Главная / Начальные классы / Выступление на педагогических чтениях на тему" Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности"

Выступление на педагогических чтениях на тему" Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности"

Духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание личности

Автор: Михалёва Ж. Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ города Кургана «Гимназия №47»

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, имеющий направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности, начавшийся в 90-е годы XX века, обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысление ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использование в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века, в том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

В его работах мы находим огромный теоретический и практический опыт в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании личности.

Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, положенная в основу теории нравственного воспитания личности, как и воспитания в целом.

Основными положениями принципа народности являются следующие:

- каждый народ создает свою собственную национальную систему воспитания;

- опыт других народов в деле воспитания - есть драгоценное наследие для всех.

- система общественного воспитания, которая не согласуется с общественными убеждениями и требованиями, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества;

- возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части.

Нравственное формирование человека К.Д. Ушинский рассматривал в зависимости от прирожденных задатков, среды и воспитания, влияние которых опосредуется активной деятельностью самого человека. Люди не ограничиваются тем духовным наследством, которое достается им от предшествующих поколений, а продолжают его развивать дальше, а это, в свою очередь, требует активной деятельности. Доминантной чертой личности педагог считал целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств.

Важнейшую задачу воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании духовно-нравственных качеств, а развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности: «Убеждение в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

Высшее достоинство личности, по К.Д. Ушинскому, служение общественному благу, а важнейшая сторона ее развития - трудолюбие: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни, зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достаточной, ни счастливой».

Сущность нравственного воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании патриотизма, любви к родине, в необходимости воспитания в человеке стремления к проявлению желания бороться со злом, честности, справедливости, искренности, трудолюбии, дисциплинированности, чувства ответственности и долга, скромности, чувства стыда, без которого личность не может быть нравственно-совершенной. Худшие и лучшие человеческие чувства К.Д. Ушинский выводил из единого основания - стремления к совершенству. Духовные особенности, которыми обладает человек, делают его человеком, и этим отличают его от животного.

Огромное значение педагог придавал деятельности и общению ребенка со взрослыми и товарищами, в котором у детей формируются нравственные нормы. На основе физиологических и психологических знаний о человеке К.Д. Ушинский установил ряд особенностей развития ребенка, имеющих исключительно важное значение для формирования нравственного поведения.

Ученый считал, что моральные сентенции приносят больше вреда, чем пользы, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни.

«Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, - составляют его действительную школу. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая ребенка со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения». Высшим этапом развития человека как личности великий педагог считал нравственные чувства.

«Нравственное чувство - благороднейшее и нежнейшее растение души человеческой, требует большого ухода и присмотра, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян, не требует ни ухода, ни присмотра и не обуздываемое вовремя, скоро подавляет все лучшие, нежнейшие растения». По К.Д. Ушинскому, нравственное чувство, как и чувство эгоизма, рождается вместе с человеком. В зависимости от развития нравственного чувства нравственное формирование может принимать положительное или отрицательное направление. В нравственном воспитании, по мнению К.Д. Ушинского, чрезвычайно значимы привычки. «Добрая привычка есть нравственный капитал, положенный человеком в свою нервную систему; капитал этот растет беспрестанно, процентами его пользуется человек всю жизнь. Но если хорошая привычка есть нравственный капитал, то дурная в той же мере, есть нравственный неоплаченный заем, который в состоянии заморить человека процентами, беспрестанно нарастающими, парализовать его лучшие начинания и довести до нравственного банкротства».

Таким образом, духовно-нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью, твердый характер, волю, чувство долга, стойкость, деятельную любовь к Родине, уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Спустя 1,5 века педагогические идеи К.Д. Ушинского духовно-нравственного и гражданского воспитания личности не утратили актуальности и находят продолжение в практике современного образования.

На мой взгляд, ярким подтверждением этого является программа «Истоки», которая в нашей гимназии реализуется в начальной школе в рамках кружковой работы во внеурочной деятельности.

Эта программа является стержневой основой Истоковедения, как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, которое нацелено на гармоничное развитие личности на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.

