Главная / Школьному психологу / Выступление на МО воспитателей школы-интерната по теме "Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления"

Выступление на МО воспитателей школы-интерната по теме "Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления"

Название документа Выступление на МО воспитателей.doc

Вhello_html_m74f9fb57.pngыступление на МО воспитателей: 30. 03. 2010 г.




Тема: Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления.



Задачи:

акцентировать внимание на понятии «конфликт», стадиях его протекания, основных видах конфликтов и стратегиях разрешения конфликтных ситуаций;

содействовать осознанию «ошибок» в построении взаимоотношений;

способствовать развитию умения понимать и уважать чувства других людей.


1. Организационный момент.

Игра-приветствие

Всем участникам предлагается поздороваться с соседом слева за руку, произнося слова: «Здравствуй …! Я очень рада тебя видеть!» Затем все берутся за руки и приветствуют всех участников методического объединения.

Разминка «До десяти»

Психолог объявляет, что будет называть любое число от 1 до 10. То же число участники должны показать на пальцах. Темп разминки должен быть быстрым.



2. Вводная часть.

Вступительное слово (слайд 1).

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, на улице, в магазине, на работе… Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны… Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

Пример из истории

Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру I дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:

Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить — и кончено!

Государь! — ответил Дмитриев. — В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить…

Александр, подумав немного, возразил:

Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу.

(Из книги «Исторические анекдоты
из русской жизни». М., 2004)

Эпиграф к МО (слайд 2):

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи …
Словом можно убить и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повернуть в уныние, сотворить в улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить неверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души.



Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последействия».

Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт с учеником, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми, кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может, навсегда…

Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.

3. Основная часть (слайд 3).


Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) - определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:

присутствие двух или более людей;

наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;

столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений.

Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды и пр. Напомню, что ссора — это состояние отношений, характеризующееся негативными переживаниями, напряженностью, враждебностью. Ссора менее эмоционально окрашена, чем конфликт.

Пример из истории

Петр Первый был очень вспыльчив, и ему стоило большого труда сдерживать порывы гнева. Правда, опомнившись, он всегда горько раскаивался в своей горячности.

Во время первого путешествия за границу в 1697–1698 годах, будучи в Германии, однажды за обедом Петр так рассердился за прекословие на своего любимца Лефорта, что в гневе занес над ним шпагу. Но в тот же миг опомнился, обнял Лефорта и искренне попросил у него прощения.

В подобных случаях Петр сокрушался:

О, Боже! Я могу исправить народ мой, но я не могу исправить самого себя…

(Из книги «Исторические анекдоты
из русской жизни». М., 2004)


Любой конфликт имеет свое развитие во времени и пространстве. В основном выделяют три стадии конфликта:

предконфликтная,

собственно конфликт,

разрешение конфликта.


Чтобы точно описать конфликт надо (слайд 4):

  • установить его действительных участников;

  • изучить их мотивы, цели, особенности характера;

  • выявить их отношения в предконфликтной ситуации;

  • выявить главные причины интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту;

  • узнать намерения участников о приемлемых способах преодоления конфликта;

  • выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих на данном этапе в конфликте;

  • определить все возможные пути преодоления конфликта.


Сегодня мы поговорим о межличностных конфликтах. Межличностный — самый распространенный вид конфликтов, так как любой конфликт, в конечном счете, так или иначе, сводится к межличностному.

В межличностных конфликтах важную роль играют индивидуальные качества участников, их личная самооценка, индивидуальный порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия.

В детском коллективе (младший школьный возраст) межличностные конфликты протекают в форме соперничества (стремлении к доминированию) и споров (разногласий по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем).

Таким образом, можно выделить основные причины межличностных конфликтов в детском коллективе (слайд 5):

  • Несовместимость характеров;

  • Столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов;

  • Внутриличностные противоречия;

  • Соперничество (конкуренция).


В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети. Воспитатели относят их к группе риска, т.к. общение с такими детьми чревато возникновением конфликтов. В работе по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций воспитатель может ориентироваться на следующие типы трудных детей (слайд 6):

  1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают;

  2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблемы;

  3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;

  4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются;

  5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;

  6. Нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

  7. Максималисты – хотят чего – то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

  8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

  9. Невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.


Стратегия поведения воспитателя в конфликте между детьми – программа и план действий, направленных на разрешение конфликта с учетом интересов каждого ребенка и наименьшими потерями для каждого, превратив возникшую проблему в возможность открыть для себя и для детей нечто новое.

Тип поведения воспитателя при разрешении детских конфликтов может быть авторитарным, демократическим или анархически – попустительствующим.

Практическое задание: давайте попробуем определить, какую позицию, или какой тип поведения предпочитаете вы, как воспитатель. Предлагаю ответить на такие вопросы:

1. Какие качества необходимо воспитывать в детях?

