ГКС(к) ОУ «Волгоградская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3»
Выступление на МО воспитателей по теме:
«Артикуляционная гимнастика в школе»
Подготовила:
учитель-логопед
Голубева Л.А.
Волгоград 5.11.2014
Особенности
логопедического сопровождения в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII
вида
Логопедическая работа в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII
вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития ребенка с
особыми образовательными потребностями. Нарушения
речи учащихся данной школы являются очень распространенными и имеют стойкий
характер.
Понятие «нарушение речи» - это отклонение в речи
говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством
нормального функционирования психофизиологических механизмов речи.
Основные признаки речевого нарушения: несоответствие
речи возрастным нормам; речевой дефект, который сам не исчезает, необходима помощь
логопеда.
Различные нарушения речи среди детей с недостатками
интеллектуального свойства встречаются значительно чаще, чем среди детей с
нормальным уровнем умственного развития. Это объясняется комплексом причин:
1)
органические - локальное или очаговое поражение коры головного
мозга,
недоразвитие отделов головного мозга (поражены речевые зоны Брокка, Вернике);
2)
функциональные - связаны с нарушениями в ЦНС (процессы возбуждения - торможения);
3)
психогенные - воздействие эмоционального потрясения положительного или
отрицательного характера, психологические переживания (испуг, потеря
родственника);
4)
социальные - неадекватность речевой среды (дефекты речи у родственников;
билингвизм; глухие родители - ребенок растет в среде молчания; умственная
отсталость членов семьи).
Вместе с тем, могу отметить как учитель-логопед, что за
последние пять лет в подготовительные и первые классы данной специальной
коррекционной школы поступают до 100% детей, имеющих нарушения речи и
нуждающихся в профессиональной логопедической помощи.
Большое количество учащихся начальной школы
коррекционных учреждений VIII вида имеют выраженные дефекты устной и
письменной речи. Эти отклонения носят системный характер, затрагивают
фонетико-фонематическую сторону речи (звукопроизношение, различение звуков);
лексико-грамматическую сторону речи (словарный запас, связную речь,
монологическую, диалогическую, фразовую; грамматический строй речи).
Как правило, нарушена смысловая сторона речевой
деятельности (не понимают смысла слова или высказывания, не могут
проанализировать ситуацию, сделать выводы).
Многие дети данной категории начинают произносить
слова лишь на 3-5 году жизни, чаще существительные. Запас слов крайне ограничен.
Дети не знают названий многих предметов, явлений окружающего их мира. В активном
словаре ребенка нет обозначений действий и качества предметов.
Появление фразовой речи запаздывает. В 6-8 лет ответы
ребенка чаще односложны. Связная речь на низком уровне развития. Пересказ
текста по наводящим вопросам вызывает затруднения. Дети добавляют события, которые
отсутствуют в тексте. Рассказ по серии сюжетных картинок подменяют
перечислением предметов. Связные тексты строят предельно кратко и сжато.
У детей с проблемами интеллектуального развития нарушения
звукопроизношения являются полиморфными. Их коррекция является более сложным
и длительным процессом, чем у детей с нормой. Основной причиной являются
особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной
речью.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, без эмоциональных
оттенков. В одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных детей
голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.
Наряду с недоразвитием речевой моторики у этих детей
нередки случаи параличей, парезов речевой мускулатуры, аномалии в строении
артикуляционного аппарата.
При логопедической диагностике нарушение речи у детей
данной категории определяется как системное недоразвитие речи (тяжелой,
средней, легкой степени тяжести). Проверяется как устная, так и письменная речь
учащихся.
Особенности логопедического сопровождения в
специальной школе-интернате VIII вида обусловлены с одной стороны,
характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими
особенностями ребенка, с другой - спецификой их речевого развития и структурой
дефекта.
При систематических логопедических занятиях к старшим
классам у большинства учащихся школ-интернатов происходит коррекция
звукопроизношения, просодических компонентов речи (темп, ритм).
Коррекционно-логопедический процесс базируется на максимальной
активности анализаторов, использовании многообразной наглядности для включения
зрительного и тактильного восприятия, кинестетических ощущений позы, положения
тела. В силу того, что у детей достаточно долго, тяжело формируются новые
умения и навыки, характерна частая повторяемость логопедических упражнений.
Развитие и коррекция нарушений речи учащихся с
недостатками интеллекта достаточно сложный, кропотливый процесс. Поэтому
учителям, воспитателям школы-интерната необходимо проводить эту работу под
руководством учителя-логопеда не от случая к случаю, а систематически,
ежедневно.
Основой логопедического сопровождения, взаимодействия
педагогов специальной школы является артикуляционная гимнастика.
(Презентация «Артикуляционная гимнастика в школе»).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.