Главной стратегической целью программы «Истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества.

Задача учебного курса «Истоки» - дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения, последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка.

Программа «Истоки» имеет следующие методологические особенности.

Во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях в жизни. Сквозь призму главных ценностей жизни ребенок понимает, что значимо, что менее значимо в жизни. Другими словами, ребенок учится выбирать то, что является жизненно важным.

Как показывает практика в учебно-воспитательном процессе ИСТОКОВЕДЕНИЯ, у ребенка формируется система жизненно важных ценностей, и он способен с первых лет приобщения к истокам определять, что является для него самым важным в жизни.

Во-вторых, система «Истоков» на фундаментальной основе главных ценностей жизни развивает духовно-нравственную стержневую основу образования.

Программа курса «Истоки» предусматривает четыре раздела, которые соответствуют 4 годам обучения.

В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основой деятельности в ней человека.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, «Истоки» предлагают системный вариант жизненно-ценностного развития детей, способствуют воссозданию первоначального контекста образования на основе духовно-нравственных категорий и ценностей.









































































Духовно- нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности

Автор: Михалёва Ж. Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ города Кургана «Гимназия №47»

Качественно новый этап педагогической мысли в России, современного образования, начавшийся в 90-е годы XX века, имеет направление на формирование разносторонне образованной, гуманной и нравственной личности. Он обусловил необходимость обращения к истокам отечественной педагогики с целью осмысления ее идеалов, духовных и культурных ценностей, их использования в современных социокультурных и психолого-педагогических процессах с поправками на время, уточнения, углубления и пересмотра вклада в ее развитие прогрессивных деятелей второй половины XIX века. В том числе основателя русской национальной педагогики и реформатора народной школы К.Д. Ушинского (1824-1871).

В его работах мы находим огромный теоретический и практический опыт в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании личности.

Центральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в общественном воспитании, положенная в основу теории нравственного воспитания личности, как и воспитания в целом.

Основными положениями принципа народности являются следующие:

- каждый народ создает свою собственную национальную систему воспитания;

- опыт других народов в деле воспитания - есть драгоценное наследие для всех.

- система общественного воспитания, которая не согласуется с общественными убеждениями и требованиями, окажется бессильной и не будет действовать ни на личный характер человека, ни на характер общества;

- возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части.

Нравственное формирование человека К.Д. Ушинский рассматривал в зависимости от прирожденных задатков, среды и воспитания, влияние которых опосредуется активной деятельностью самого человека. Люди не ограничиваются тем духовным наследством, которое достается им от предшествующих поколений, а продолжают его развивать дальше, а это, в свою очередь, требует активной деятельности. Доминантной чертой личности педагог считал целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств. Развитие ума и укрепление физических сил человека должны быть подчинены формированию нравственности.

Сущность нравственного воспитания К.Д. Ушинский видел в формировании патриотизма, в необходимости воспитания в человеке стремления к проявлению желания бороться со злом, честности, справедливости, трудолюбии, чувства ответственности и долга, скромности, чувства стыда, без



1

которого личность не может быть нравственно-совершенной.

Худшие и лучшие человеческие чувства К.Д. Ушинский выводил из единого основания - стремления к совершенству. Духовные особенности, которыми обладает человек, делают его человеком, и этим отличают его от животного.

Огромное значение педагог придавал деятельности и общению ребенка со взрослыми и товарищами, в котором у детей формируются нравственные нормы.

Ученый считал, что нравоучительные высказывания приносят больше вреда, чем пользы, что мораль заключается не в словах, а в самой жизни.

«Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература - все, из чего слагается историческая жизнь народа, составляют его действительную школу. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая ребенка со всех сторон жизнь не имела на него влияния. Она постоянно будет вносить свои убеждения». Высшим этапом развития человека как личности великий педагог считал нравственные чувства, которые сравнивал с нежнейшим растением души человеческой. По К.Д. Ушинскому, нравственное чувство, как и чувство эгоизма, рождается вместе с человеком. В зависимости от развития нравственного чувства нравственное формирование может принимать положительное или отрицательное направление.