2. Какие качества в детях Вашего класса более всего Вас огорчают?

(воспитатели письменно отвечают на два поставленных вопроса, затем анализируются их ответы с типом поведения в конфликтной ситуации между детьми)

Анализ ответов воспитателей:

- Вы придерживаетесь авторитарного типа поведения, если отмечается в Ваших ответах необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств, например таких, как: настойчивость, дисциплинированность, послушание, самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Больше всего Вас огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать.


- Воспитатели с демократическим типом поведения считают, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. А вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость.


- Анархически – попустительствующий тип поведения воспитателя и руководства классом в целом чаще встречается в тех случаях, когда педагог не имеет специального образования и выбор этой профессии, в силу каких-то обстоятельств, оказывается для него случайным.


Наиболее благоприятную атмосферу во взаимодействии с ребенком создает демократический тип поведения воспитателя, который придерживается позиции равноправного партнерства. Суть ее состоит в том, что воспитатель в общении с ребенком занимает позицию равноправного партнера, и тем самым обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы. Взаимодействие воспитателя с детьми предполагает переориентацию поведения ребенка в конфликтной ситуации (идет процесс обучения).

Итак, самая важная педагогическая задача – научить ребенка быть самостоятельным и отвечать самому за свои действия.

Как решать конфликты среди детей? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью рассмотрения ситуации наиболее распространенной (слайд 7 и 8).

Почти в каждом классе есть свой забияка и хулиган. Для него верно только одно правило: правда - на стороне сильнейшего. Остальные дети вынуждены подчиняться его требованиям, кто не согласен - получит подзатыльник. С таким ребенком сложно договориться, он верит только в один аргумент: в кулак. Что поделаешь, так его воспитали родители, или так на него повлияла «плохая» компания. Конечно же, стоит избегать драк и применения силы, доказывать же что-либо хулигану бессмысленно.

Выход один: научить других детей защищаться и постараться оградить их от общения с забиякой. Если он один - он слаб. Если же другие дети его поддерживают, дружат с ним, то он чувствует себя королем. Пусть пострадавшие от его унижений дети объединятся и создадут «оппозиционную» группу.

Если у драчуна есть постоянная жертва оскорблений, они часто ругаются и дерутся между собой, то тут можно поступить иначе. Стоит попробовать сдружить их. Например, посадить за одну парту или назначить в напарники по какой-нибудь работе. Пусть научатся сотрудничать - такой опыт очень пригодится им в дальнейшей жизни. Бывали даже случаи, когда после нескольких месяцев такой «операции» ребята стали настоящими друзьями.

Что же делать, если жертвой унижений стал тихий и необщительный ребенок.

Если постоянно защищать его от малейшей неприятности, то можно впасть в другую крайность: он никогда не научиться защищаться. В идеале ребенок должен сам решать свои проблемы.

«Главный итог от пребывания ребенка в коллективе, чтобы он ушел от внешнего контроля со стороны взрослых, чтобы он сформировал внутренний самоконтроль», - объясняет доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов.

Но для того, чтобы этот внутренний самоконтроль был сформирован, ребенку необходимо объяснить, что хорошо, а что - плохо. В одиночку понять это он вряд ли сможет, здесь ему не обойтись без хорошего примера поведения, который ему должны подать родители и воспитатели.

hello_html_264b1753.jpg


Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам среди подростков. В подростковом возрасте, как переходном от детства к взрослости, должно происходить постепенное обучение ребенка быть взрослым в социальном плане, т.е. становление его социальной взрослости. Это является существенной необходимостью подготовки к будущей взрослой жизни. Задача воспитания в этот период заключается в том, чтобы постепенно учить и научить подростка действовать, думать, выполнять разного рода задачи и обязанности на уровне требований, которые предъявляются взрослым, а также общаться с людьми по нормам отношений и поведения. Чтобы учиться этому, ребенок должен начать жить в системе норм и требований, существующих для взрослых.

Вот основные типы и причины конфликтов у подростка (слайд 9 и 10):

  • межличностный конфликт – когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели;

  • внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом;

  • конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс, срывает урок, а один подросток остается в классе. Несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы;

  • межгрупповой конфликт – возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.


Общими рекомендациями, благоприятствующими в работе с подростком могут быть следующие (слайд 11):

  • Создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личности каждого подростка, независимо от его культурного или какого-либо другого статуса.

  • Необходимо помнить, что подростку с положительной самооценкой легче контролировать свое поведение, поэтому его необходимо поддерживать (хвалить за успехи и проч.).

  • Упражнениями, ведущими к взаимопониманию, снижающими конфликтность, является умение слушать, что необходимо повторять вновь и вновь;

  • Развитие чувства самоуважения, при этом необходимо учить, как соотносить свои и чужие желания и можно ли одновременно удовлетворить все желания (учить подростка отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний);

  • Разговоры о чуткости - что значит, дружба и как подростки могут считаться с интересами людей, которые им не нравятся;

  • учить умению видеть правомерность не только своей, но и другой позиции, то есть самокритичности.

