Главная / Музыка / выступление на научной конференции

выступление на научной конференции

(слайд №1)

Особенности учебно-исполнительской деятельности вокального кружка в контексте развития образно-эмоционального мышления учащихся

(на примере детского Шоу-театра ˝Веселые человечки˝

при МБОУ СОШ №151 г.Казани)

(слайд №2) Актуальность нашего исследования можно выразить словами Василия Александровича Сухомлинского: «эмоциональная насыщенность процесса обучения – это требование, выдвигаемое законами детского мышления».

Человеческое мышление изначально двусторонне: его составляют рационально-логическая и эмоционально-образная сторона как равноправные части.

(слайд №3) Традиционные определения мышления, данные в трудах Васильева И.А, Изарда К.Э., Рубинштейна С, Л., Тихомирова О.К, в большинстве учебников по психологии «Эмоции и мышление», «Психология эмоций», «Основы общей психологии», «Психология мышления» обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредованность, то есть мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Психологическое исследование природы мышления исходит из различения чувственного и рационального познания.(слайд №4) Образное и эмоциональное мышление - неотделимые части разума. Они играют огромную роль в процессе мышления и тесно связаны друг с другом. Первое всегда присутствует в процессе мышления, второе помогает образному достигать моментов озарения мысли, вырабатывать новые оригинальные идеи.

(слайд №5) На первом этапе образно-эмоционального мышления Разум воспринимает реальность с помощью зрения, слуха и других возможностей организма. На втором - образ формируется в процессе размышления. Третий этап — эмоциональное мышление, цель которого изменить созданный образ, внести в него что-то новое, ранее не существовавшее в реальности.

Третий этап наиболее важен. Большинство людей, не могут его преодолеть и внести что-либо новое, оригинальное в существующую реальность. Можно сказать, что третий этап - удел талантливых людей.

(слайд №6) Время прохождения всех трех этапов может быть мгновенным, может растягиваться на несколько дней, или продолжаться несколько лет. Это происходит потому, что на первом этапе разум человека находится в мире воображения, создания образа с элементами фантазии. На втором этапе разум начинает объективно подходить к созданию образа, достигает определенного накопления знаний об образе. (слайд №7) Если разум переходит к третьему этапу создания нового образа, то он соединяет свои рассудочные понятия с приливом сильных эмоций. Здесь прекращается воображение и появляется новая реальность, новый образ, созданный разумом.

(слайд № 8) Для целостного развития личности ребенка требуется обращение к его образно-эмоциональной сфере сознания. Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением - в основе которого заложен чувственный подсознательный импульс, возникающий в виде художественного образа.

(слайд № 9) В основе искусства пения, по мнению выдающихся физиологов, лежит приоритет образного мышления. Воспитание певца – это прежде всего воспитание и развитие образного мышления, которое проходит ряд составляющих его ступеней: Представление. Осмысление. Видение. Озарение. Каждое вокальное произведение требует длительного впевания в репетиционной работе и в публичном исполнении. Во время впевания происходит погружение в образ, который как бы «отливается» в законченную художественную форму.

(слайд №10) ДШТ «Веселые человечки» - это вокальный кружок, представляющий собой внеклассную форму обучения в средней общеобразовательной школе №151 г.Казани.

(слайд №11, 12, 13) Последнее десятилетие появилось много авторских и инновационных программ в рамках дополнительного образования учащихся. На современном этапе вокальный кружок – это своеобразная творческая лаборатория, регламентируемая художественным кредо руководителя.

(слайд №14) ДШТ «Веселые человечки» был создан в 1994 году. Он состоит из концертной (25 детей) и учебной (25 детей) групп. Подготовительная группа насчитывает 10 человек. Возраст участников коллектива – от 7 до 18 лет. Основной состав разбит на дуэты, трио, солистов: трио «Тынды-Рынды», шоу-группа «Класс» и другие. Деятельность шоу-театра «Веселые человечки» определяется авторской программой, рассчитанной на 3 года обучения, в основе которой лежит авторский репертуар (более 120 песен).

(слайд №15) Отличие ДШТ «Веселые человечки» от традиционного вокального кружка состоит в том, что он нацелен на комплексное творческое развитие его участников не только посредством вокала, но и других искусств – танца, театра, музыки, литературы, сценографии – объединенных в единую творческую деятельность.

(слайд №16) На всех этапах реализации программы шоу-театра «Веселые человечки» особое внимание уделяется образно-эмоциональному развитию участников коллектива. В этом процессе важную роль играет репертуар, который создается руководителем с учетом индивидуальных данных, возможностей, темперамента, духовного потенциала каждого ребенка. Большое внимание уделяется работе над образом песни, ее эмоциональным переживанием.

(слайд №17, 18) Руководителем систематизированы по возрастным и исполнительским трудностям сборники авторских песен (слова и музыка Т. Агафоновой) с оригинальными фонограммами – всего 10 сборников.

