Главная / Директору-завучу / Выступление на МО зам.директоров по ВР "Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности"

Выступление на МО зам.директоров по ВР "Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности"

Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности (из опыта работы зам.директора по ВР МКОУ «Коломыцевская СОШ» Лискинского муниципального района Голутвиной Елены Николаевны,)


Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения философии школы: утверждения в ней приоритета индивидуальности ребёнка и ценностей понимающей педагогики; обеспечения демократических норм взаимодействия детей и взрослых.

Одна из значимых культурообразующих идей современного образования – его событийность. Событийность – свойство открытого и свободного образования, которое устроено иначе, чем традиционная школа, и живет по другим нормам. Достижение этих норм в образовании становится все более актуальным. Событийная организация образования творчески заряжает человека и позволяет школе стать пространством творчества, одновременно становясь важнейшим фактором результативности образования. Условием, инициирующим учебные события, является развивающая образовательная среда. Существует много способов создания событийного пространства:

  • совместное значимое действие;

  • внутреннее обогащение, дарящее радость общения;

  • познание-открытие, дающее понимание сущностных основ явлений;

  • приобретение нового видении, казалось бы, знакомых явлений;

  • высшее проявление чувств и эмоций.

Событие предполагает значимое, творческое действие людей, создающих здесь и теперь новационную культурную ситуацию и обогащающую личностное знание и личностный опыт участников события. Академик Л.И. Новикова отождествляет событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, нерядовым, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. Это действо нельзя отрепетировать и сорганизовать. Педагогической наукой предложено несколько определений понятиям «образовательное событие»:

  • событие – это способ жизнетворчества человека;

  • событие - это то, что развивает и то, что развивается;

  • событие – это значимое творческое действие;

  • событие – это открытие смысла происходящего для каждого участника;

  • событие – это уникально, его нельзя повторить;

  • событие – это то, что вместе создается, но индивидуально понимается.

Образовательное событие – изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включенное в межсобытийные связи.

Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учеников, деятельностного включения в различные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и образовательной деятельности. Возможными измерителями образовательного события могут стать частотность и желаемость событий для его участников, уровень и время их последействия.

Определены основные признаки событийной общности:

  • целевые ориентиры, сплочение участников вокруг общей значимой для всех цели;

  • принятие друг друга, взаимопонимание, духовная связь;

  • открытый тип отношений, равенство, диалог;

  • индивидуальная и групповая рефлексия.

С 2012 года наша школа работает в статусе региональной инновационной площадки по теме «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации ФГОС». Экспериментальная деятельность призвана ответить на многие проблемные вопросы. Как сделать школьную систему открытой и дружелюбной в отношении ребенка? Как создать особый школьный мир, в котором царит атмосфера любви и доверия, понимания, взаимопомощи и взаимной ответственности? Как создать мир, где каждому предоставлено право развиваться в своем собственном темпе и следуя своим интересам? Как создать школьное сообщество, которое поддерживается самими школьниками, за которое они отвечают и в котором свободны?

В ходе реализации эксперимента педагоги нашего образовательного учреждения предстоит работают над созданием нового уклада школы, в которой каждый ребенок будет окружен пониманием, принятием и поддержкой – условиями, при которых он сможет состояться как личность. Саморазвиваться – значит становиться в высшей степени самим собой, понимать и осознавать свои мысли и чувства, уметь их выражать, объяснять, доносить до других. В нашей школе функции сопровождения ученика постепенно занимают равную, а иногда и доминирующую позицию по отношению к функции передачи знаний. Основным содержанием в такой среде выступает индивидуализация – система средств, способствующая осознанию человеком своего отличия от других для духовного роста, для самостоятельного и успешного продвижения в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Потребность в педагогической поддержке как самостоятельном направлении образования возникает в школе тогда, когда обучение и воспитание становятся индивидуальным, творческими и авторскими; появляется необходимость обеспечить не только социализацию, но и индивидуализацию каждого ребенка.

Эти задачи, на наш взгляд, успешно решаемы в процессе организации и проведении собственно образовательного события.

Образовательные события осуществляются в три этапа:

Этап 1 – подготовительная работа

Этап 2 – содержательная часть

Этап 3 – рефлексия

В нашей школе в течение двух лет были задуманы, разработаны и проведены следующие образовательные события:

  • «О, спорт! Ты – мир!»

  • «Выбираем профессию»

  • «День немецкого языка»

  • «Память в сердце каждого храним»

Несколько слов о каждом из них.

Образовательное событие «О, спорт! Ты – мир!» предполагало интеллектуальную познавательную и практическую части
Интеллектуально познавательная часть подразумевала организацию экспозиции «Из истории Олимпийских игр»,  разработку и проведение тематических уроков со слайдовым сопровождением в младшей, средней и старшей школе силами учащихся, создание тематических стендов «В здоровом теле – здоровый дух!» (рубрики: «Олимпийская мода», «Рецепты здоровья и красоты», «Советы из древней Греции», «Здоровое питание – это важно», «Олимпийские виды спорта в картинках» ). Выпуск информационных листков об олимпийских видах спорта, тематических памяток.

Практическая часть включала в себя спортивные состязания.

Образовательное событие «Выбираем профессию»

Цель данного мероприятия найти такую форму, которая бы повышала статус обучения в сознании каждого учащегося. А поскольку выбор профессии важное событие в жизни каждого. Профориентационное направление определило выбор темы данного образовательного события. 
Какие мы видели перед собой задачи?

  • Создать условия для выбора каждым учащимся какой-либо профессии таким образом, чтобы можно было наблюдать процесс первичного самоопределения ребенка в предметном поле.