Если все же конфликт вызвал стресс, если есть подозрение, что подросток пребывает в стрессовом состоянии, то рекомендуется придерживаться следующих стратегий поведения, которым необходимо научить подростка (Кеннет Томас выделил пять основных стратегий) – слайд 12:

  1. Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий

  2. Сглаживание, приспособление противоречий, когда один из участников конфликта либо соглашается с предъявленными ему претензиями, либо стремится оправдать себя

  3. Компромисс – взаимные уступки обоих сторон

  4. Эскалация (увеличение, рост) напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние (с участием не только детей, но и взрослых)

  5. Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия

Практическое задание: Упражнение «Праздничный пирог»

Данное упражнение позволит определить стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Психолог. Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?

(воспитателям зачитываются варианты поведения, они записывают свой ответ, затем идет анализ и определение стратегии поведения)

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

1. Откажетесь разрезать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание.)

2. Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция.)

3. Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление.)

4. Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество.)

5. Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс.)

Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы (слайд 13), поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Характеристика стратегий

Название стратегии

Достоинства

Недостатки

Конкуренция – отстаивание
своих интересов до конца,
иногда в ущерб другому

Все твои интересы соблюдены

Репутация скандалиста
и неприятного человека

Избегание – откладывание
решения конфликта

Выигрываешь время

Проблема не решена,
негативные эмоции не исчезли,
а загнаны внутрь

Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта

Учтены интересы обеих сторон

Требует много сил и времени.

Приспособление – игнорирование
своих интересов в пользу другого

Не испорчены отношения
с человеком, так как
его интересы соблюдены

Твои интересы остались без внимания

Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все

Часть интересов обеих сторон соблюдена

Получил лишь часть того,
на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора


Прояснение конфликтной ситуации, оценка обстоятельств, характеров, мотивов и интересов, вовлеченных в конфликт – первый шаг на пути его разрешения. Учитывая, что в конфликты всегда вовлечены эмоции участников, то следующим шагом в разрешении конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций. После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон.

Предлагаются следующие приемы разрешения конфликтной ситуации (слайд 14):

  • В решении проблемы учитывать нужды каждого;

  • Использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

  • Развивать у ребенка (подростка) эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

  • Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

  • Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

  • Нейтрализовать борьбу за власть;

  • Учить воспитанников управлять эмоциями;

  • Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта;

  • Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен (слайд 15 и 16):

  • Вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников);

  • Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло;

  • Оказать помощь пострадавшему;

  • Сообщить виновнику если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовлетворении его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие – нибудь действия (например: успокоить, отвести к администрации и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже;

  • Избавиться от зрителей , если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место;

  • Успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

  • Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу;

  • Сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую – нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким - либо нежелательным осложнениям;

  • Позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать.



Практическое задание. Тест «Роль воспитателя» (слайд 17 – 21)

Родители и воспитатели школ – интернатов, детских домов – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью.

Можете ли вы?

(варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл):

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать, ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12. Не прореагировать, если ваш ребёнок (из класса) ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?


Обработка.

Результаты теста:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.


18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.


Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



4. Заключительная часть.

Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью.

Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … Правильно, сотрудничеству!





Приложение.

1. Ситуации для работы с подростками.

2. Памятка «Анализ конфликтной ситуации».

3. Арт - терапевтическое упражнение «ЛИНИИ КОНФЛИКТА».


4. Памятка для учащихся «Законы дружбы»








Приложение 1.

Ситуации

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

Примеры разрешения ситуаций

А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.

Конкуренция. Устраиваешь подруге истерику, грозишь порвать дружбу, и она идет с тобой.

Избегание. Недовольная, но не вступившая в данный момент в спор (отложу до следующего раза), идешь на дискотеку одна.

Сотрудничество. Договариваешься с братом, что он запишет фильм на видео, и идешь вместе с подругой на дискотеку.

Приспособление. Забываешь о своем желании идти на дискотеку и остаешься с подругой смотреть фильм.

Компромисс. Смотришь начало фильма, затем идешь на дискотеку, а к развязке сюжета возвращаешься.

Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.

Конкуренция. Остаешься за компьютером, за хлебом отправляется младший брат.

Избегание. Чтобы родители отстали и дали поиграть и дальше, быстро бежишь в магазин.

Сотрудничество. Сохраняешь игру и идешь за хлебом, затем снова садишься за компьютер.

Приспособление. Без большого желания отправляешься сразу за хлебом.

Компромисс. Еще немного играешь, выключаешь компьютер и идешь за хлебом.

В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку, Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.

Конкуренция. Закрываешь за бабушкой дверь своей комнаты на ключ, продолжаешь слушать, как прежде.