Спустя полтора века педагогические идеи К.Д. Ушинского духовно-нравственного и гражданского воспитания личности не утратили актуальности и находят продолжение в практике современного образования.

На мой взгляд, ярким подтверждением этого является программа «Истоки», которая в нашей гимназии реализуется в начальной школе в рамках кружковой работы во внеурочной деятельности.

Эта программа является стержневой основой Истоковедения, как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, которое нацелено на гармоничное развитие личности на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.

Главной стратегической целью программы «Истоки» является преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества.

Задача учебного курса «Истоки» - дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения, последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка.

Программа «Истоки» имеет следующие методологические особенности.

Во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях в жизни, другими словами, ребенок учится выбирать то, что является жизненно важным.

Во-вторых, у ребенка развивается система духовно-нравственных ценностей.



2

В-третьих, система «Истоков» на фундаментальной основе главных ценностей жизни развивает духовно-нравственную стержневую основу образования.

В-четвертых, в системе «Истоков» продумана преемственность духовно-

нравственного и социокультурного воспитания.

Программа курса «Истоки» предусматривает четыре раздела, которые соответствуют 4 годам обучения.

В 1-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги, которые дают представление о мире внешнем и мире внутреннем. Приближение к Образу и ценностному смыслу Слова мы с детьми начинаем с внешнего восприятия семьи, школы, круга друзей, родного края, поля, леса к внутреннему восприятию святынь России(Щит и герб, св.Георгий Победоносец, Илья Муромец) и добродетелей человека (добро, честь, любовь, милосердие, благодарность).В конце 1 класса ребята создают свою Первую книгу в которой отражают свой опыт социокультурного и духовно-нравственного развития.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека, знания о них, получаемые в школе и семье, интегрируются, дети приобщаются к целостному взгляду на окружающий мир. От настоящего- к истокам, а от них вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность. Так, например, в доверительных беседах с детьми мы ищем ответ на вопрос: почему нужно дорожить своим именем, говорим об ответственности каждого за доброе имя семьи и о семейных традициях, о труде земном и душевном.

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. Такие понятия как вера, верность, правда, честь, надежда ,согласие, любовь ,истина, милосердие, доброта подводят третьеклассников к истокам духовности, морали, нравственности и этики в традиционном понимании российского общества.

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации, затрагивается их исторический, нравственный и духовный смысл.

Таким образом, программа «Истоки», вобравшая в себя передовые педагогические идеи К.Д.Ушинского, направлена на развитие в ребенке гуманности, честности и правдивости, трудолюбия, чувства ответственности, чувства собственного достоинства, сочетаемое со скромностью, деятельную любовь к Родине, уважение и доброжелательное отношение к людям и предлагает системный вариант жизненно-ценностного развития детей, способствует воссозданию первоначального контекста образования на основе духовно-нравственных категорий и ценностей.



3











Заявка

на участие в педагогических чтениях в заочной форме



Михалева Жанна Юрьевна

Название тезисов: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности.

Место работы: МБОУ г. Кургана «Гимназия № 47», учитель начальных классов

Квалификационная категория: высшая

Выступление на педагогических чтениях на тему" Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание личности"
  • Начальные классы
Описание:

Выступление на городских педагогических чтениях им. Ушинского по темк "Духовно0нравственнон и гражданско-патриотическое воспитание личности. Нравственное чувство , благороднейший и нежнейшее растение души человеческой, требует большого присмотра и ухода, чтобы вырасти и окрепнуть, другое, как всякий бурьян,не требует ниухода ни присмотра и не обуздываемое вовремя,скоро подавляет всё лучшее , нежнейшее растение. lj,hfz ghbdsxrf ? tcnm yhfdcndtyysq rfgbnfk? gjkj;tyysq xtkjdtrjv/ Добрая привычка есть нравственный капитал.

Автор Бурцева Наталья Юрьевна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1044
Номер материала 4533
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