  • Представить ряд дисциплин в игровой, театрализованной форме, которая привлечет своим содержанием ребят.

  • Продумать такую форму проведения занятий (семинар, лекция, коллоквиум, экскурсия, фестиваль, зачет и т.п.), чтобы выявить, какие типы взаимодействия взрослого с учащимися в школе еще не использованы или не осмыслены в достаточной мере.

Перечисленные образовательные события были содержательны, познавательны, интересны и, самое главное, вызвали у ребят желание придумать и организовать образовательное событие самостоятельно и участвовать в нем: ведь предыдущие были подготовлены в основном силами педагогов школы.

Чтобы определить тему следующего образовательного события, мы провели исследование: была опрошена группа старшеклассников и 96% опрошенных предложили провести «День немецкого языка» .

Образовательное событие «День немецкого языка» было организовано в три этапа.

1 этап Подготовительная работа 
Во-первых, требовалось подготовить оформление школы в тематике образовательного события.

Во-вторых необходимо было:

  • разработать урок немецкого языка для всех классов;

  • разработать «немецкий минимум» для учителей предметников, библиотекаря, работников столовой, персонала, не владеющих языком;

  • подготовить тематическую слайдовую презентацию;

  • подготовить национальное меню;

  • обеспечить музыкальное сопровождение образовательного события в национальном ключе;

  • организовать праздничный концерт на немецком языке с участием, как учащихся, так и учителей школы;

  • разработать тематическую викторину для получения пригласительного билета на праздничный концерт в качестве зрителя;

Этап 2. Собственно образовательное событие:

В этот день по школе были развешаны плакаты «Deutsch ist eine Brücke zur Welt!». У входа объявление «Achtung! Heute in der Schule ist der Tag der deutschen Sprache! Herzlich Willkommen!»; на всех кабинетах и помещениях школы таблички на немецком языке; творческие работы детей; на переменах в классах демонстрируются фильмы на немецком языке и утром во время зарядки звучат песни на немецком языке.

Размещена галерея портретов немецких поэтов и писателей. К портретам прилагалось жизнеописание, составленное на немецком языке. На немецкий язык были переведены правила поведения в школе, выставленные в фойе.

Первым уроком во всех без исключения классах стал урок немецкого. Старшие ученики провели в младших классах занимательные лекции и презентации. Уроки немецкого языка в старшем и среднем звене прошли в форме диспутов.

Всем педагогам пришлось выучить немецкую классную лексику: на немецком языке учителя здоровались с учениками, просили открыть учебники, вызывали к доске.

Таким образом, в образовательном событии участвовала вся школа: ученики от мала до велика, их родители, педагоги и даже члены семей педагогов. В индивидуальном порядке или группами они изучали предмет, а после делились друг с другом полученными знаниями.

День немецкого языка завершился большим праздничным концертом.

Этап 3. Рефлексия

Учебные занятия проводились согласно расписанию, а день закончился единомоментной рефлексией. И учащимся и педагогам было предложено выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Отвечали на вопросы:

1. Понравилось?
2. Не понравилось?
3. Стоит ли проводить такие мероприятия?

Полученные результаты позволили утверждать, что:

  • событие состоялось;

  • цель была достигнута;

  • день прошёл в едином образовательном пространстве;

  • технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.

Работу над образовательным событием «Память в сердце каждого храним!», посвящённую 70-летию Победы нашего народа в Великой отечественной войне мы также построили в три этапа.

Подготовительный этап - 4 месяца. Предполагал сбор материала, подготовку детских проектов, беседы с учащимися, их родителями, жителями села, интервьюирование, разработку сценариев урочных и внеурочных занятий в единой тематике «70-летие Великой Победы».

Содержательная часть – 5 месяцев. Собранный материал систематизируется в электронную картотеку, оформляется стенд, монтируется фильм «Память в сердце каждого живёт» на площадке для занятий творчеством силами учеников нашей школы при тьюторской поддержке учителей. Проведение образовательного события начнётся с общешкольной линейки, где зажигается свеча в память о погибших. Вручаются грамоты ученикам и сотрудникам нашей школы за участие в областной акции «Открытка ветерану».

По окончании общешкольной линейки проводятся занятия в рамках учебного расписания, подчинённые единой теме 70-лет Великой Победы. Акция «Бессмертный полк». Возложение венков к Братской могиле, почётный караул. Показ фильма «Память в сердце каждого живёт!»

Завершается день единовременной рефлексией – интерфьюривонием участников образовательного события для выпуска школьной газеты.


Литература:

  1. Аверков М. С., Ермаков С. В. Интенсивная школа как пространство переходов для юношеского возраста / Материалы XIV научно–практической конференции «Педагогика развития». Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2008. 2

  2. Попов А. А. Основания современного юношеского образования / Материалы XIV научно- практической конференции Международной ассоциации развивающего обучения. М., 2008.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет) / Под общ. ред. А. Адамского. М.: Эврика, 2008.

  4. Фрумин И. Д., Знаменский С. В. Краевая Летняя Школа по естественным наукам / Летние школы. Материалы всесоюзной конференции. Красноя развивающего обучения. М., 2008.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет) / Под общ. ред. А. Адамского. М.: Эврика, 2008

5


Выступление на МО зам.директоров по ВР "Образовательное событие как форма совместной познавательной творческой деятельности"
  • Директору-завучу
Описание:

Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача изменения философии школы: утверждения в ней приоритета индивидуальности ребёнка и ценностей понимающей педагогики; обеспечения демократических норм взаимодействия детей и взрослых.

Автор Голутвина Елена Николаевна
Дата добавления 02.04.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел Другое
Просмотров 630
Номер материала 59125
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