Избегание. Выключаешь музыку, с бабушкой сегодня ссориться не с руки: она обещала дать денег на карманные расходы.

Сотрудничество. Что ж, сегодня придется послушать музыку через наушники.

Приспособление. Выключаешь тут же музыку, садишься делать уроки.

Компромисс. Слушаешь музыку, включив громкость лишь наполовину.

Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.

Конкуренция. Даже не открываешь им дверь, остаешься дома хандрить.

Избегание. Отвечаешь уклончиво, что, возможно, выйдешь к ним через полчаса.

Сотрудничество. Объясняешь друзьям свою ситуацию и обещаешь погулять с ними завтра.

Приспособление. Ничего не остается делать, как идти с друзьями гулять.

Компромисс. Обещаешь на все «сто», что через час присоединишься к ним.

Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.

Конкуренция. С этого дня ты ни разу не дашь списать домашнее задание.

Избегание. Обещаешь другу, что подумаешь над тем, дать или нет ему списать домашнее задание.

Сотрудничество. Предлагаешь не списывать готовое домашнее задание, а позаниматься с ним, объяснить, как решать такие задачи.

Приспособление. Продолжаешь давать списывать несмотря на предупреждение учителя.

Компромисс. Даешь другу списать начало домашнего задания, а дальше пусть он решает сам.







Приложение 2.

ПАМЯТКА

Анализ конфликтной ситуации

hello_html_m6bcbe20f.jpg

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений, которое обычно сопровождается негативными эмоциями.


Стороны конфликта — субъекты, участники конфликтного взаимодействия.


Характеристики конфликта


• По социальному статусу сторон:


вертикальный — между субъектами, находящимися в подчинении один другому; горизонтальный — между субъектами, имеющими одинаковый социальный статус.


• По количеству участников:


внутриличностный — столкновение противоположных по направленности мотивов, интересов внутри одной личности; межличностный — конфликт между двумя личностями; внутригрупповой — конфликт между личностью и группой личностей; межгрупповой — конфликт между группами личностей.


• По результату:


конструктивный — выигрывают обе стороны; деструктивный — выигрывает кто-то один.


Стратегии — модели поведения в конфликтной ситуации:


противоборство — настойчивое стремление добиться своего;


сотрудничество — поиск взаимовыгодных решений;


компромисс — путь взаимных уступок (уступка — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого);


избегание — уход от конфликтного взаимодействия.


Стадии конфликта


Возникновение — ущемление потребности одной из сторон.


Становление — при активном противодействии второй стороны конфликт из потенциального становится актуальным.


Зрелость — стадия активного противоборства сторон.


Преобразование — конструктивный (выработка соглашения) либо деструктивный исход (принуждение).


Самооценка — оценка личности самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, может быть нормальной/завышенной/заниженной.


Конфликтогенное поведение — поступки, приводящие к конфликтной ситуации.



Приложение 3.

ЛИНИИ КОНФЛИКТА

Арт-терапевтическое упражнение


Святая наука — расслышать друг друга...


Булат Окуджава


Пожалуй, у каждого есть память душевной боли. На ветке шрам и на стволе —

обидные отметины. Как хорошо, что на душе шрам менее заметен.



Таково эмоциональное прочтение проблемы.

В научном понимании источником душевных травм является нарушенное общение и, соответственно, конфликты как результат отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Стороны могут быть представлены людьми, группами, социальными общностями, а также мыслями, чувствами и взглядами отдельно взятой личности.

Это отражается в различных типах конфликтов: межличностном, между личностью и группой, межгрупповом, социальном или внутриличностном.

Неразрешенные конфликты остаются в нашем бессознательном и могут оказывать негативное влияние на личность. Снижается эмпатия, нарушаются контакты, неудовлетворенность поглощает весь внутренний мир человека.

Моделирование конфликтной ситуации позволяет если не решить, то, по крайней мере, взглянуть на нее по-новому.

hello_html_m3aff25ad.png


Цель: помочь человеку актуализировать конфликтную ситуацию, исследовать свое поведение в ней, осознать собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.

Условия проведения: арт-терапевтическое пространство включает круг из стульев и персональные рабочие места (стол и стул) для индивидуального творчества. Методика подходит для индивидуальных занятий и работы в группе до 12–15 человек.

Материалы: листы белой бумаги формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки), которые легко скользят по поверхности бумаги.


Основные этапы


1. Индивидуальная работа

Участники работают самостоятельно и не имеют возможности наблюдать за работой других.

Инструкция

Вспомните субъективно значимую для вас конфликтную ситуацию, участником которой вы являлись. Выберите два фломастера (карандаша, мелка), обозначающих вас и вашего оппонента (противника, соперника). Возьмите лист и поставьте на нем цифру 1. В рабочую руку возьмите фломастер (карандаш, мелок), обозначающий вас, в нерабочую — фломастер (карандаш, мелок), обозначающий вашего оппонента. Изобразите конфликтную ситуацию с помощью линий, не отрывая фломастеров (карандашей, мелков) от бумаги. После завершения работы переверните лист и отложите его.