(слайд №19)Успешное развитие детей и создание нескольких концертных программ сделало наш коллектив востребованным, что отражается на географии наших выступлений – Казань, Зеленодольск, Киров, Нижний Новгород, Сочи, Москва.

(слайд №20) Правильно поставленные цели и задачи позволяют воспитанникам ДШТ «Веселые человечки» с весьма скромными природными данными занимать призовые места на конкурсах и фестивалях различных уровней - «Созвездие», «Зажги свою звезду», «Лестница успеха», «На крыльях таланта», «Путь к успеху», «Молодые голоса друзей».

Учебный процесс в вокальном кружке – это важный этап в развитии образно-эмоционального мышления учащихся. Он включает в себя вокальные упражнения, разучивание репертуара, работа над эмоциональным развитием образа. Для этого каждая группа занимается 2 раза в неделю по 3 часа, включая работу с солистами и сводные репетиции.

(слайд №21) Одним из примеров учебной деятельности, способствующих развитию образно-эмоционального мышления учащихся, является вокально-речевой тренинг «Научись управлять своим голосом». (слайд №22) Его задача - вовлечь детей с разноуровневой подготовкой в процесс овладения своей речью и голосом, но сделать это надо настолько грамотно, чтобы в процессе приобретения вокальных навыков сохранить образно-эмоциональную сущность ребенка, преобразовав его восприимчивость и переживания в образно-эмоциональное мышление. (слайд №23) Вокально-речевой тренинг состоит из 2-х блоков: «Речевая разминка»; «Вокальная распевка». (слайд №24, 25)ПОКАЗ. Ребенок знакомится с диапазоном своего голоса, красками звучания в различных регистрах и резонаторах. (слайд №26)

(слайд №27, 28) ПОКАЗ Имитируя движения животных и птиц, соединяем отрывистое и протяжное пение (3 УПРАЖНЕНИЕ). (слайд №29)

(слайд №30) Развитие образно-эмоционального мышления участников ДШТ «Веселые человечки» осуществляется и в условиях исполнительской деятельности, которая является результатом многомесячной кропотливой работы. Исполнительская деятельность – это не только погружение в образ во время исполнения песни, но и умение эмоционально-образного перевоплощения участников коллектива на протяжении всего театрализованного действия.

(слайд №31) Исполнительскую деятельность шоу-театра «Веселые человечки» можно условно разделить на 2 вида: исполнительская деятельность в рамках одного занятия (или прогон готового произведения); исполнительская деятельность в рамках публичного выступления.

(слайд №32) Обучающая и исполнительская деятельность последовательно переживает все ступени образного мышления.

(слайд №33) Публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, представляют собой особую форму музыкальной деятельности, которая помогает проявить вокальные способности, динамику развития учащегося, в то же время пробуждает исполнительскую смелость, воспитывает сценическую выдержку, творческое воображение, эмоциональную отзывчивость и артистизм. Концертные выступления, фестивали, конкурсы и другие формы исполнительской деятельности расширяют границы привычного, пробуждают инициативу учащегося, развивают способность воспринимать прекрасное.

(слайд №34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43) Все выступления ДШТ «Веселые человечки» делятся на несколько групп: Театрализованные представления с участием приглашенных артистов; Музыкальные спектакли; Концерт-ревю со сквозным сюжетом; Развлекательно-игровые шоу-программы; «Сборные» концертные программы.

(слайд №44, 45, 46, 47, 48) Нашей сверхзадачей является не столько постановка дыхания, вокала, сценического движения, сколько помощь каждому ребенку осознать себя личностью, быть естественным и искренним в проявлении эмоций. Развитие образно-эмоционального мышления участников шоу-театра «Веселые человечки» обогащает их духовный мир, адаптирует к окружающей среде, позволяет стать более осознанными в обучении, делает более чуткими к каждому проявлению чувств.

(слайд №49) В заключение разрешите продемонстрировать фрагмент концерта-ревю ДШТ «Веселые человечки» «Вот и праздник наступил».

(слайд №50) Таким образом, анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами и эмоциями (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образно-эмоциональное мышление делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, развивает воображение.

Спасибо за внимание.



выступление на научной конференции
  • Музыка
Описание:

Часто в воспитании и образовании детей преобладает логическое мышление над образным, что приводит к разбалансировки ребенка, как личности. До 9 лет с детьми нужно просто играть, развивать абстрактное мышление, и тогда творческий подход поможет ему справиться с любой проблемой, встающей у него на пути. Жизнь - это завораживающая игра, а не череда унылых препятствий. Через пение, танец, рисование - ребенку проще выразить свои чувства, познать мир во всем его многообразии. Что касается пения, то это и особенные вибрации от резонирования звука, приводящие ввсе внутренние органы в единую гармонию.

Автор Агафонова Татьяна Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 435
Номер материала 28782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