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии
родителей;
·
в проявлении родительской
солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Успех в работе с неблагополучными семьями
зависит не только от
приложенных воспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором
находится семья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой
семьи выбраться из сложившейся ситуации.
В настоящее время нет более важной
обязанности, чем обеспечить реализацию прав детей, их благополучие, сделать их
жизнь свободной от страха, одиночества и нужды, дать возможность расти в своей
или замещающей семье, что в дальнейшем позволит им успешно самореализоваться в
жизни.
Главное в работе с семьей - не быть
равнодушным к чужой беде.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.