На втором листе изобразите ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры (карандаши, мелки) в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии вашего собственного поведения.

Поразмышляйте о том, что вы видите на рисунках, и попробуйте составить рассказ от лица каждой линии, а затем какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чем говорят вам получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили вам линии о конфликтной ситуации и способах ее разрешения?

Примечание. Листы бумаги необходимо закрепить так, чтобы они не скользили в процессе работы.


2. Этап вербализации

Участники садятся в круг, по желанию показывают свои рисунки и рассказывают об изображенных на них конфликтных ситуациях. Остальные могут задавать вопросы:

— Что ты чувствовал (а) в процессе рисования?

— Что ты чувствуешь сейчас?

— Как развивался конфликт и разрешился ли он?

— Изменилось ли твое понимание причин и последствий конфликтной ситуации? Как ты теперь видишь свою роль и роль твоего оппонента в конфликте?

Этот этап ставит клиента в активную позицию, он берет на себя ответственность, пытаясь понять природу своих переживаний, их роль в собственной жизни и во взаимоотношениях с другими людьми.

Важно создать атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.


3. Заключительный этап

Педагог предлагает участникам занятия поступить со своими рисунками так, как им бы хотелось.

Нередко возникает потребность символически «расправиться» с конфликтом: порвать, сжечь, смять рисунок. Такое поведение может свидетельствовать об острой душевной боли, страдании или гневе.


Комментарии


По мнению известного американского арт-терапевта М. Бетенски, линия — один из основных элементов символического выражения в искусстве, наряду с формой и цветом. С ее помощью человек может выразить свои переживания, отобразить внутренний мир.

Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущностях, не просто создавая образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. Большую роль здесь играет бессознательное. И только на этапе вербализации происходит осознание значимости линий.

Линия может символизировать жизненный путь в целом или определенный его этап.

В упражнении «Линии конфликта» участники рисуют одну и ту же ситуацию дважды. С чем это связано?

Многие психологи и психотерапевты сходятся во мнении, что нерабочая рука ассоциируется с бессознательным. Поэтому, когда человек рисует нерабочей (как правило, левой) рукой, он менее подвержен контролю со стороны сознания, а значит, более импульсивен, эмоционален, «правдив». Правая рука ассоциируется с сознанием. По мнению Аммана, левая рука представляет внутренний мир, а правая — внешний мир, реальность и жизненные цели человека.

Следовательно, меняя положение фломастеров (карандашей, мелков) на первом и втором рисунках, мы имеем возможность сравнить реальное (бессознательное) с желаемым (сознание).

Иллюстрации


При интерпретации важно обратить внимание на характер линий и их расположение относительно друг друга, места соприкосновения, столкновения и расхождения, что является показателем взаимодействия, активности и пассивности участников конфликта.

Петляющие, многократно пересекающиеся линии, возможно, указывают на запутанность ситуации, многочисленные попытки решения конфликта. Такие линии особенно часто встречаются на рисунках внутрисемейных конфликтов (на одной территории).

Например, на рис. 1 линии расположены близко друг к другу, что может свидетельствовать о родственных отношениях между участниками конфликта. Из беседы выяснилось, что автор (черная линия) конфликтует со своей мамой (красная линия). Оба участника активны. Они «нападают» друг на друга и в эти моменты ведут себя агрессивно (большое количество острых углов, направленных на оппонента). Вероятно, участники конфликта возбуждены и испытывают большое напряжение. При этом петли напоминают «передышки» между «стычками». Возникает чувство, что они не могут отпустить друг друга, но и не хотят уступать.

Обратим внимание на характер красной линии (на рис. 1В эта линия справа). Она имеет большее количество острых углов, то есть автор сознательно рисует своего соперника более агрессивным.

Анализируя ситуацию в целом, можно отметить, что на рис. 1А конфликт протекает довольно ровно. В то время как рис. 1В свидетельствует о его нарастающей силе.

Можно предположить, что автор изобразил типичный для семейной ситуации конфликт.

Линии, образующие «клубок», характерны для людей, имеющих внутриличностный конфликт, и могут ассоциироваться с растерянностью и отсутствием порядка.

Автор рис. 2 изобразил зигзагообразные плавные и мягкие линии. Они многократно пересекаются, образуя «клубок». Это может свидетельствовать о скрытой враждебности и отсутствии открытых столкновений. Возможно, автор запутался, обеспокоен. Гармония личности нарушена. Черты характера вступили в борьбу друг с другом. Понятно, что эти черты появились не вдруг. Вероятно, они были всегда, но в какой-то момент их противоборство достигло предела.

Ломаные линии с большим количеством острых углов могут быть показателем тревоги, возбуждения, напряжения. Если линии пересекаются и в местах пересечения образуют углы, это может расцениваться как показатель резких открытых столкновений.

На рис. 3 синяя линия, от лица автора, носит оборонительный характер. Она, как видно, почти не содержит острых углов (рис. 3А справа), либо они отсутствуют вовсе (рис. 3В слева). Коричневая линия более импульсивна. Многочисленные ее «выпады» в сторону синей линии (соперника) особенно заметны после точки соприкосновения, которая, возможно, символизирует кульминацию конфликта. Прослеживается постепенный внутренний, вероятно еще не до конца осознаваемый автором, разрыв отношений. Судя по характеру линий, можно предположить, что сам автор в конфликте ведет себя менее агрессивно, нежели его оппонент.

Непересекающиеся симметричные и зеркально отражающие друг друга линии с большой долей вероятности означают, что человек не смог вспомнить или отрефлексировать конфликтную ситуацию.

Рассмотрим, например, рис. 4. Линии находятся на некотором расстоянии друг от друга, не соприкасаются, не пересекаются, что говорит об отсутствии какого-либо взаимодействия между визуализированными персонажами конфликта.

Информативны внешние признаки линий. Однако при интерпретации важно иметь в виду, что характер и толщина линий могут зависеть не только от индивидуальных особенностей автора, но и от качества бумаги, карандашей, фломастеров.

Так, объективно тонкая линия расценивается как индикатор неблагоприятного эмоционального самочувствия, нерешительности, беспокойства, страха проиграть в конфликтной ситуации.

Толстые линии, с одной стороны, указывают на активность, энергичность, уверенность, с другой — на тревожность и напряженность.

Значимым диагностическим признаком является направление линий. Линии, идущие вверх, символизируют развитие конфликта. Движение в обратном направлении, как правило, признак угасания, сглаживания, ухода или разрешения конфликтной ситуации.

Точки (места, в которых автор замедлял и останавливал движение фломастера) могут свидетельствовать о спонтанной реакции сильного внутреннего переживания; отражать моменты осознания или сознательного обдумывания «театра конфликтных действий».

По характеру завершения линий можно судить о стратегии поведения в ситуации конфликта.

Стратегию ухода (уклонения) можно увидеть на рис. 3 (расходящиеся линии). Автор рисунка рассказала такую историю.

«Я — синяя линия. Я сама во всем виновата. Если бы я не требовала от него так много, мы бы и сейчас были счастливы. А теперь только ругаемся. А он хороший, он любит меня. Он все делает, чтобы мне угодить. Я такая неблагодарная. Вот и вчера мы поругались. И он снова ушел. Почему я его не остановила? Мне так больно. Надеюсь, он вернется, и все будет по-прежнему».

Конфронтация хорошо заметна на рис. 1. Здесь нет понимания и принятия друг друга. В итоге конфликт остается, что подтверждается образным рассказом автора.

«Я — красная линия, я старше, мудрее. Я смогу уберечь тебя от ошибок, ты должна следовать моему примеру, слушаться меня. Ты еще не можешь решать за себя.

Я — черная линия, я уважаю тебя и люблю, но у меня своя ЖИЗНЬ, и пусть в ней будут ошибки, но я не хочу жить ТВОЕЙ жизнью».

По рис. 2 нельзя точно сказать, пришли ли стороны к компромиссу (приемлемое решение путем взаимных уступок), или одна сторона уступила другой (сглаживание). Однако из рассказа автора следует, что он отказывается от собственной точки зрения и таким образом пытается разрешить конфликт, то есть он выбрал стратегию приспособления.

«Я — зеленая линия. Ты — черная линия. Но некоторые черты твоего характера меня раздражают. Я хочу изменить их, хотя понимаю, что это почти невозможно. Человека так трудно изменить.

Черная линия:

— Ишь чего захотела! Я и не собиралась становиться другой. А не измениться ли тебе самой?

Зеленая линия:

— Иногда я тоже думаю об этом, даже предпринимаю некоторые попытки, а потом все возвращается на круги своя и нарастает, нарастает. Но когда-то терпению приходит конец. Я не могу так больше жить! Что же мне делать? Может, принять черты твоего характера и научиться жить с ними?»


В рисунках встречаются и такие стили разрешения конфликтов, как настойчивость (принуждение) и сотрудничество (решение проблемы).

Таким образом, диагностические возможности арт-терапевтического упражнения «Линии конфликта» позволяют приблизиться к пониманию эмоционального и поведенческого паттерна личности в условиях нарушенного общения, а значит — найти способы конструктивной помощи и поддержки.

Приложение 4.

Памятка для учащихся «Законы дружбы»

hello_html_5efe61ff.gifhello_html_m4d466bb7.pnghello_html_1af856ad.pnghello_html_6811a19c.png

Название документа Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их.pptx

Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления Педагог – ...
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухаю...
Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как от...
Чтобы точно описать конфликт надо: установить его действительных участников; ...
Типы трудных (конфликтных) детей:
Как решать конфликты среди детей? Самая важная педагогическая задача - научит...
Как решать конфликты среди детей? Если у драчуна есть постоянная жертва оскор...
Конфликты в подростковом возрасте Межличностный конфликт – когда подростки с ...
Конфликты в подростковом возрасте Конфликт между личностью и группой - может ...
Общие рекомендации,благоприятствующие в работе с подростками Создание атмосфе...
Виды исхода в межличностных конфликтах
Характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях Названиестратегии ...
Приемы разрешения конфликтной ситуации
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Вмешаться в конфликт, пре...
В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Разрешить конфликт: когда...
Тест «Роль воспитателя» Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так по...
Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, ...
Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, ...
Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, ...
Результаты теста: 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жи...
Спасибо за работу. Благодарю всех за внимание!
1 из 22

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления Педагог – пси
Описание слайда:

Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления Педагог – психолог Сенькина Ирина Александровна Областная санаторная школа-интернат г. Вязники

№ слайда 2 Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим
Описание слайда:

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи … Словом можно убить и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить, рассеять сомнения – и повернуть в уныние, сотворить в улыбку - и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить неверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души. В. А. Сухомлинский

№ слайда 3 Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсут
Описание слайда:

Конфликт (от лат. conflictus – ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

№ слайда 4 Чтобы точно описать конфликт надо: установить его действительных участников; изу
Описание слайда:

Чтобы точно описать конфликт надо: установить его действительных участников; изучить их мотивы, цели, особенности характера; выявить их отношения в предконфликтной ситуации; выявить главные причины интересов и ценностей, которые привели к этому конфликту; узнать намерения участников о приемлемых способах преодоления конфликта; выявить других заинтересованных субъектов, не участвующих на данном этапе в конфликте; определить все возможные пути преодоления конфликта. Каждый конфликт имеет пространственные (сфера возникновения, условия возникновения, результат конфликта) и временные (длительность, частота, повторяемость конфликта) характеристики.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 Типы трудных (конфликтных) детей:
Описание слайда:

Типы трудных (конфликтных) детей:

№ слайда 7 Как решать конфликты среди детей? Самая важная педагогическая задача - научить р
Описание слайда:

Как решать конфликты среди детей? Самая важная педагогическая задача - научить ребенка быть самостоятельным и отвечать самому за свои действия Распространенная ситуация : Почти в каждом классе есть свой забияка и хулиган. Для него верно только одно правило: правда - на стороне сильнейшего. Остальные дети вынуждены подчиняться его требованиям, кто не согласен - получит подзатыльник. С таким ребенком сложно договориться, он верит только в один аргумент: в кулак. Что поделаешь, так его воспитали родители, или так на него повлияла «плохая» компания. Конечно же, стоит избегать драк и применения силы, доказывать же что-либо хулигану бессмысленно. Выход один: научить других детей защищаться и постараться оградить их от общения с забиякой. Если он один - он слаб. Если же другие дети его поддерживают, дружат с ним, то он чувствует себя королем. Пусть пострадавшие от его унижений дети объединятся и создадут «оппозиционную» группу.

№ слайда 8 Как решать конфликты среди детей? Если у драчуна есть постоянная жертва оскорбле
Описание слайда:

Как решать конфликты среди детей? Если у драчуна есть постоянная жертва оскорблений, они часто ругаются и дерутся между собой, то тут можно поступить иначе. Стоит попробовать сдружить их. Например, посадить за одну парту или назначить в напарники по какой-нибудь работе. Пусть научатся сотрудничать - такой опыт очень пригодится им в дальнейшей жизни. Бывали даже случаи, когда после нескольких месяцев такой «операции» ребята стали настоящими друзьями. Что же делать, если жертвой унижений стал тихий и необщительный ребенок. Если постоянно защищать его от малейшей неприятности, то можно впасть в другую крайность: он никогда не научиться защищаться. В идеале ребенок должен сам решать свои проблемы. «Главный итог от пребывания ребенка в коллективе, чтобы он ушел от внешнего контроля со стороны взрослых, чтобы он сформировал внутренний самоконтроль», - объясняет доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Виктор Голованов. Но для того, чтобы этот внутренний самоконтроль был сформирован, ребенку необходимо объяснить, что хорошо, а что - плохо. В одиночку понять это он вряд ли сможет, здесь ему не обойтись без хорошего примера поведения, который ему должны подать родители и воспитатели.

№ слайда 9 Конфликты в подростковом возрасте Межличностный конфликт – когда подростки с раз
Описание слайда:

Конфликты в подростковом возрасте Межличностный конфликт – когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются взгляды и цели; Внутриличностный конфликт - такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.

№ слайда 10 Конфликты в подростковом возрасте Конфликт между личностью и группой - может воз
Описание слайда:

Конфликты в подростковом возрасте Конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт , если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом , так как он идет против мнения группы; Межгрупповой конфликт – возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп

№ слайда 11 Общие рекомендации,благоприятствующие в работе с подростками Создание атмосферы
Описание слайда:

Общие рекомендации,благоприятствующие в работе с подростками Создание атмосферы взаимного доверия и уважения к личности каждого подростка, независимо от его культурного или какого-либо другого статуса. Необходимо помнить, что подростку с положительной самооценкой легче контролировать свое поведение, поэтому его необходимо поддерживать (хвалить за успехи и проч.). Упражнениями, ведущими к взаимопониманию, снижающими конфликтность, является умение слушать, что необходимо повторять вновь и вновь; развитие чувства самоуважения, при этом необходимо учить, как соотносить свои и чужие желания и можно ли одновременно удовлетворить все желания (учить подростка отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний); разговоры о чуткости - что значит дружба и как подростки могут считаться с интересами людей, которые им не нравятся; учить умению видеть правомерность не только своей, но и другой позиции, то есть самокритичности.

№ слайда 12 Виды исхода в межличностных конфликтах
Описание слайда:

Виды исхода в межличностных конфликтах

№ слайда 13 Характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях Названиестратегии Дос
Описание слайда:

Характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях Названиестратегии Достоинства Недостатки Конкуренция – отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому Всетвои интересы соблюдены Репутация скандалиста инеприятного человека Избегание – откладывание решения конфликта Выигрываешь время Проблема не решена, негативные эмоции не исчезли, а загнаны внутрь Сотрудничество – взаимовыгодный вариант решения конфликта Учтены интересы обеих сторон Требует много сил и времени. Приспособление – игнорирование своих интересов в пользу другого Не испорчены отношения с человеком, так как его интересы соблюдены Твои интересы остались без внимания Компромисс – взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все Часть интересов обеих сторон соблюдена Получил лишь часть того, на что рассчитывал, и надо строго соблюдать условия договора

№ слайда 14 Приемы разрешения конфликтной ситуации
Описание слайда:

Приемы разрешения конфликтной ситуации

№ слайда 15 В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Вмешаться в конфликт, прерва
Описание слайда:

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Вмешаться в конфликт, прервать акт насилия (здесь можно прокомментировать происходящее, попытаться отвлечь ссорящихся, разнять противников); Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; Оказать помощь пострадавшему; Сообщить виновнику если его вина не подлежит сомнению, о своем неудовлетворении его поведением, решить вопрос – сразу же предпринять в отношении его какие – нибудь действия (например: успокоить, отвести к администрации и т.п.) или лучше обстоятельно заняться им позже; Избавиться от зрителей , если присутствие других детей осложняет ситуацию, велеть им разойтись или самому уйти с участниками конфликта в другое место; Успокоить участников конфликта, например: велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; развести их в разные стороны, посоветовав «охладить пыл»; устроить так, чтобы они не видели или не могли коснуться друг друга, пока не придут в себя; дать возможность выразить свои эмоции – обиду, злость; расспросить их, что случилось и как они себя чувствуют;

№ слайда 16 В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Разрешить конфликт: когда де
Описание слайда:

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Разрешить конфликт: когда дети успокоятся, провести с ними совместное обсуждение происшествия (разбор конфликта) или в отдельности провести беседу; Сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание, играет ли наказание какую – нибудь роль для виновника, какие уроки он извлечет, какие внушения должны получить участники конфликта, если их поведение не имело серьезных последствий или если оно привело к каким - либо нежелательным осложнениям; Позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому-нибудь из детей и дать указания, что делать.

№ слайда 17 Тест «Роль воспитателя» Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так посту
Описание слайда:

Тест «Роль воспитателя» Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком? 2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? 3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

№ слайда 18 Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но
Описание слайда:

Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): 4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты? 5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя? 6. Поставить себя на место ребёнка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

№ слайда 19 Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но
Описание слайда:

Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): 8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? 10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

№ слайда 20 Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но
Описание слайда:

Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): 11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? 13. Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

№ слайда 21 Результаты теста: 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни
Описание слайда:

Результаты теста: 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. 18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

№ слайда 22 Спасибо за работу. Благодарю всех за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за работу. Благодарю всех за внимание!

Выступление на МО воспитателей школы-интерната по теме "Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления"
  • Школьному психологу
Описание:

Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, на улице, в магазине, на работе… Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны… Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.

В данной работе представлен подробный конспект выступления педагога-психолога на методическом объединении воспитателей школы-интерната по теме "Межличностные конфликты в детском коллективе и пути их преодоления", презентация выступления и приложение в виде плаката - памятки "Законы дружбы". 

Автор Сенькина Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1541
Номер материала 28220
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